В середине 2023 года в СМИ сообщили, что Россия вышла на пятое место в мире по паритету покупательной способности (ППС) по итогам 2022 года. По телевизору радостно затрубили: Россия — одна из лидирующих экономик мира, обогнала Германию, Францию и Великобританию. Звучит воодушевляюще, но почему раньше мы про ППС ничего не слышали, а сейчас это основной показатель экономического успеха страны? Давайте разбираться.
Оценка покупательной способности показывает, сколько товаров можно купить на определенную сумму. Паритет покупательной способности — сравнение этих показателей в разных странах. Для удобства расчетов как эталон берут американский доллар.
В основе ППС лежит идея, что все товары, где бы их не покупали, должны стоить одинаково, а разница в цене объясняется логистическими издержками. На деле стоимость одного и того же товара сильно варьируется от страны к стране. Для экономистов это дополнительный способ оценить, насколько переоценена или недооценена национальная валюта.
Величина ППС зависит от уровня цен в выбранной стране и курса национальной валюты к доллару. Это относительный показатель, его по-разному рассчитывают крупнейшие финансовые аналитики — Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд. Обычно они не оценивают состояние экономик по ППС, для них приоритетнее ВВП и валютный курс. Но данные ППС тоже полезны — они позволяют оценить реальный уровень жизни населения.
О том, как сильно расходятся официальные отчеты и реальная жизнь, мы писали в этой статье:
Индекс Биг Мака
Популярные в народе индексы Оливье и Борща — это примеры расчета паритета покупательной способности. Правда, это, скорее, срез по инфляции, так как обычно их рассчитывают, чтобы посмотреть, как меняются цены. Например, как в преддверии Нового года подорожает зимний салат.
Куда интереснее сравнивать цены на одни и те же товары, которые можно купить в разных странах. Например, Биг Мак из Макдональдса. Журнал Economist высчитывает его индекс с 1986 года и на основе этих данных определяет, насколько биржевой курс валют расходится с реальностью. За реперную точку они принимают цену Биг Мака в США — 5,69 доллара.
В 2024 году цена на российский Биг Мак (Биг Спешиал) составляет 269 рублей, или 2,92 доллара. Если следовать логике Economist, это говорит о том, что курс рубля недооценен на 48,6%.
Помимо адекватного курса национальной валюты, Биг Маком можно оценить уровень жизни в разных странах. Делается это просто: берут среднюю зарплату и считают, сколько бургеров можно на нее купить. Например, средняя зарплата в США в IV квартале 2023 года — 4 949 долларов в месяц. На нее можно купить 869,7 Биг Мака. Средняя зарплата в России на февраль 2024 года, по данным Росстата, — 73 448 рублей. Ее хватит на 273 бургера.
Сколько картошки можно купить на 100 долларов
Если расклад на бургерах вас не впечатляет, давайте переместимся в супермаркет и закупимся картофелем. В Пятерочке за килограмм картошки берут 24 рубля, или 0,26 доллара. На 100 долларов (9 205 рублей на 28 февраля 2024 года) можно купить 383 килограмма. За те же деньги покупатель в США унесет домой 104 килограмма (цена за килограмм — 0,96 доллара), а житель Дели (Индия) — 414,6 килограмма (по 0,24 доллара за килограмм).
Кажется, что гражданам США здорово не везет, ведь на 100 долларов они могут купить в 3,6 раза меньше картофеля, чем россияне, и в 3,98 раза, чем индийцы. Но давайте посчитаем, какая часть зарплаты уйдет у них на эту закупку.
Потребитель в России потратит на 383 кг картофеля 12,5% своей зарплаты, американец отдаст за 104 килограмма 2% дохода (или 7,2% за те же 383 кг), а вот индиец заплатит за 414 килограммов 60,2% зарплаты (средняя зарплата в Индии — 166 долларов в месяц).
О том, как за последние три года подорожала обычная продуктовая корзина жителя России, писали в этой статье:
Получается, несмотря на то, что цены в России ниже американских и покупательная способность выше, уровень жизни все же существенно отличается. Это видно и на бургерах, и на картошке.
Кроме того, этот показатель фактически ничего не говорит об экономическом развитии и росте страны, поэтому ведущие экономисты в своих исследованиях предпочитают ориентироваться на ВВП.
По данным статистики, россияне тратят на продукты более 30% своего дохода, столько же уходит на обеды в кафе и доставку готовой еды. Как считаете, какая часть ваших доходов уходит на эти статьи расходов? По вашему мнению, как сильно отличаются цены в России от цен в других странах?