- Ура, мама с работы пришла! – радостно крикнул Рома из своей комнаты, едва Анна Константиновна перешагнула порог своей квартиры.
- Это я, Рома, я! – крикнула она в ответ, снимая сапоги и пальто.
Решив сразу разобрать тяжёлые пакеты с продуктами, она подхватила их и понесла на кухню.
Погода на улице сегодня была туманной и влажной. К вечеру ударил маленький морозец, и тротуары заледенели. Ещё проезжую часть коммунальщики кое-как успевали посыпать реагентами, и Анна Константиновна довольно успешно добралась до супермаркета, а вот по пешеходным дорожкам и тропинкам от парковки было идти весьма затруднительно. Но требовалось обязательно купить продукты для ужина сегодня и для завтрашнего дня кое-что прикупить не помешало бы. В продуктовую тележку привычно легли обезжиренный кефир, йогурт и сметана, три банана и пакет апельсинов, колбаса, сыр, хлеб, филе курицы, пачка сливочного масла и упаковка риса. Может, плов приготовить? Или просто рис с курицей? И то, и то хорошо едят, так что, можно и не заморачиваться с пловом, потому что времени на готовку еды ограничено, нужно ещё поработать перед сном немного, доделать проект, над которым с утра корпела на работе.
Тяжёлые пакеты резали руки, пока Анна Константиновна шла от магазина до машины. Ах, чёрт, забыла купить питьевую воду. Сперва она расстроилась, потом подумала, что за водой можно и дочь отправить в магазинчик возле их дома. Положила пакеты на заднее сидение, завела машину, поехала. По дороге планировала свой вечер, думая, как же все дела успеть сделать, да ещё и спать более или менее вовремя лечь.
Нужно было приготовить еду, проверить уроки у младшего сына, потом позвонить матери и составить список продуктов, которые нужно будет купить в пятницу для неё, а потом доделать проект. Дел намечалось много, а сутки – не резиновые, поэтому Анна Константиновна постоянно подгоняла себя, стараясь управляться побыстрее. Поставив машину на парковку, измотанная слякотной дорогой и мыслями, Анна Константиновна припарковалась во дворе и всё-таки забежала в магазинчик за питьевой водой. Может, потом Рита ещё раз сходит за пятилитровой бутылью, а пока хотя бы литр с собой взять. К великой радости, лифт в подъезде работал, а то два дня стоял, как вкопанный, значит, починили.
- Мам, я помогу! –выскочил навстречу Анне младший сын Рома.
Он помог матери затащить на кухню тяжёлые пакеты.
Добрый мальчишка получился, вроде и некогда было его воспитывать, а он такой вежливый и заботливый вырос, не чета старшей сестре. Ну, у Риты строптивости и нахальности не занимать, и в кого только такая уродилась. Вроде отец тоже добрым и покладистым был.
Муж Анны Константиновны давно ушёл из жизни, и Ромка его даже не помнил. А Рита помнила и была на него похожа и внешне, и повадками.
- Помощник мой, – улыбнулась Анна Константиновна сыну.
- Мам, а что на ужин будет? – полез по сумкам Рома, – Я кушать хочу!
- Я сейчас тебе бутерброды сделаю, перекусишь пока, а потом приготовлю курицу с рисом и проверю уроки, – сказала она и внимательно взглянула на сына, спросив, – Ты все успел сделать?
- Почти всё, – кивнул он, – Только задачка по алгебре осталась. Трудная. Поможешь решить?
- Хорошо, посмотрю после ужина, – кивнула мать, – А где Рита?
- В своей комнате с Никитой закрывшись, – недовольно поморщился Рома.
Анна Константиновна покачала головой и вздохнула. Неужели опять тот самый Никита? Как не нравился ей этот бестолковый мальчишка. Ладно бы, взрослый человек, мужчина, а то он глупый, как ребёнок, и, кажется, Ромка его умнее будет, когда свои задачи по алгебре самостоятельно научится решать.
Рите было девятнадцать лет, она училась в мединституте, и на первом курсе познакомилась с Никитой, который в прошлом году перевёлся в их институт из Санкт-Петербурга, чтобы здесь защитить диплом. Видимо, там что-то не срасталось, а здесь окончить учёбу было проще.
Рита влюбилась в питерского парня по уши и даже как-то уже приводила Никиту, чтобы познакомить его с матерью. После окончания института Никита устроился на работу в областную поликлинику и теперь работал там заместителем начальника физиотерапевтического отделения. Не велика «шишка», но с перспективой, чем он очень гордился.
Пару раз Анна Константиновна приходила в ту поликлинику, и видела Никиту мельком, но сделала вид, что не заметила его, чтобы не здороваться. Она и сама не понимала, почему он ей так не нравится, всё-таки хорошо воспитан, без вредных привычек и по работе нареканий нет.
Вскоре ужин был готов.
- Иди, позови их, а то неудобно, – велела Анна Константиновна сыну.
Рома пробубнил что-то себе под нос, но пошёл выполнять указание матери. Через некоторое время вернулся, в вслед за ним показались Рита и Никита.
- Добрый вечер, – вежливо сказал Никита.
- Добрый вечер, – кивнула Анна Константиновна, – Мойте руки, садитесь за стол. Курица с рисом.
- Мамуль мы только что мыли, – улыбнулась Рита.
- Ну, садитесь тогда, – опять кивнула Анна Константиновна.
Поужинали в молчании. Первым справился с курицей Рома. Сказав спасибо, он поставил свою посуду в раковину и с деловым видом удалился с кухни, пошёл доделывать уроки.
- Мам, тут такая ситуация, – начала Рита, – Ты не против, если Никита переночует у нас пару ночей в моей комнате? Ему сейчас негде жить. Хозяйка квартиры, в которой он жил вместе с другом, выставила их сегодня на улицу.
- С чего это она вдруг жильцов выставила? – удивилась Анна Константиновна.
- Да, к ней гости приехали, – промямлил Никита, вмешиваясь в разговор.
Анна Константиновна смерила его взглядом. В голове у неё в бешеном темпе крутились мысли, в груди клокотало бешенство. С какой стати она его здесь оставит? Но внешне она выглядела спокойно, и, взяв себя в руки, тихо проговорила:
- Ну, если на пару ночей всего, то я не против, – и, вопросительно посмотрев на Риту, добавила, – Ты уберёшь со стола и помоешь посуду? А то мне ещё задачу с Ромой решать и свою работу доделать надо.
- Помою, помою, мамочка, – оживилась Рита.
С тяжёлым сердцем Анна Константиновна отправилась по своим делам. Как это всё было неправильно, был бы жив отец, Рита так поступить не посмела бы, а без хозяина в доме всё дозволено. По идее, надо бы гостю выделить комнату Риты, а Риту забрать в свою, но Анне Константиновне так не хотелось спать с дочкой в одной кровати, пусть делает, что хочет. Никите – двадцать четыре года, Рите – девятнадцать, и они наверняка давно уже состояли в близкой связи. Это раздражало Анну, и она все больше проникалась негативными мыслями по отношению к случайному гостю. Ладно, успокойся, в конце концов, это всего на две ночи.
Никита не ушёл из их квартиры ни через два дня, ни через неделю.
- Мамочка, Никите никак не найти подходящего жилья, – каждый раз сообщала матери с радостной улыбкой Рита.
- А что его родители? – спросила Анна. – Они в курсе этих проблем?
- Не думаю, – скорчила рожицу Рита, – Предполагаю, что им всё равно.
- Почему? Их не волнует судьба сына? – в очередной раз удивилась мать.
- У них какие-то сложные взаимоотношения в семье, – пожала плечами она, – Давай сменим тему. Дай мне лучше денег на продукты, пожалуйста, я завтра всё сама куплю, и сама приготовлю ужин.
- Покупай за счёт своего друга, а я своей семье буду готовить ужин сама, – отрезала Анна Константиновна.
Она бы дала денег, дала, если бы… они у неё были. А то ведь сама уже третий день кредиткой расплачивается. Экономия – наше всё.
Рита надулась, и вечером они с Никитой вообще не вышли к ужину. Рита сказала, что ей нужно готовиться к семинару, закрылась вместе со своим приятелем в комнате, и Анна Константиновна и рома ужинали вдвоём.
- Вот бы и всегда так, – подмигнул ей Рома.
Анна Константиновна рассмеялась. Вот ведь и вправду, что «устами младенца глаголется истина».
- Дочь, а что у Никиты с поиском квартиры? – поинтересовалась Анна Константиновна через две недели.
- Мам, он что, мешает тебе? – взвилась Рита.
- Мне хотелось бы ясности, – сказала Анна Константиновна, – Сперва речь шла о паре дней, а он уже две недели обитает. Продукты не покупает, а ест много. Кроме того, я обнаружила его носки в стиральной машине. Я должна ещё и его вещи стирать?
- Мам, их постирает стиральная машина, – ответила Рита, – Тебе сложно не обращать на такое внимание?
- Мне не сложно, но Никита – твой гость, а не мой, – нахмурилась Анна Константиновна.
- Хорошо, в следующий раз я постираю всё сама, – раздражённо ответила Рита.
- В следующий раз? – воскликнула мать, – То есть будет еще и следующий раз? Рита, мы договаривались на два дня!
- Мама, Никита зарплату получит только в конце месяца, ему не на что снимать новую квартиру, потому что хозяйка старой не вернула залог за два месяца, – сказала Рита.
- Значит, ты врала мне с самого начала, – упрекнула её мать, – Не понимаю, почему я должна терпеть неудобства из-за твоего парня?
- Никита мне предложение сделал, и я согласилась, – буркнула Рита, – Теперь он не просто мой парень, а мой жених.
Анна Константиновна аж передёрнулась от этой новости.
- Семья – это серьезное предприятие, а не просто так ложиться в постель каждую ночь, – заявила она, – Вы собираетесь с нами жить? Даже не спросив нашего согласия?
Рита поджала губы:
- Мы любим друг друга, а ты нам мешаешь. Может быть, ты уже забыла о том, что существует любовь?
- Как ты со мной разговариваешь? – Анна возмущенно посмотрела на дочь.
В этот момент в комнату вошёл Никита.
- Никита, вы серьезно собираетесь жениться на Рите? – обратилась к нему Анна Константиновна. – А жить где будете, уже решили? И на какие деньги?
Никита покраснел.
- Деньги я заработаю, – уверенно ответил он, – Свадьба нам не нужна, а жильё снимем.
- Конечно, снимем! – поддакнула Рита, – Раз уж родная мать нас из дома гонит.
- Ребята, я не могу себе позволить вас содержать, – возмутилась Анна Константиновна, – Давайте тогда платить за всё вскладчину, и за коммуналку, и за еду. Рите ещё доучиваться как-то надо.
- Я вам верну деньги, как только получу зарплату, – сказал Никита.
- Понятно, – сухо ответила Анна Константиновна, – Буду ждать Вашей волшебной зарплаты, которая всё решит. А пока что было бы неплохо, если бы вы хотя бы мусор за собой из комнаты выносили.
- Ты злая, – в сердцах крикнула матери Рита и заплакала.
Никита её обнял, и они ушли в комнату Риты, а через полчаса вынесли оттуда три больших пакета с мусором и понесли всё это выбрасывать на улицу.
На следующий день после работы Анна Константиновна вернулась домой, как обычно. Рома, привычно забрал у неё пакеты с продуктами и отнёс их на кухню.
- А где Рита и Никита? – спросила у него Анна Константиновна.
- Съехали от нас с вещами, – сообщил Рома.
Только сейчас Анна Константиновна заметила на полке в прихожей две купюры по тысяче рублей и записку. «Спасибо за приют. Мы сняли квартиру, раз уж тебе так мешаем», – писала Рита.
Анна Константиновна набрала номер дочери, но та не ответила.
На следующий день Анна Константиновна поехала в институт и разыскала там Риту.
- Мам, я не вернусь к тебе, – сказала Рита, – И из института документы заберу. Буду работать официанткой.
У Анны Константиновны всё похолодело внутри.
- Нет, институт ты не бросишь, закончишь ради памяти папы и ради того, чтобы со мной инфаркта не случилось, – рассердилась мать, – Я буду переводить тебе деньги на карту, как зарплату официантки.
Ещё чего не хватало, мать столько сил потратила, чтобы дочь поступила в этот институт, что считала учёбу Риты их общим делом.
- Хорошо, – Рита кивнула, – Спасибо. Тогда не уйду, буду учиться.
У матери вырвался вздох облегчения. Они обнялись. Обе понимали, что впереди у них ещё долгие годы учёбы.
Анна Константиновна впоследствии чётко присылала дочке со своей зарплаты обещанную сумму, но виделись они редко, больше переписывались. Не то, чтобы не хотели друг друга видеть, просто некогда было. С Ромой получилось проще, он пошёл учиться в гражданскую авиацию и позже стал лётчиком. Потом у Риты и Никиты появились дети, Никита перешёл работать в ведущую клинику, и всё у них сложилось в судьбе неплохо.
Анна Константиновна переехала жить к своей старенькой матери, а большую трёхкомнатную квартиру отдала Рите и её семье. Но Никита так не забыл того, что она выставила их тогда на улицу и не скрывал этого, хотя часто говорил, что, если бы не тёща, так бы он и работал до сих пор в областной больнице простым физиотерапевтом, а так теперь стал чуть ли не мировым светилом.
*******
История написана на основе материалов из интернета.
*******