Римская богиня Венера выходит из моря, её, стоящую на перламутровой раковине, несёт к берегу волной, девушка окружена со всех сторон поклонниками. Наяды, нимфы и другие боги плавают среди дельфинов и голубей, над ними парят крылатые амуры. Произведение «Триумф Венеры» кисти Франсуа Буше (годы жизни 1703-1770) – это архетип стиля рококо, от мифологического сюжета, игриво пронизанного эротизмом, до прохладной палитры – такой динамичной пирамидальной композиции и серии переплетающихся друг с другом арабесок.
Сия картина – это праздник любви и страсти, чувственная плоть фигур, переданная в оттенках кремового и розового цветов. Женская фигура слева, как кажется, пылая в экстазе запрокидывает свою голову назад, а прямо между её ног многозначительно восседает белый голубь.
Расположенная на утопическом морском пейзаже, работа, тем не менее, несёт в себе важные следы способности художника переводить реальный мир бытия в фантастический: сама Венера была смоделирована с фигуры жены живописца, а струящийся бело-розовый купол, так и вьющийся над богиней, является свидетельством таланта Буше передавать динамичное движение и свет.
Сия картина, выполненная по большому заказу одного из самых важных покровителей художника – графа Карла-Густава Тессина (годы жизни 1695-1770) – шведского посла во Франции, стала для многих последующих творцов образцом идеализированной обнажённой фигуры в природе. И действительно, некоторые историки искусства заметили композиционное сходство между картиной Буше и версией «Больших Купальщиц» (1900-1906 годы) кисти Поля Сезанна (годы жизни 1839-1906), которая нынче хранится в Филадельфийском Музее Искусств (Филадельфия, штат Пенсильвания, США).
Двойная пирамидальная композиция Сезанна и использование им барвинково-синего цвета перекликаются с холстом Буше, в то время как резкие и абстрактные тела Сезанна прочно помещают более позднюю живопись в историю абстракции и раннего французского кубизма. То, что Буше в итоге стал фоном, на котором себя определяли многие современные художники, говорит нам об отказе от его декоративных и красивых идеализаций, но также, безусловно, сохраняет и его наследие как мастера живописи.
- Художник – Франсуа Буше
- Название – «Триумф Венеры»
- Год создания – 1740
- Размеры – 130 х 162 сантиметра
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Национальный Музей Швеции (Стокгольм, Швеция)