Найти в Дзене

Общество: подростковый кризис

Оглавление

Подрастковый возраст - испытание для любой семьи. Об этом сказано и написано немало. Но заголовок этой статьи начинается с тега "Общество". И это не случайно. Мы не будем говорить о семье. Мы поговорим о смысле такого явления, как кризис подрасткового возраста.

Картина "Куда идут поколения".
Картина "Куда идут поколения".

Кризис - это испытание.

Само слово "кризис" означает поворотный пункт. И да, из любого испытания можно выйти победителем или проигравшим. Но становится ли испытание от этого чем-то плохим? На мой взгляд, нет. Более того,

Кризис подросткового возраста необходим.

И вот почему.

Необходимость кризиса.

Для подростка этот кризис является поворотной точкой. После него он станет взрослым. Бесповоротно.

Жизненный путь - очень удачное сравнение. А что самое главное в пути? Багаж. Если мы идем в море нужен один багаж, если в горы - другой.

Если становишься взрослым, совершаешь этот поворот, самое время перетряхнуть накопившийся багаж. Чем подросток с удовольствием и занимается. Да, нужно избавиться от ненужного хлама. Как это сделать? Поставить под сомнение.

Польза сомнения.

Кризис подросткового возраста - незаменимая вещь для развития общества. Один из краегольных камней общественного прогресса.

Любое общество в процессе своего существования накапливает ценности, традиции, устои и смыслы. Родители передают их детям. А по достижении определенного возраста, подростки ставят все ценности под сомнения, часто отрицают. Почему?

На мой взгляд, чтобы отринуть ненужный хлам, закостенелость, которая существует только ради закостенелости. Если какая-то ценность не проходит проверку, она отмирает. Так развивается общество.

Недаром еще одно значение слова "кризис" - суд. Т.е. традиции выносятся на суд нового поколения.

Как это происходит?

С трудом. С ошибками. Иногда родители или общество не справляются со своими обязанностями воспитателей, и дети отрицают совершенно необходимые ценности. Такое общество ждет расплата. Иногда расплата ждет конкретного подростка, чьи родители не смогли объяснить ему что-то.

Но часто подростковый бунт идет на пользу. Я уверен, что такие явления как крепостное право, рабство, дискриминация, отмирали в том числе благодаря критике со стороны подростков, которые ставили эти институты под сомнение.

Если человек отрицает какую-то ценность, он вычеркивает ее из жизни. И дальше жизнь показывает - прав он или нет. Можно ли без этой ценности. Иногда на проверку уходит жизнь нескольких поколений (Пример - СССР).

Зато ценности, пережившие тысячи подростковых кризисов, мы называем вечными. Они прошли проверку временем.

Проблема отцов и детей.

Задача старшего поколения именно в этом - передать правильные ценности. Проблема отцов и детей наступает, когда есть сомнение в успехе этого мероприятия. Если детей отправляют в жизнь, не объяснив как пользоваться картой. В этом случае родители пытаются заставить ребенка идти по начерченному ими маршруту. Бесперспективная затея.

Подход "ты должен делать, как я сказал" далеко не всегда работает. Хотя объяснить, почему нужно делать именно так, в тысячу раз сложнее. И тут не стоит никого винить.

Эволюция

Примечательно, что такая полезная вещь, как кризис подросткового возраста, заложена в нас биологически.

Как в биологии естественные мутации, наиболее приспособленные к жизни, сохраняются. Так и в мировоззрении, наиболее правильные и нужные ценности передаются из поколения в поколение.

Биология заботится о передаче правильных смыслов и традиций.

Удивительно, не правда ли?

Казалось бы, разум человека это нечто неподвластное осмыслению. Как он возник? Почему такой? По каким законам существует?

Зачем человеку разум, который формирует смыслы? Это избыточно с точки зрения эволюции. Уже первобытные люди были самыми опасными хищниками. Но тем не менее биология заложила в разум инструмент, нацеленный на передачу правильных смыслов.

Или не биология? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос.

P. S.

В послесловии приведу пример, почему важно ставить под сомнения традиции.

В Библии Христос боролся с книжниками и фарисеями. Кто это такие? Те, кто букву закона ставили выше человека. Эти люди закостенели в своей вере, традиции. Законы стали обладать ими. Они готовы были на все, лишь бы их охранять.

Христос поставил их под сомнение.

"Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:23), - говорит Христос, т.е. закон принят для пользы, но если его исполнение принесет вред? Тогда нужно ставить человека, т.е. добро, выше закона.