А вы замечали, что когда человек не берет свою ответственность, то он начинает возмущаться, обвинять, злиться, обижаться, оскорблять, унижать.
То есть, там, где не присвоен свой вклад в отношениях, в ситуациях, в действиях, событиях всегда будет вина, страх, злость, обида.
Чувства всегда говорящие и говорящие о чем-то большем, чем может казаться.
И таких ситуаций из жизни очень много.
Например, муж или жена пьет. Всегда в таких событийных случаях жизни, тот, кто не употребляет спиртные напитки, скажет, что виноват другой.
Родители часто обижаются на детей, что они не звонят (если дети уже выросли). Или дети не хотят учиться в школе. Или учитель плохой. Муж не хочет проводить время с женой. Ребенок дерётся в школе.
Ситуаций из жизни очень и очень много. Каждая индивидуальна и универсальна. Но важно понимать, что же происходит на самом деле!!!
Если есть такие чувства как обида, злость, вина, раздражение, страх, то данные чувства являются индикаторами того, что человек ещё не осознает какой вклад ему нужно вложить, что сделать. Ещё нет навыка личной ответственности.
Человек не отвечает за свою жизнь.
Ответственность союзничает с осознанностью. Чем больше осознания, тем вероятнее будет и формирование навыка ответственности.
Однако, важно понимать, что ответственность предполагает действие. Например, сказать, расспросить, уйти, уточнить, прояснить и так далее.
Поэтому ответственность - это осознание своих чувств, ощущений, мыслей и совершение действий.
Принципом ответственности является вопросы: "Как я хочу!?", "Что я могу сделать сейчас?"
И самое важное: "Как я это буду делать!?" КАК сказать, КАК спросить, КАК уточнить, то есть так чтобы у другого не возникало чувство вины, так как вина связана с манипуляцией и будет всегда вызывать у другого человека злость.
Приведу пример.
Например, вы пошли к парикмахеру, сделать прическу.
Вы должны определиться с тем, что вы хотите, как хотите и рассказать об этом специалисту, который будет вас стричь. Причем в деталях, чтобы не было конфликта после. Таким образом, важно научиться подбирать слова, спрашивать, уточнять и так далее.
Или. Ваш ребенок не ладит в школе с учителем. Как обычно говорят мамы, учитель не любит ребенка. Это конечно вполне возможно, только функция учителя учить. И если что-то не подходит, то ответственность родителя поговорить с учителем в спокойном тоне и прояснить то, как обстоят дела
Примеров может быть множество. Ключевым в каждом примере будет умение, навык брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.
Ответственность - это также и авторство жизни. Нет виноватых людей, есть только неосознанность.
Как же можно развить ответственность!?
Начинаем всегда с малого.
Осознаем свои чувства - Что я чувствую!?
Осознаем свои мысли - Что я мыслю!?
Осознаем свои слова - Что я говорю!?
Осознаем свои действия - Что я делаю или не делаю!? Бездействие это тоже действие.
Осознаем, что хочется и что важно сделать.
Наблюдайте за собой, задавайте вопросы себе:
1.Что я говорю и как.
2.Что чувствую и как чувствую.
3.Что я делаю и как.
Так вы сможете привести к балансу внутреннюю жизнь.
Баланс - это спокойствие и свобода от чувства страха, обиды, злости, раздражения, тревоги, вины.
Повторюсь, что каждая ситуация отдельно взятого человека будет уникальной, но механизмы запускающие процессы одинаковы.
Ответственность - это психологическое взросление человека. Чем больше ответственности, тем взрослее человек !!!
Автор: Николаева Ольга
гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru