Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Как наш ас Иван Кузьмичёв в 1942-м сбил и пленил крутого немецкого аса, а кого именно – и сам не знает

История эта начинается с того, как 2 августа 1942 года советский ас Иван Фёдорович Кузьмичев сбил и взял в плен немецкого аса. История эта стала известной благодаря широко разрекламированной в свое время книге «Пятая воздушная», но вот имени сбитого Кузьмичёвым аса люфтваффе так никто и не узнал до сих пор. И вообще вся эта история походит на одну большую фронтовую байку, потому что в ней всяких ляпов столько, что странно, как ее вообще опубликовали.

Воздушный поединок. Рисунок их журнала "Авиация и космонавтика", 1987 г., №3
Воздушный поединок. Рисунок их журнала "Авиация и космонавтика", 1987 г., №3

Я давно уже привожу самые интересные материалы из старых советских журналов, но только те, основные факты из которых я могу подтвердить из других источников. Не все, конечно, удается проверить, но в целом многие из этих материалов способны вызвать вполне плодотворную дискуссию, в ходе которой непроверенные факты или опровергаются моими более осведомленными читателями, или подтверждаются.

Но мне также много попадается материалов, которые не подтверждаются ничем, причем не только в деталях, но и в общем и целом. Так, у меня в архиве уже давно имеется очерк «Воздушный поединок» из журнала «Авиация и космонавтика» за 1987 год (№6) за подписью некоего С. Давтяна, полковника в отставке. И этот очерк сразу же вызывал огромное множество вопросов даже без рассмотрения спорных моментов, потому что его автор был мне уже знаком.

Сурен Михайлович Давтян написал и издал в 1990 году книгу очерков «Пятая воздушная» - вполне серьезный труд, однако наряду с архивными материалами неизвестного качества автор очень широко использует воспоминания ветеранов.

А что такое «воспоминания ветеранов»?

Очень часто воспоминания ветеранов – это беллетристика, которая придумывается ветеранами многие десятилетия спустя, когда проверить уже ничего невозможно. Документов на многие факты, «вспоминаемые» этими ветеранами, не существует, уходят из жизни множество свидетелей, и вот тогда даже прославленные ветераны начинают что-то «вспоминать».

Возглавляет список таких героев Иван Евграфович Федоров, на счету которого 134 сбитых самолета врага. Правда, не все были им побеждены в Великую Отечественную, потому что еще в Испании он сбил 24 самолета, два – на Хасане, два – на Халхин-Голе, 4 – в Финскую, и еще 7 – в Северной Корее.

"Секретный ас" Иван Евграфович Федоров демонстрирует саблю, которую он якобы отнял у сбитого и плененного им германского аса
"Секретный ас" Иван Евграфович Федоров демонстрирует саблю, которую он якобы отнял у сбитого и плененного им германского аса

Таким образом Федоров во время Великой Отечественной сбил 95 самолетов люфтваффе, однако 84 ему не засчитали по разным причинам. Однако все свои подвиги он красочно расписал после войны в многочисленных интервью многим авторам военно-исторических очерков. И книги с включенными в них подвигами И. Е. Федорова очень широко разошлись по стране, хотя даже издатели этих книг прекрасно знали, что Федоров не только Герой, вполне справедливо награжденный множеством государственных наград, но и «главный барон Мюнхгаузен советских ВВС». Я об этом уже написал публикацию – ссылка на нее ниже.

Также можно вспомнить и вообще главного нашего аса, совершенно не «барона Мюнхгаузена», но перу которого принадлежит не подтвержденный документально подвиг – Ивана Кожедуба. Четверть века, после окончания войны наш Герой молчал о том, что он сбил - то ли в феврале, то ли в апреле 1945-го - немецкий реактивный истребитель Me-262. Но вот, наконец, в 1969-м, в одной из своих книг - «Верность Отчизне» (вышедшей, кстати, не в «Воениздате», как положено, а в издательстве «Детская литература»), он все же признался – да, я сбил Ме-262.

И все его однополчане, те, которые еще остались в живых, страшно удивились – а почему мы только сейчас об этом узнали???

Ну, когда узнали – тогда и узнали, не хотел, наверное, герой хвастаться раньше времени. Правда, документов об этом подвиге нет, но для книги «военно-исторических очерков» этот рассказ сгодился. Герой – он и на пенсии герой, и пачкать его героическое имя недоверием – это моветон.

То же самое и с «книгой воспоминаний ветеранов» С. М. Давтяна «Пятая воздушная». Это просто сборник фронтовых баек, нанизанных на ничего не говорящие читателю «архивные материалы». Читается увлекательно, но вот историческая ценность всего этого сочинения очень маленькая.

Давтян С. М., "Пятая воздушная". Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны, Москва, "Воениздат", 1990 г.
Давтян С. М., "Пятая воздушная". Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны, Москва, "Воениздат", 1990 г.

Как пример – приведенный мной ниже очерк из этого труда – «Воздушный поединок», опубликованный еще перед выходом книги в журнале «Авиация и космонавтика». Мало того, что сам факт этого события не подтвержден, так еще и приведены откровенно неправильные, опровергающие всё данные, хотя, конечно же, непритязательному читателю правильные данные неизвестны.

Но вот что заметит вообще любой читатель – это отсутствие имени и фамилии одного из героев этой «повести» - сбитого немецкого летчика-истребителя, да не просто летчика – а весьма значительного аса, «мастера воздушного боя». Почему значительного? Да потому что незначительные немецкие асы не будут устраивать рыцарских поединков над аэродромами противника.

И вот, что мы видим? Нет во всей этой истории вообще никаких данных, которые хотя бы приблизительного говорили о том, кто это мог быть. Не Хартманн ли, случайно? Тоже ведь «мастер воздушного боя».

Что за секретность? Что за ас? Если сбил – назови его фамилию, особенно если он МАСТЕР большими буквами, как указано в очерке..

Но самое интересное заключается в том, что факт сбития этого «секретного аса» вообще никак не зафиксирован в биографии другого героя «повести» - нашего летчика, Героя Советского Союза Ивана Фёдоровича Кузьмичёва. Не сбивал он в этот день никаких асов, и вообще никого - предыдущий «мессер» он «завалил» за две недели до описанного в очерке события, а следующий – только через год. Так что получается очередная «ветеранская байка».

Иван Фёдорович Кузьмичёв (1910-1984 гг.) на войне и на пенсии
Иван Фёдорович Кузьмичёв (1910-1984 гг.) на войне и на пенсии

Да, много еще каких «баечных» ляпсусов написал в этом очерке многоуважаемый полковник в отставке С. М. Давтян, но не его в этом, на первый взгляд, вина, потому что его просто обманули те, кто ему свои фронтовые байки рассказывал. За что купил – за то и продал, и с писателя все взятки гладки.

Однако если автор этой «байки» был полковником, то наверняка должен был бы знать, что никакое начальство во время войны разрешения на подобные поединки с немецкими асами не могло давать как минимум под страхом расстрела на месте. Поэтому я очень удивлен, что подобные «воспоминания ветеранов» выходили в центральных издательствах Министерства Обороны СССР (журнальная публикация и книга), а не в «Детлите», или вообще в каком-то провинциальном издательстве.

И еще один штрих. В очерке указывается, что якобы Иван Федорович Кузмичев «…в первые дни Великой Отечественной войны … сбил несколько вражеских самолетов». Как известно тому, кому это должно быть известно, этот ас попал на фронт только летом 1942-го, а до этого он участвовал в формировании запасных авиаполков в качестве батальонного комиссара, и никак с врагом воевать не мог.

Истребитель ЛаГГ-3 воевал чуть ли не до самого конца войны
Истребитель ЛаГГ-3 воевал чуть ли не до самого конца войны

Мало того, 270-й истребительный авиационный полк, летчики которого 2 августа участвовали в описываемом бою, летал не на «яках», а на «лаггах» (ЛаГГ-3), а на Як-1 полк пересел только летом 1943-го, в канун Курской битвы. В том числе до лета 1943-го на «лаггах» летали, кроме Кузьмичева, и указанные в очерке С. Луганский и И. Корниенко с В. Дрембачом.

И еще следует тут кое-что прояснить. «Молодой пилот» В. Дрембач (в книге – «Володя Дрембач»), на самом деле не Володя, а Иван Васильевич, 33-летний майор, штурман полка. Погиб 8 июня 1943 года при выполнении задания по облету линии фронта на самолете Як-1 в районе деревни Дубовой Прохоровского р-на Курской области.

Фотографии И. В. Дрембача я не отыскал, знаю только, что родился он в деревне Новая Викторовка, Новоукраинского района Одесской области в 1909 году, а в 1934-м окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую годом ранее окончил и И. Ф. Кузьмичёв.

Вот тебе и «молодой пилот» - штурман полка, майор, на год старше самого Кузьмичёва.

Ну вот, только из-за этих нескольких «неточностей» можно всё произведение С. М. Давтяна считать фантазией. Хотя сама по себе история монументальная, и по ней можно было бы снять целый кинофильм, по крайней мере короткометражный.

Заголовок прилагаемого ниже очерка. На рисунке показан Як-1, тогда как в то время указанные в очерке летчики летали на ЛаГГ-3
Заголовок прилагаемого ниже очерка. На рисунке показан Як-1, тогда как в то время указанные в очерке летчики летали на ЛаГГ-3

Журнал «Авиация и космонавтика», 1987 г, №3.

Полковник в отставке С. Давтян

ВОЗДУШНЫЙ ПОЕДИНОК

Случай этот произошел в районе Сталинграда, под Котельниковом, 2 августа 1942 года. Над нашим аэродромом внезапно появились два вражеских истребителя. Они прошли на бреющем, сбросили вымпел и, круто взмыв, ушли.

Вымпел подобрали. К нему была прикреплена записка: «Завтра в 8 часов утра четыре самолета появятся над вашим аэродромом на высоте 3000 метров. К этому времени и на такую высоту должны подняться четыре ваши машины. От вашей группы должен отделиться один летчик - комиссар Кузьмичев, а от нас - пилот 152-й эскадры. Они проведут в воздухе единоборство».

(Прим. ред – еще один ляп, каким-то странным образом перекочевавший из журнала в книгу - 152-я эскадра была бомбардировочной, а истребительной в том районе была 52-я эскадра. Вроде мелочь, но очень показательная – доверия в этой истории нет никому).

Батальонный комиссар И. Кузьмичев - смелый и опытный воздушный боец, совершивший не один десяток боевых вылетов. После окончания Качинской военной школы летчиков он в течение четырех лет работал инструктором. Затем окончил курсы летчиков-комиссаров и был назначен комиссаром эскадрильи. В 1939 году, когда империалистическая Япония развязала военную авантюру в районе реки Халхин-Гол, авиационная часть, в которой он служил, приняла участие в разгроме агрессора. По нескольку раз в день Иван Кузьмичев вылетал на выполнение боевых заданий. За мужество и отвагу был награжден орденом Красного Знамени.

В первые дни Великой Отечественной войны Кузьмичев, теперь уже комиссар полка, в групповых боях сбил несколько вражеских самолетов. Он водил своих товарищей на сопровождение бомбардировщиков, прикрывал с воздуха наземные войска, доставлял командованию важные разведывательные данные. Иван Федорович всегда и везде показывал пример доблести и храбрости, образец высокого летного мастерства. Правдивым партийным словом, личным примером воодушевлял подчиненных. ...

На следующее утро Кузьмичев с разрешения вышестоящего командования поднял в воздух звено «яков». С комиссаром вылетели лучшие летчики полка: командир эскадрильи С. Луганский, впоследствии дважды Герой Советского Союза, И. Корниенко, будущий Герой Советского Союза, и молодой пилот В. Дрембач. Когда они набирали высоту, на аэродроме услышали характерный гул - это приближались «мессеры».

Летчики Николай Шутт, Сергей Луганский, Иван Кузьмичев, Иван Корниенко, Николай Дунаев на фоне Як-1Б, подаренного Луганскому земляками, весна 1944.
Летчики Николай Шутт, Сергей Луганский, Иван Кузьмичев, Иван Корниенко, Николай Дунаев на фоне Як-1Б, подаренного Луганскому земляками, весна 1944.

Кузьмичеву пришлось встретиться с достойным противником - мастером воздушного боя. Гитлеровские пропагандисты, видимо, надеялись, что затея обернется в их пользу. И тогда они на весь белый свет будут кричать, что летчики-арийцы - непревзойденные воздушные бойцы, а немецкая техника лучшая в мире.

Вот что впоследствии рассказал об этом бое Иван Федорович:

«К назначенному времени появились четыре фашистских истребителя. Три стали виражить в стороне, а один отделился и пошел нам навстречу. Я передал своему звену: «Держитесь вблизи». Сам пошел в лобовую на противника. А в голове одна мысль: «Что за птицу выпустили на меня?»…

Быстро рос в кольце прицела силуэт вражеского самолета. Гитлеровец принял лобовую атаку. «Может, решил пойти на таран? - подумал я. - Ну что же, посмотрим, у кого нервы крепче!» Решил - погибну, но не сверну.

И вдруг в фонаре кабины появились пробоины. «Ага, раз стреляешь, выходит, нервы сдают. Сейчас отвернешь!»

Только подумал об этом, как нос «мессершмитта» полез вверх и вправо, открылся низ фюзеляжа. В то же мгновение я дал длинную очередь. Трассирующие пули прошили самолет врага - он задымил и начал падать. В стороне забелел парашют.

Я осмотрелся и увидел, что наши «секунданты» тоже ведут бой, но гитлеровцы не проявляют настойчивости и стараются уйти.

Вскоре я был на своем аэродроме Помятый, жалкий стоял передо мной фашистский летчик и на ломаном русском языке просил сохранить ему жизнь. Он уже не думал ни о тысячах марок, ни о железном кресте, которые были обещаны ему за победу на «красным комиссаром»...

После памятного поединка Иван Федорович Кузьмичев сделал еще десяток боевых вылетов над Украиной, Польшей и Чехословакией. Вел он воздушные бои и над Берлином.

За годы войны в составе 152-го гвардейского истребительного авиационного полка И. Кузьмичев совершил более 160 вылетов, уничтожил 17 вражеских самолетов. В июне 1945 года на его груди рядом с пятью боевыми наградами засияли орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Иван Федоров, 134 сбитых самолета врага - «Секретный Ас», или Барон Мюнгхаузен советских ВВС?

Почему Кожедуб и Ворожейкин о своих победах над немецкими реактивными самолетами молчали десятки лет?

И-16 против «мессеров» и «юнкерсов» в 1941-м. За что наш лучший ас Борис Сафонов получил две Звезды Героя меньше чем за год?

Эрих Рудорффер сбил в одном воздушном бою 13 «яков», а Александр Горовец – 9 немецких «штук». Кто из них врун?

Как наши асы били в хвост и в гриву японских асов в Китае в 1937-м, но так и не смогли одолеть люфтваффе в 1941-м