На механической трансмиссии, в отличие от автомата, водителю нужно самостоятельно контролировать процесс переключения скоростей, усилие нажатия на педаль сцепления и время размыкания дисков. В итоге каждый водитель вырабатывает свой алгоритм вождения. Кто-то умудряется при каждой небольшой остановке втыкать «нейтраль», другие же держат сцепление в пробках и давят на педаль. Делать этого не стоит.
Механическая трансмиссия имеет строгий норматив срабатываний, из которых и складывается ее ресурс. На переключение передачи отводится пара секунд, после чего диски должны вновь смыкаться. Однако, если удерживать сцепление в разомкнутом состоянии, технический узел выходит за пределы регламентированных нагрузок и начинается его повышенный износ.
Держать педаль сцепления в нажатом состоянии вредно. Что в этот момент происходит внутри трансмиссии?
При нажатии на педаль усилие через трос передается на выжимную вилку. Усилие это немаленькое, поэтому при долгом использовании деталь переживает сверхнормативные нагрузки. А запас прочности у нее невелик.
В самом сцеплении нагрузка передается на выжимной подшипник. Он давит на пластинчатую юбку корзины сцепления. Ее лепестки хоть и рассчитаны на частые срабатывания, но долго держать нагрузку не должны. Это приводит к повышенному износу, потере эластичности и снижению упругости, что впоследствии ведет к выходу из строя всей детали.
Поэтому при каждой остановке необходимо включать нейтральную передачу и отпускать педаль сцепления, советуют эксперты.
Некоторые водители оставляют ногу на педали сцепления и во время езды. Свои действия они оправдывают тем, что в случае опасной ситуации быстрее удастся выжать сцепление для экстренного торможения.
Отчасти этот навык вырабатывается в автошколах. Инструкторы даже учат удерживать ногу на сцеплении для регулирования скорости при предельно низких оборотах мотора. К примеру, по площадке необходимо проехать со скоростью 3 км/ч, а машина при отпущенной педали сразу разгоняется до 10 км/ч. Инструкторы советуют периодически размыкать диски сцепления до конца и возвращать обратно, чтобы не дать автомобилю разгоняться. Но новички вместо размыкания лишь чуть-чуть продавливают педаль, заставляя диски немного разжиматься и тереться друг о друга. Этот навык новички используют и в жизни.
Многие месяцы езды с ногой на педали сцепления приводят к сильному износу дисков. Уже после 10–15 тысяч километров пробега начинаются проблемы с переключением. Из-под капота может идти неприятный запах. После этого необходимо снимать коробку и проводить дорогостоящий ремонт. Иначе автомобиль попросту встанет.
«У сцепления есть только два рабочих положения: выжато и отпущено. Третьего не дано!» – заявляют автоэксперты.
aif.ru/auto
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1532/auto/003319/.
Архив статей газеты ~ № 9 (1532) 27 февраля ~ 2024 год.