Найти тему
Военно-технический сундук

Эрих Рудорффер сбил в одном воздушном бою 13 «яков», а Александр Горовец – 9 немецких «штук». Кто из них врун?

Интересно, что сегодня рассказам гитлеровского аса Эриха Рудорффера о том, что он якобы в одном коротком бою сбил целых 13 советских истребителей «Як» верит большинство современных «военных историков», как зарубежных, так и отечественных, а в то, что наш летчик-истребитель Александр Горовец в таком же коротком бою сбил целых 9 немецких бомбардировщиков – не верит никто. Получается так, что один смог наврать так, чтобы ему поверили, а другой наврать не смог, но все равно как бы переходит в разряд врунов, хотя он в том же бою и погиб.

Бой "Фокке-Вульфа" с "Яком"
Бой "Фокке-Вульфа" с "Яком"

Самым легендарным летчиком-истребителем Второй Мировой войны считается немецкий ас Эрих Рудорффер, который 6 ноября 1943 года в ходе 17-минутного боя сбил 13 советских истребителей Як-7 и (или) Як-9. По слухам, за этот результативный бой его имя было занесено в книгу рекордов Гиннесса, правда, лично я этой записи в этой книге не видел, но об этом упоминается во всех «научно-боевых трудах» и прочих «исследованиях», где фигурирует имя Рудорффера.

Эрих Рудорффер (1917-2016 гг.) во время войны и в наше время
Эрих Рудорффер (1917-2016 гг.) во время войны и в наше время

Ну, можно этим данным верить, а можно не верить, потому что кто-то верит, а кто-то не верит, причем с обеих сторон – люди авторитетные. Я даже не стану разбирать этот результат – был он на самом деле, или нет. Он зафиксирован официальными немецкими документами, а опровергать его – дело неблагодарное, даже несмотря на то, что запись в этих немецких документах опровергает запись в документах советских, которые показывают – в тот день (6 ноября 1943 года) столько потерь в истребительных подразделениях 2-й воздушной армии, действовавшей на Украинском фронте, не было за целые сутки.

Эрих Рудорффер в кабине своего Fw 190A-3
Эрих Рудорффер в кабине своего Fw 190A-3

Правда, очень многие историки, причем не только зарубежные, но и отечественные, советским документам не верят, а верят только немецким. Ну не мог же прославленный немецкий ас так сильно наврать? Это наши асы врут, в частности, А. В. Ворожейкин, который как раз и участвовал в том памятном воздушном бою, и который, судя по реляции Рудорффера, тоже должен был быть сбит. Ворожейкин же показывает, что никакого Рудорффера он 6 ноября в небе не встречал, а в том районе действовало не 13 «яков», а всего восемь. И все восемь вернулись домой после боя с «юнкерсами», которые тот Рудорффер должен был прикрывать, но так и не прикрыл – половина из них была сбита подразделением Ворожейкина, а половина повернула домой с полпути.

Капитан Арсений Ворожейкин на фоне своего Як-7Б, осень-зима 1943 года
Капитан Арсений Ворожейкин на фоне своего Як-7Б, осень-зима 1943 года

Ну ладно, не верят именитые историки и рукописцы книги рекордов Гиннеса Ворожейкину, а верят они Рудорфферу. Ну и пусть верят.

Однако проблема в том, что даже наши современные «военные анализаторы» не хотят верить вообще всем, кто продвигает версии побед наших летчиков. Вот, например, есть такой герой Курской битвы лейтенант Александр Константинович Горовец, который в одном бою 6 июля 1943 года, длившемся тоже всего минут 15, сбил девять немецких Ю-87, летевших бомбить позиции наших войск. Сам герой, правда, погиб в конце этого побоища, когда откуда-то взялись несколько «мессершмиттов» (или «фокке-фульфов»). Раненый пилот мог бы еще спастись – он собирался выброситься с парашютом, но тот раскрылся и сразу же порвался, и Горовец так и остался в кабине своего падающего на поле под Курском Ла-5.

Александр Горовец (1915-1943 гг.) в разные годы своей службы в ВВС РККА
Александр Горовец (1915-1943 гг.) в разные годы своей службы в ВВС РККА

Ясно, что никаких реляций погибший летчик после боя не писал, но количество сбитых им вражеских самолетов было подсчитано советскими солдатами, над головами которых происходило это сражение. Также происходящее в небе видели и жители нескольких сел, и их свидетельства тоже были записаны. Правда, впоследствии случились всякие накладки, например, в документах не сохранились данные о подразделениях, чьи солдаты предоставили сведения о виденном ими бое, а также так и не был найден упавший советский истребитель, хотя все видели, что он упал и разбился. Тем не менее, несмотря на недостаток проверенных данных, для нашего командования этот подвиг не подлежал сомнению, и через несколько месяцев лейтенант А. К. Горовец был награжден Звездой Героя Советского Союза посмертно.

И что же мы видим?

Мы видим, что победа А. Горовца на Западе игнорируется, а вот победа Э. Рудорффера превозносится всеми кому не лень. Иноземным «гиннессцам» подпевают и очень многие наши «военные авторитеты», анализируя оба эти события времен войны. Одним из главных доказательств своей правоты они считают тот факт, что 6 ноября 1943 года немец уже был супер-асом, сбив на разных фронтах более 100 самолетов противника, в числе которых было множество истребителей, а кто такой Александр Горовец? На фронт он попал только в конце 1942-го, свой боевой счет открыл за месяц до своей гибели, и то сбил всего 4 немецких самолета, два из которых – в паре. Как мог такой неопытный боец набить целых 9 вооруженных до зубов машин?

Художественное оформление подвига Александра Гороаца
Художественное оформление подвига Александра Гороаца

С этим я тоже не стану спорить, только в защиту погибшего летчика скажу, что тихоходные Ju-87 все же были более легкой добычей, чем истребители, тем более без прикрытия истребителями. Уйти от погони они не могли, оборонять заднюю нижнюю полусферу – тоже. Главное – начинать дергать строй с хвоста, и тогда можно не торопясь набить столько дичи, на сколько хватит патронов. Таких случаев на всех фронтах Второй Мировой было множество, так что удивляться тому, что не самый худший наш летчик-истребитель умело воспользовался именно этой тактикой, не следует.

Ну а дальше всё – вопрос веры. «Подвиг» Рудорффера 6 ноября и результат, достигнутый Горовцом 6 июля железно не подтверждаются. С одной стороны мог наврать и сам гитлеровский ас, с другой – советское командование, собрав разрозненные факты, которые в тех условиях было просто невозможно перепроверить, тоже могло выдать желаемое за действительное.

"Эрих Рудорфер - Туз Восточного фронта", художник Брайан Бейтман
"Эрих Рудорфер - Туз Восточного фронта", художник Брайан Бейтман

Однако тут есть некоторое расхождение – в то время как советская сторона вообще отрицает, что Рудорффер что-то сбивал, западные «анализаторы» и их отечественные подпевальщики не отрицают, что Горовец что-то в небе сбил. Ну, это отрицать было бы глупо, потому что какие-то «юнкерсы» с неба в том месте падали.

И вот вопрос – почему в Америке поверили гитлеровской пропаганде безоговорочно, закрепив это доверие записью в одной из Библий западного мира – книге Гиннеса, - хотя не имеют для этого совершенно никаких оснований, а вот советской пропаганде верить не хотят даже приблизительно, хотя основания вполне себе имеются? Не попахивает ли это политикой?

И еще. Есть у американцев такой ас - Дэвид Маккэмпбелл, который тоже сбил в одном бою девять самолетов противника над Тихим океаном, и случилось это 24 октября 1944 года. А кто видел, что он сбил именно 9 японских самолетов, а не один иди два? Да никто не видел. Интересно, что на лентах кинофотопулеметов самолета Маккэмпбелла зафиксировано только два загоревшихся в результате его атак японских самолета, а остальное – это только фиксация попаданий, которые ни о чем не говорят. Два американца, якобы вступившие в бой с 40 японскими истребителями, даже не видели, куда девались атакованные ими японцы, потому что было не до этого – стрельнул и убежал сломя голову, чтобы в тебя самого не стрельнули в этой круговерти.

Дэвид Маккэмпбелл (1910-1996 гг.) и художественное оформление его побед
Дэвид Маккэмпбелл (1910-1996 гг.) и художественное оформление его побед

Конечно, в японских документах потери самолетов в этот день отмечены, но они размазаны по большому количеству боев в самых разных местах района воздушных баталий, поэтому совсем неизвестно, как именно они были потеряны – от атак американских истребителей или от действия ПВО американских кораблей. Тем более что все подбитые самолеты падали в глубокое море, и никто их не посчитал и по сей день.

Тем не менее, американцы совершенно не сомневаются в этих победах, и даже присудили за них своему асу звание «Героя Соединенных Штатов Америки», то есть наградили Медалью Почета, которая аналогична советской Звезде ГСС и является высшей военной наградой США.

Но вот никакого А. Горовца они в упор не видят, и даже пишут про него всякие гадости, правда, в сильно завуалированном виде, тем не менее, отрицание побед - это именно гадости. А что если кто-то приведет доказательства того, что этот Маккэмпбелл такой же врун, как и гитлеровец Рудорффер? Ведь отсутствие доказательств какого-либо факта – это уже есть отсутствие наличия самого факта. А какие доказательства есть в деле немецкого и американского асов? Оба они вруны, я вижу это так.

А вот Александра Горовца во вранье не уличить, и я лично считаю, что из всей тройки этих специалистов воздушного боя только один наш ас – честный человек, а оба его коллеги и портянки занюханной не стоят.

Ну ладно, хочу закончить эту свою тираду одной публикацией, посвященной подвигу Александра Горовца, которая вышла в 1991 году в журнале «Авиация и космонавтика», №5. Да, тогда это был еще совершенно советский журнал, и выходили в нем только те материалы, которые соответствовали генеральной линии партии в лице Министерства Обороны СССР, которое этот журнал тогда выпускало. Тем не менее, я считаю, что этот материал не менее интересен, чем та информация по рассматриваемой теме, которая наплодилась за треть века после выхода этой публикации.

А кто считает, что «советское вранье» читать не стоит – тот пусть и не читает.

Заголовок статьи
Заголовок статьи

ДЕВЯТЬ СБИТЫХ В ОДНОМ БОЮ

Подполковник в отставке А. КОВАЛЕНКО

Девять вражеских бомбардировщиков, уничтоженных одним летчиком в воздушном бою - уникальный случай в истории мировой авиации. О подвиге заместителя командира эскадрильи 88 гв. иап гвардии старшего лейтенанта А. Горовца знают многие, но судьба героя долго оставалась неизвестной.

...Над аэродромом вспыхнула зеленая ракета. Пятнадцать Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана В. Мишустина взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в районе Владимировка - Кочетовка – Зоринские Дворы - Ольховатка. Александр Горовец шел ведущим пары. Внизу второй день кипела Курская битва. Горели танки, стонала и дыбилась земля.

А. К. Горовец и художественное воплощение его подвига из журнала "Авиация и космонавтика", 1991 г., №5
А. К. Горовец и художественное воплощение его подвига из журнала "Авиация и космонавтика", 1991 г., №5

Время патрулирования заканчивалось, но вражеские самолеты не появлялись. «Лавочкины» легли на обратный курс. Горовец с ведомым B. Рекуновым замыкали боевой порядок истребителей. Неожиданно сверху сзади их пару атаковал «мессершмитт». Прикрывая ведущего, Рекунов тут же ринулся на врага. В это время Александр заметил идущую параллельным курсом в наш тыл большую группу вражеских бомбардировщиков. Предупредить об этом комэска он не смог: видимо, отказал радиопередатчик.

Вот «юнкерсы» начали перестраиваться в колонну для бомбометания. Сколько их? Восемь.... пятнадцать... двадцать! Силы слишком неравные, но раздумывать было некогда. Пока ведомый, завязав воздушный бой, дрался с «мессером», Горовец развернул свою машину навстречу противнику. Сблизившись с ведущим «юнкерсом», поджег его первой же очередью из пушки.

Фрагмент статьи "Славный путь" об А. Горовце в журнале "Моделист-конструктор", 1979 г., №9
Фрагмент статьи "Славный путь" об А. Горовце в журнале "Моделист-конструктор", 1979 г., №9

Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил еще одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берег боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась результативной. K земле он отправил уже восемь бомбовозов и погнался за девятым, но оружие молчало - кончился боекомплект.

«Юнкерс» пытался улизнуть на бреющем полете. Пришлось сблизиться с ним и рубануть винтом по хвостовому оперению. Остальные бомбардировщики, освободившись от смертоносного груза, поворачивали назад.

Пикирующие бомбардировщики Ju-87
Пикирующие бомбардировщики Ju-87

Александр взял курс на свой аэродром. Горючее было на исходе. К тому же Ла-5, весь израненный, с погнутым винтом, с трудом слушался рулей. Его трясло. Радиопередатчик по-прежнему молчал. Помощи ждать было неоткуда.

И тут появились три пары «мессеров». Гвардеец уже не мог уклониться от схватки. Выжав из «ястребка» все, на что он был способен, ринулся на врага. В следующее мгновение огненные трассы от вражеских самолетов впились в безоружный Ла-5, и он перешел в отвесное пикирование...

Летчики 166-го истребительного авиационного полка, слева направо: В. Рекунов, М. Щербаков, А. Горовец, В. Мишустин, 1942 год
Летчики 166-го истребительного авиационного полка, слева направо: В. Рекунов, М. Щербаков, А. Горовец, В. Мишустин, 1942 год

Трудно сказать, что произошло в последние секунды с летчиком. Что он предпринял, о чем думал? Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненый Александр пытался вывести поврежденный истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил открыл фонарь кабины и рванул кольцо парашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздушный поток оборвал купол. Самолет врезался в рыхлый чернозем на хуторе Зоринские Дворы, что в Ивнянском районе Белгородской области.

До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там, где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения. Недалеко, в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж ушли в землю. Среди наблюдавших за воздушным боем были девятилетний Сережа Сергеев, его двоюродный брат семилетний Толик Черкассов и тринадцатилетний Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что летчику удалось спастись. И именно им суждено было впоследствии вписать последнюю страницу в биографию гвардии старшего лейтенанта Александра Константиновича Горовца, удостоенного 28 сентября 1943 года звания Героя Советского Союза. Однако он числился без вести пропавшим.

Ла-5, на котором в последний бой вылетел А. Горовец
Ла-5, на котором в последний бой вылетел А. Горовец

...Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отстроился, расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Сергееву. Учился ли он в школе, служил ли на флоте, плавал ли в Тихом океане - его не покидала мысль о судьбе летчика, истребитель которого покоился под землей на огороде.

Осенью 1956 года С. Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорожно-эксплуатационный участок на автостраде Москва - Симферополь. Анатолий Черкассов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизатором в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после работы, вспоминали прошлое.

Оригинальный Ла-5 А. Горовца, извлеченный из земли и отреставрированный. Сегодня экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил СССР
Оригинальный Ла-5 А. Горовца, извлеченный из земли и отреставрированный. Сегодня экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил СССР

- Не выходит у меня из головы тот самолет, - признался однажды Сергей. - Бывает, проснусь ночью, а перед глазами падающий истребитель и белый парашют в задымленном небе. Одного не пойму: машина упала, а летчика никто не видел. Что с ним сталось?

Решили начать раскопки на месте падения истребителя. Сняли пласт чернозема, но следов истребителя не обнаружили. Прошли второй слой. И вот наконец лопата Сергея уткнулась в твердый предмет. Вскоре показалось хвостовое колесо, потом - шасси. Друзья промокли до нитки от дождя, которого не замечали. Они не чувствовали усталости. Вскоре стал просматриваться деформированный фюзеляж. На нем Черкассов заметил длинный толстый шнур, похожий на ржавую проволоку. Затем обнаружили второй, третий... Их было много. Они тянулись вдоль всего фюзеляжа, видимо из кабины, до которой следопыты еще не добрались.

- Так это же стропы парашюта! - догадался Сергей.

Наконец откопали весь самолет. Но купола парашюта тут не оказалось. Он оторвался в небе еще тогда, в 43-м. В кабине обнаружили останки летчика. Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя на кладбище.

Партбилет, пистолет и награды А. Горовца в музее
Партбилет, пистолет и награды А. Горовца в музее

Вместе с останками летчика нашли планшет с картой, бортжурнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени, гвардейский значок. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки лежал обагренный кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но записи, выполненные черной тушью, сохранились. Разобравшись в них, военный комиссар Ивнянского района послал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. Оттуда ответили лаконично: «Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. исключен из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою 6 июля 1943 года, Герой Советского Союза старший лейтенант Горовец Александр Константинович».

Тогда С. Сергеев, А. Черкассов, А. Лобачев и А. Абрамов стали сами собирать сведения о летчике. Они много лет вели переписку, поиски родственников, однополчан, очевидцев и постепенно узнали многое о его жизни.

20-мм авиационная пушка ШВАК с самолета Ла-5 А. К. Горовца
20-мм авиационная пушка ШВАК с самолета Ла-5 А. К. Горовца

Есть в Белоруссии, B Мошканском районе Витебской области, небольшая Деревенька Горовцы. Названа она в честь героя. Там прошло его детство. Окончив сельскую семилетку, Саша Горовец начал работать слесарем в витебском «Сантехстрое». В марте 1932 года вступил в комсомол. А спустя год по комсомольской путевке пришел в городской аэроклуб.

Потом учился а Ульяновской объединенной летно-технической школе. В ней А. Горовец хорошо овладел техникой пилотирования на самолете У-2, получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Командовал звеном, отрядом, затем был назначен начальником летной части. У него всегда имелись общественные нагрузки - комсорг группы, отряда, курса. И всегда комсомольцы гордились своим вожаком.

Александр отлично играл на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены звучал его тенор при чтении стихов русских поэтов. Был он добрым и принципиальным, не терпел расхлябанности и фальши. Все делал на совесть.

Там, где был аэродром, с которого совершил свой последний полет летчик-герой, можно теперь увидеть устремленный в небо самолет с номером Ла-5 А. Горовца
Там, где был аэродром, с которого совершил свой последний полет летчик-герой, можно теперь увидеть устремленный в небо самолет с номером Ла-5 А. Горовца

В 1941 году сбылась мечта Горовца - его направили в истребительный авиационный полк. На фронт он прибыл в июле 1942-го. Боевое крещение получил в небе Кубани. За короткий срок уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами, вывел из строя паровоз. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи. Тогда же, как одному из наиболее отличившихся летчиков, Горовцу вручили новенький истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: «От колхозников Горьковской области». На этой машине Александр сражался мастерски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени. К началу Курской битвы он имел на счету два фашистских самолета, сбитых лично, и шесть - в групповых боях.

Вот как о подвиге гвардейца сказал много лет спустя участник битвы на Курской дуге Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. Ворожейкин, сам уничтоживший 52 вражеских самолета:

- Мы не знали такого. Простой расчет показал, что для этого нужно произвести не менее девяти длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На все потребуется по крайней мере десять-пятнадцать минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт - упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым...

Бессмертный подвиг А. Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. В Центральном музее Вооруженных Сил СССР выставлены отреставрированный самолет Ла-5, найденный на хуторе Зоринские Дворы, пушка с него и личное оружие героя - пистолет ТТ. Об Александре Константиновиче рассказывают стенды в Минском краеведческом музее, а также в музеях тех областей и городов, с которыми связан его жизненный и боевой путь.

На месте гибели А. Горовца на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст героя
На месте гибели А. Горовца на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст героя

На 597-м километре автострады Москва-Симферополь, где когда-то гремели ожесточенные бои, установлены памятники прославленным воинам. Среди них - высокий гранитный постамент с бюстом А. Горовца. Имя этого прославленного летчика увековечено в названиях улиц в Минске, Витебске и Богушевске, совхоза в Сенненском районе и многих школ. Своим легендарным подвигом Александр Горовец вошел в бессмертие.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛЕТЧИКАХ-АСАХ:

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл

Ганс Йоахим Марсейль – самый скорострельный ас в мире, легко сбивал британские истребители пачками в день

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII

Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом