Как ёмкость АКБ влияет на пусковой ток стартера — это вопрос, который может вызвать разногласия среди специалистов и автолюбителей.
АКБ (в контексте статьи подразумевается «автомобильная кислотная батарея», то есть не любая иная кислотная аккумуляторная батарея) — это основной источник питания автомобильной электросистемы, который обеспечивает запуск двигателя и работу различных потребителей.
Ёмкость АКБ — спецификация, которая характеризует количество электричества, которое батарея может накопить и отдать.
В этом тексте мы предлагаем вам поучаствовать в игре «Правда или ложь» и проверить свои знания по этой теме.
🤷♂️ Мы также дадим вам два разных мнения:
- одно основано на теории из учебников,
- другое - на практике автовладельцев.
И в конце мы приведем комментарий инженера нашего предприятия, который объяснит, почему оба мнения верны.
Тезис: ёмкость АКБ не влияет на пусковой ток стартера
При замене АКБ ёмкости 55Ач на АКБ ёмкости 90Ач потребляемый стартером ток не увеличивается — например, токовые клещи покажут 75-80 А на обеих при пуске. Это правда или ложь?
💬 Мнение 1, исходя из учебников:
Это ложь! У АКБ и у стартера свои вольт-амперные характеристики (ВАХ). В том числе имеются внутренние омические сопротивления.
За счёт существенно меньших сопротивлений у АКБ бОльшей ёмкости возникнет меньший спад напряжения на клеммах. Это значит, что до стартера дойдёт больше мощности, и ток будет выше.
Для большей наглядности пример с полным законом Ома при одном источнике питающем один резистор:
E = Rвнутр * I + Rвнешн * I
где Rвнутр — сопротивление источника питания,
Rвнеш — сопротивление резистора.
Как найти ток в цепи (E / (Rвнутр+Rвнеш)). Чем меньше частное, тем больше результат. Ток будет больше, если «Rвнутр» будет меньше.
У электродвигателя свои ВАХ. Если наложить ВАХ электродвигателя и ВАХ двух разных АКБ, то в этом случае точка баланса-изменится.
💬 Мнение 2, из практики автовладельцев:
Это ложь! При увеличении ёмкости АКБ уменьшается его внутреннее сопротивление. Соответственно растёт пусковой ток.
Без всяких «теорий» — повесьте на провод от АКБ токовые клещи, способные измерять постоянный ток в пике (типа АРРА и подобных на АлиЭкспресс) и покрутите стартер сначала от 55Ач, потом 90Ач аккумулятора по очереди. Убедитесь!
💬 Комментарий инженера нашего предприятия:
Всё сказанное абсолютно верно. Оба мнения излагают две стороны одного явления. Первое — математическая модель, вторая — физический эксперимент.
Ранее мы делали маленькую заметку о том, в каких случаях есть смысл менять аккумулятор штатной ёмкости на увеличенный.
В дальнейшем небольшой список тезисов вырос до большой научно-обоснованной статьи в результате интересных дискуссий с читателями.
👇 Рекомендуем ознакомиться и с самим текстом, и с комментариями под ним:
К каким последствиям такое решение приведёт? Развейте мифы и заблуждения, узнайте простым языком сложные процессы между генератором → АКБ → стартером и потребителями.