Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

5 ловушек мышления, которые портят нам жизнь. Объясняет психотерапевт

Оглавление

«Ну себя-то я точно понимаю и контролирую!»… Мозг — наш главный инструмент: мы полагаемся на свои мысли, знания, память, способности к самоконтролю. Но даже он порой живет «отдельной жизнью» и подстраивает нам ловушки, которые влияют на восприятие реальности, принятие решений и отношения с другими людьми. Это когнитивные искажения — систематические ошибки в мышлении и поведении, которые свойственны большинству людей. Ими пользуются в маркетинге и других сферах, где нужно управлять ходом мысли других людей, поэтому о них всегда важно помнить. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает о 5 главных видах когнитивных искажений, которые влияют на нашу жизнь.

1. Искажаем вероятности разных событий

Первая группа когнитивных искажений касается того, как мы оцениваем вероятность каких-либо событий.

Ошибка базового процента. Мы склонны игнорировать реальную статистику в пользу нашего личного опыта, или опыта наших близких.

Самолеты — самый страшный и опасный вид транспорта, у меня дядя погиб в крушении! / Самолет — самый безопасный вид транспорта. Вероятность попасть в «летальную аварию» на самолете 1 к 8 миллионам. А при езде на авто риск 1 к 125.

Чрезмерное обобщение. Мы склонны делать глобальные выводы на основании редких или вовсе единичных случаев.

Все врачи — шарлатаны, целых 3 врача не смогли понять, что со мной не так!
Вот ты всегда так поступаешь, такой ты человек!..
Все Козероги — ужасные люди, я это по опыту знаю!

Иллюзия частотности (феномен Баадера–Майнхоф). Если мы недавно узнали какую-то важную для нас информацию, связанные с ней вещи начинают постоянно нам встречаться, потому что мы фокусируем на них внимание.

Я снова увидела название этой книги! Это знак, мне обязательно нужно ее прочитать!
На тренинге нам рассказывали, как важно видеть одинаковые числа на часах. И теперь я начал их видеть, моя связь со Вселенной стала сильнее!
-2

2. Переоцениваем свои возможности и навыки контроля

Сразу несколько когнитивных искажений мешают нам продуктивно работать, строить реалистичные планы и общаться с другими людьми.

Ошибка планирования. Когда мы что-то планируем, мы склонны слишком оптимистично оценивать свои возможности и свободное время, и не учитывать форс-мажорные обстоятельства.

Да я точно успею выполнить эту задачу, я все рассчитал!

Иллюзия контроля и сверхуверенность. Мы часто переоцениваем нашу возможность контролировать ситуацию и ощущаем, что только от нас зависит конечный исход ситуации.

У меня все под полным контролем, что может пойти не так?
Я незаменимый сотрудник, без меня вся работа остановится!
Да я лучше сам во всем разберусь, не нужен мне мастер\врач!

Предпочтение нулевого риска. Мы отдаем предпочтение решениям, в которых можем уменьшить какой-то незначительный риск до нуля. И при этом менее охотно соглашаемся на стратегии, где можем уменьшить сразу несколько рисков лишь частично — хотя это в итоге принесет бОльшую пользу.

Я не буду делать эту процедуру или операцию, потому что в ней есть риск осложнений или неудачи! \ Итоговый ущерб из-за отказа от лечения превышает риск процедуры.

Эффект Даннинга-Крюгера. Люди с узким кругозором или низким уровнем квалификации более уверены в своих познаниях и профессионализме, чем более компетентные люди. Поэтому они обычно более уверенно и громко выражают свое мнение и чаще делаю ошибочные выводы.

Да я точно знаю, как это правильно делать! Я подписан на эксперта в YouTube и разбираюсь в вопросе!
Я точно вижу, что он врет! Я читала книги по психологии и умею видеть особые жесты и позы.
-3

3. Искажаем значимость\правильность своего выбора

Эта группа когнитивных искажений — настоящий «подарок» для маркетологов и просто окружающих людей, которым что-либо от вас нужно.

Приукрашение сделанного выбора. Очень часто наш мозг сначала принимает решение, а уже потом ищет подтверждение правильности выбора. Мы ищем аргументы и оправдания: придумываем разные ситуации, в которых нам будет полезна новая вещь, читаем положительные отзывы о покупке.

Оказывается, это безумно полезный прибор, еще и очень надежный… Может, это и была импульсивная покупка, но на самом деле я все сделал правильно!
Все-таки, хорошо, что согласился помочь знакомому! Столько всего нового узнал.

Феномен «Дверь в лицо». Мы склонны соглашаться на маловыгодную нам просьбу или предложение, если перед ней нам шла гораздо более обременительная.

Пожалуйста, сделай за меня эту задачу! Нет? Ну ладно. А можешь тогда помочь мне вот с этим небольшим моментом? Отлично, спасибо! (А вы вообще не собирались тратить свое время на помощь коллеге, у вас много срочных дел).

Эффект знакомства с объектом. Наш мозг не терпит неизвестности — она кажется тревожной и опасной. Поэтому из нескольких незнакомых объектов мы скорее выберем тот, о котором хотя бы что-то знаем. Именно на этом эффекте строится реклама.

Об этом бренде я уже слышал и видел его, значит — он более качественный!
-4

4. Неправильно принимаем и оцениваем информацию

Эти когнитивные искажения помогают контролировать нас через средства массовой информации.

Склонность к негативу. Мы подсознательно переоцениваем важность отрицательных данных, ведь знания об опасностях помогают нам выживать. Поэтому мы склонны акцентировать внимание на негативных новостях и материалах.

Я постоянно чувствую себя тревожно, но не могу прекратить читать эти пугающие новости!

Предвзятость подтверждения. Мы склонны искать и читать\смотреть ту информацию, которая подтверждает нашу точку зрения. Из-за этого мы не допускаем в свою жизнь альтернативные мнения и часто не видим картину целиком.

А этот автор действительно разбирается в вопросе, все верно говорит!

Эффект фрейминга. На восприятие информации влияет форма ее подачи: интонация, звук, цвет, а также выбор слов.

В одном эксперименте разным группам людей показали одну и ту же запись аварии. Испытуемым задали вопрос: «С какой примерно скоростью двигались машины, которые столкнулись?», но в разных группах слово «столкнулись» заменяли на «врезались\разбились\ударились». Ответы разных групп серьезно отличались в зависимости от постановки вопроса.
-5

5. Ошибочно оцениваем себя и других людей

Эта группа когнитивных ловушек управляет нашей самооценкой и общением с другими людьми.

Иллюзия конца история. Большинству из нас кажется, что в прошлом мы пережили значительный внутренний рост и уже достигли финальной стадии развития своей личности, поэтому в будущем мало изменимся.

Знаешь, я ведь через многое прошел… И мне кажется, я уже все понял об этой жизни.

Фундаментальная ошибка атрибуции. При оценке собственного поведения и действий мы уделяем много внимания внешним факторам. А при оценке окружающих мы уделяем больше внимания их личным качествам.

Я так поступил, потому что у меня был тяжелый день, накричал начальник, обидел друг…
Он так поступил, потому что такой он человек — несдержанный, подлый, глупый.

Эгоистическая погрешность. Это искажение схоже с предыдущим, но направлено прежде всего на оценку себя самого. Нам свойственно приписывать свои успехи личным качествам, способностям и усилиям. А вот неудачи мы склонны списывать на внешние факторы.

Да, я смог этого добиться, потому что долго и упорно работал над собой!
Да, я проиграл. Все было против меня!

Персонализация. Мы часто переоцениваем свою значимость и принимаем эмоции\поведение\поступки других людей на свой счет.

Начальник сегодня злой, я явно что-то сделал не так.
Почему он такой грустный? Наверно, я его чем-то расстроила.

Эффект Форера-Барнума. Мы склонны очень высоко оценивать точность описания нашей личности, если уверены, что это описание было создано индивидуально для нас — даже если в нем есть лишь общие сведения, которые подходят большинству людей.

Я сходил к этому гуру, и он очень точно меня описал! Все сошлось!
Я заказала астрологический разбор, и все в точку! Мастер словно видит меня насквозь.
-6

Эффект ореола. Мы склонны переносить позитивные или негативные качества одного человека из одной области на другие.

Она очень красивая и элегантная. И мне кажется, что она очень глубокий человек!
Он такой талантливый! И я уверена, что он очень нравственный и обязательный человек.
Ну не может такой мудрый человек быть подлецом!

Слепое пятно предубеждения. Нам кажется, что окружающие люди более предвзяты и легче попадаются на манипуляции и мыслительные ловушки, чем мы сами.

Я-то все это понимаю, а вот мои друзья и родственники… Они такие доверчивые!

А какие когнитивные искажения вы замечаете за собой? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!