Так как рост цен на продукты и другие товары растянут по времени, не все его замечают. Но что, если сделать большой шаг назад, например, в 2021 год, и сравнить, сколько мы платили за обычную продуктовую корзину тогда и сейчас. Такой эксперимент провели в январе 2024 года, и его результаты впечатляют: один и тот же набор продуктов в 2021 году стоил 5,6 тысячи рублей, в 2024 — 7,4 тысячи.
Для эксперимента отобрали 59 популярных товарных позиций: овощи, фрукты, молочные продукты, колбасы, крупы, напитки, сладкое. Покупали все в сети «Пятерочка», так как это один из самых популярных супермаркетов в стране, он присутствует во многих регионах России.
По сравнению с 2021 годом общий чек на продуктовую корзину значительно вырос: с 5,6 тысячи до 7,4 тысячи рублей, на 24,3%. Авторы эксперимента подчеркивают: эти данные нельзя противопоставить официальной инфляции, которая на начало февраля составляет 7,2%. Этот показатель рассчитывается по сложной схеме и учитывает стоимость большого перечня разнообразных товаров. Тем не менее в супермаркет за молоком и хлебом ходят все, и вот что мы там видим.
О том, насколько реальная инфляция отличается от официальной, мы писали в этой статье:
Цены растут, объем упаковки уменьшается
В первую очередь продуктовая корзина подорожала за счет фруктов и овощей. Так, цены на огурцы, кабачки, груши и бананы за три года выросли на 60–100%. По словам исследователей, из 59 позиций в корзине цены снизились лишь на восемь.
Чтобы не отпугивать покупателей, производители и продавцы идут на хитрость: предлагают меньший объем за ту же цену или чуть выше. Так, вместо литра молока потребитель получает 900 мл, не замечая, что переплачивает.
Авторы эксперимента иллюстрируют эту ситуацию другим примером: в 2021 году в московской Пятерочке можно было купить 500 граммов вареной колбасы за 263 рубля, в 2024 году объем упаковки уменьшили до 400 граммов, а цену повысили до 280 рублей.
Или возьмем кетчуп Heinz. В 2021 году упаковка 150 граммов в Пятерочке стоила 98 рублей. В 2024 году объем уменьшился до 130 граммов, а цена выросла до 150 рублей.
Уменьшились упаковки йогуртов, мягкого творога и шоколада. В основном разница составляет всего 10–20 граммов, но если учитывать рост цен, это существенно бьет по кошельку обычного россиянина. И что самое обидное — делает это незаметно.
Без урезания объемов подорожали крабовые палочки Vici со 114 до 160 рублей, сосиски «Красная цена» с 33,49 до 37 рублей, пельмени «Останкино» с 240 до 330 рублей.
Рекордсмены роста
Больше всего, по данным исследователей, выросли цены на бананы, огурцы, чай, конфеты «Батончик Рот Фронт», зефир «Шармэль» и яйца.
Что происходит с яйцами, почему в декабре они исчезли с полок магазинов, а цены на них подскочили, мы писали здесь:
Если раньше килограмм бананов можно было купить за 65 рублей, в январе 2024 года он стоит минимум 135 рублей, рост на 108%. Обращают на себя внимание и апельсины: они подорожали на 63%, с 86 до 140 рублей. Груша прибавила в цене 82% — с 110 до 200 рублей за килограмм.
Упаковка конфет-батончиков «Рот Фронт» весом 250 граммов в 2021 году продавалась за 130 рублей, в начале 2024 года — за 220 рублей, подорожав на 69%. Цена зефира в шоколаде «Шармэль» выросла до 320 рублей за упаковку 250 граммов, в 2021 году она стоила 229 рублей.
Майский чай в пакетиках сейчас можно купить за 80 рублей, и это не так много, но в 2021 году его продавали за 40 рублей. То есть, его цена выросла в два раза.
Снижается курс рубля и безработица — цены в магазинах растут
По словам Тамары Решетниковой, генерального директора исследовательской компании «Технологии роста», продукты дорожают, так как растет их себестоимость — затраты на семена, удобрения и другие компоненты производства. За все приходится платить в долларах, курс которого стабильно растет в течение последних двух лет.
Кроме того, из-за климатических условий многие продукты Россия не может выращивать сама — их закупают за рубежом. И снова за доллары. При этом по разным причинам, в том числе политическим, усложняется логистика, меняются страны-поставщики, расходы на транспортировку растут.
Судя по всему, программа импортозамещения, анонсированная в 2014 году, не работает. По данным аналитиков INFOline, доля импорта с 2021 по 2022 год выросла с 24 до 27%. А в конце 2023 года страна была вынуждена закупать у соседей даже яйца.
Влияет на ситуацию и рекордно низкая безработица. Людей не хватает, производители борются за кадры, предлагая конкурентные зарплаты. А если привлечь нужное количество сотрудников не получается, падают объемы производства. В итоге на полки в магазинах поступает меньше товара, но по повышенной цене.
Все издержки, как обычно, ложатся на конечного потребителя. И кажется, все логично: ведь зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты тоже растут. Президент объяснял рост цен на яйца тем, что люди стали лучше жить и больше покупать. Однако эти слова сильно контрастируют с ситуацией, когда люди выстаивают очереди на морозе, чтобы сэкономить 50 рублей.
О том, как сэкономить на покупке продуктов, читайте в этой статье:
Впрочем, это результаты исследования. Намного интереснее, что вы, наши читатели, видите своими глазами. Расскажите нам, на что, по-вашему, цены выросли сильнее? Или что-то стало дешевле?