Найти тему

Мнемотехника: что это и как работает?

Оглавление

С каждым годом накопленный в нашей памяти материал становится всё больше и объёмнее. Чтобы не потерять «из виду» важное и значимое, постепенно приходится прилагать всё больше и больше усилий.

Чтобы улучшать память и эффективнее запоминать новую информацию, разработан специальные приём, а точнее приёмы МНЕМОТЕХНИКИ (МНЕМОНИКИ).

Слово «мнемоника» в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Говоря о мнемонике мы имеем в виду способ запоминания, говоря о мнемотехнике – мы рассказываем о том, как применить на практике данные способы.

Полезна мнемотехника не только студентам и ученикам, но и взрослым

(а особенно пожилым) людям. Так же благодаря её использованию каждому из нас становится проще запоминать повседневную информацию (номера телефонов, дат, списка покупок и т.п.).

Представьте, как здорово было бы обходиться без ежедневника или планера задач просто потому, что Вы и так всё помните?

Естественно возникает вопрос: «А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ?»

Неужели не хватит того уровня, которым мы и до этого успешно/ или не очень пользовались?

-2

Мозг, как всё наше тело нуждается в регулярных практических занятиях. Чтобы не сетовать на забывчивость, рассеянность, возрастные изменения объёма памяти, нам жизненно необходимо заниматься этими тренировками. Естественно, что основа запоминания заложена в нас природой. Но на то и дана нам жизнь, чтобы прилагать все усилия для того, чтобы качественно разнообразить все ёё аспекты.

Огромным преимуществом рассматриваемых нами приёмов мнемотехники является их универсальность: они подойдут людям любого возраста и уровня подготовки.

Конечно, некоторые нюансы всё-таки будут иметь место (для детей 5-6 лет и для взрослых приёмы будут немного отличаться) – но об этом чуть позже.

ОСНОВА:

Суть каждого из приёмов – это замена какого-либо факта/понятия, на то, что уже имеет у нас аудиальное/визуальное/иное представление и создание таким образом той ассоциации, которая легко запомнится.

ПЛЮСЫ:

  • результативность: экспериментально доказано: качество усвоения информации с помощью приёмов мнемотехники на 40% выше, чем обычное зазубривание.
  • Эффективность: первые результаты станут видны уже через несколько (4-6) недель. Кроме этого люди, использовавшие приёмы заметили улучшение продуктивности памяти, которая складывается из быстроты запоминания, точности воспроизведения информации, длительность её «хранения».
  • Универсальность: считается, что начинать можно уже трёхлетним детям. Кроме этого не существует ограничений и в том какую именно информацию, в каком объеме Вы хотите запомнить.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ:

  • Учёба/ работа: заучивание материала; выступление на публике.
  • Изучение языков: невероятно, но качественно используя приёмы мнемотехники, Вам станет под силу запомнить до 500 новых слов.
  • Повседневная жизнь: номера карт, телефонов; адреса; различные списки; любая информация, которой хочется поделиться с близкими.
  • Хобби/увлечения:Хобби/увлечения: любая нужная последовательность надолго сохранится в памяти.

ЭТАПЫ:

1. Нахождение подходящей ассоциации

2. Объединение ( мысленное) нового с возникшим образом.

Отметим, что фиксируемая в памяти ассоциация (или образ) должен быть предельно чётким, ярким, эмоционально окрашенным.

ПРИМЕРЫ ТЕХНИК:

РИФМЫ

-3

Помните, как в школе при изучении правил нам предлагали короткие рифмованные строки?

Это сработает и сейчас!

Подойдет при запоминании правил дорожного движения; неправильных глаголов английского языка; последовательности или комбинации цифр.

Например, цифровой пароль 662345 легче запомнится так:

« Две шестёрки, рядом двойка

На бумажке запишу,

Тройка милая, Четвёрка,

И встать пятерке разрешу».

Метод рифм хорош тем, что необязательно искать слово с особым смыслом, кроме того, чем нелогичнее, тем лучше запоминается.

Если рифмы совсем не получаются, попробуйте соединить их с любой хорошо знакомой мелодией: например, пропойте:

«55525 лучше позвонить, чем там кого то посвящать».

АББРЕВИАТУРЫ

-4

Обычно мы часто используем такого рода сокращения и ассоциируем его с названием («ИП»; «ООО»; «МБДОУ» и т.п.).Данная техника хороша в запоминании длинной фразы, терминологии, различных названий.

К примеру, Вам предстоит купить: порошок, бумагу, пасту, соль, оливки, огурцы.

Сгруппируем этот список в два акронима(аббревиатуру): ПОП-СОБ.

Кстати, известный, думаем, каждому способ запоминания цветов радуги (« Каждый охотник….») относится как раз к этой технике.

Так что пробуйте и при регулярном использовании, очень скоро приобретёте приятный бонус: мышление всегда будет в тонусе.

АССОЦИАЦИИ

-5

Бывают случаи, когда никак не получается запомнить всего-то одно слово(например, имя-отчество классного руководителя).

Попробуйте связать, казалось бы, совершенно несвязанные между собой понятия(можно представить на кого из сказочных персонажей или персонажей из кинематографа похож человек; или объединить его образ с образом известного исполнителя или Вашего родственника с таким же именем).

РИМСКАЯ КОМНАТА (МЕТОД ЦИЦЕРОНА)

-6

Суть методики возвращает нас в Древний Рим.

Марк Туллий Цицерон – известнейший оратор своего времени всегда выступал перед публикой «без бумажки». Храня в памяти и даты, и имена, и различные цитаты. Как это ему удавалось? Он мысленно «располагал» то, что требовалось запомнить в знакомой комнате. При выступлении, он представлял это помещение и вспомнить разнообразные числовые и текстовые единицы уже не представляло никакого труда.

Если Вам срочно нужно запомнить текст, несколько нужных дат, любую последовательность – представьте себя в своей комнате, в которой Вам хорошо знакомы все детали и расставляйте то, что нужно запомнить по ней.

Например: важная дата – «стоит» на подоконнике, возле цветка в керамическом горшке; фамилия учёного, совершившего открытие в эту дату – написана на листке бумаги, который располагается на прикроватной тумбе; награды, которые получил учёный – расставлены на шкафу комнаты и т.д.

КОДИРОВАНИЕ

-7

Интересный способ быстро и надолго зафиксировать в памяти цифровую последовательность. Просто замените цифру на букву ( например один =О; два=Д и т.д.). При совпадении букв (в числах 2 и 9) придумайте любое кодовое слово, которое ассоциируется с данной цифрой.

Затем хорошо выучите получившееся, и код будет получаться автоматически.

Например дата 12 апреля – можно закодировать в слово «ОДА»( где о- цифра один; д- цифра два; а- название месяца).

А Вы когда-нибудь пользовались приёмами мнемотехники? Делитесь впечатлениями в комментариях.