Сегодня про лучшую на мой взгляд базу для внедорожного кемпера со всеми удобствами для троих или четверых человек. Но есть нюанс - стоимость этого красавца такая, что "семейным" авто он может стать только для очень и очень состоятельной семьи. Учитывая стоимость шасси и постройки жилого модуля.
После каждой публикации, почему кемперу в России (и не только) нужен полный привод, какой вариант я предпочитаю и почему, возникает ряд вопросов, и один из них: какое шасси я считаю лучшим для постройки автодома с полным приводом для семьи из трех-четырех человек. Настала пора ответить на этот вопрос, но он вам не очень понравится. Увы.
Прежде всего из-за цены. За шасси придется выложить примерно 10 мультов, а то и больше, плюс жилой модуль обойдется еще в 4, а скорее всего больше. Все зависит от аппетитов заказчика, качества и комплектующих. Можно вывернуться за счет сильноподержанного шасси, но все равно ценник никак не будет сравним с обычным кастенвагеном из Европы, хотя сравним со Спринтером 4х4 в версии с пониженной передачей.
Итак, если строить на базе вэна, то однозначно Sprinter 4x4 с понижайкой. Это не особо крутой внедорожник, но лучшее, что сейчас можно придумать, не трогая рынок Северной Америки и такие любимые мной извращения, как Ford E350 на полноприводном шасси. Если же брать во внимание постройку своего жилого модуля со всеми хотелками с нуля, то все пикапы со вкладышами и прочие компромиссы отваливаются сами собой. Остается только выбрать базу с полным приводом, а тут не так густо. Одно из таких шасси IVECO Daily 4х4.
Самый доступный наддувный турбодизель объемом 3 литра и мощностью 180 лошадок, но с крутящим моментом в 450Нм с довольно низкой "полкой". Есть версии с 6-ступенчатой механикой, но бывают и варианты с 8АКПП ZF. Однако коробки комплектуются разными раздатками. Здесь стоит 6МКПП.
Одним из самых интересных "ништяков" этого варианта является раздатка с возможностью выбора нескольких вариантов понижения передачи, начиная с синхронизированной полускорости с коэффициентом 1:1.3, добавляющим тяги, например, на подъеме по серпантину, и заканчивая подключением еще одного понижающего ряда 1:3 для движения по бездору, но для включения которого потребуется остановиться. Итого 4 варианта в раздатке, плюс 6 передач в МКПП, получаете 24 передачи.
Раздатка заставила вспомнить четырехступенчатый Atlas с тремя понижайками, вплоть до 1:10. Но это там - в Америке, а у нас и это за счастье.
Строя кемпер для семьи стоит учитывать, что кабина трехместная и ехать там втроем на дальнее расстояние станет тем еще удовольствием. Надо будет планировать посадочные места в жилом модуле и легализовать их. Как вариант - двухрядная кабина, но это означает уменьшение возможностей для организации жилого модуля просто посадочными местами в кабине.
Еще один момент - снаряженный дом в хорошей комплектации не получится в категории "В", поэтому стоит сразу расчитывать на 5.5-тонную платформу, а оформлять его уже как автодом. Тут могут быть сложности с пересечением границ, например, в Грузии и в Беларуси любят смотреть на категорию ТС, не обращая внимание на всякие приписки "специализированный" или "автодом".
Как только вопрос касается категории "С", то у меня лично настроение падает из-за особенностей эксплуатации грузовиков в России. В Европе тоже не все гладко с грузовиками, но там сформировалась гражданско-правовая культура грузовых кемперов, а у нас пока с некоторым натягом, если не сказать жестче.
Если бы "С" не напрягала, тогда можно смело рассматривать версию пикапа F-250 или F-350 в качестве шасси для вкладыша в кузов. Пусть это немного не то, а опять компромисс, но возможны варианты сбросить кузов и построить модуль. С той лишь разницей, что моторчики у этих пикапов и их расход будут чутка отличаться от 3-литрового IVECO.
Кстати, полноприводной IVECO мостовой и все это в довольно простом и надежном конструктиве, а на бездорожье помогут отличные ходы подвески и три блокировки дифференциалов. Все как у Гелика... или у Хавейла H9 🤭.
Вообще, рассматривать автодом как серьезный внедорожник надо с большой долей осторожности. Надо понимать вес, размеры и сопоставлять с хотелкой. Это не на УАЗике по горам носиться и по болотам шхериться. Если усадить 5-тонный грузовик, достать его будет посложнее. Да и для лютого оффроуда лучше взять Садко Next и на его базе строить автодом - будет более кондово.
Полноприводные IVECO Daily, да и моноприводные тоже, популярны в Европе в качестве шасси для автодомов. Это тоже один из положительных пунктов, потому что можно подсмотреть, что строят, что строили, почитать опыт ИХ эксплуатации и сделать лучше. Или не очень сильно хуже.
Кстати, немаловажный факт, езда на таком IVECO отличается от езды на вэне. Он ведет себя далеко не как легковой собрат с тем же шильдиком на капоте. Виной тому упомянутые мосты + клиренс. Не скажу, что как-то некомфортно, но и не скажу, что намного лучше езды на каком-нибудь УАЗ Hunter. Разве что шума в кабине меньше, кресла поудобнее и кондиционер есть.
Опять же, по личному опыту понял, что для автодома самой комфортной крейсерской скоростью является 90 км/ч. Где-то на магистрали можно и разогнаться, но на внедорожном шасси это будет не особо приятно. Вообще формат путешествия на автодоме переворачивает отношению к дневным пробегам и движению вообще, но это отдельная тема разговора.
Итак, надеюсь, что ответил на ваши вопросы, на каком шасси я бы строил себе автодом, если бы надо было ездить семьей, но с возможностью съехать с асфальта на бездорожье, а не просто на прокатанную дорожку к озеру.
И нет, это не был бы Sprinter 4x4, потому что еще дороже и потому что на базе вэна это все равно получится большой компромисс для четверых. Хотите ехать вчетвером и с комфортом - нужен большой жилой модуль. Хотите ехать там, где не проедет обычное шасси - нужна база 4х4 и с понижайкой, способная утащить ваш большой жилой модуль. Чудес не бывает - одно тянет за собой второе, а физика - вещь упорная.
Кстати, про Садко Next я не шутил! Если хотите оффроуд и много места, но при этом не продавать одного ребенка в рабство ради покупки шасси и модуля, то это отличный вариант. Если готовы смириться с отсутствием оффроуда, то вам и карты в руки - обычный альковник будет и просторным, и комфортным, и по цене не вылезет в стоимость IVECO с заказным модулем.
Подписывайтесь на канал Caravan Expedition, и я вам еще не такого расскажу про свой личный опыт караванерства. Небольшой, но объемный. Проехать за раз 25 000 километров и полгода жить в кемпере - это не каждый сможет, но если сможет, то заболеет кемперами на всю оставшуюся жизнь… хотя может и проклясть их на много поколений вперед. 😂
***
Публикации по теме: