Как известно, запрос — это основа деятельности психотерапевта. С него начинается терапия, и без правильной работы с запросом сотрудничества с клиентом не получится.
Клиент обращается к нам с жалобой, то есть вербальным выражением своего психоэмоционального неудовольствия, дискомфорта, боли.
Прояснение жалобы дает понимание, какую проблему пытается решить клиент. При этом видение проблемы при схожих симптомах у разных клиентов — разное.
Например, клиенты жалуются на головную боль. Но кто-то видит её как проблему повышенного давления, кто-то — как следствие напряженных отношений, а кто–то — как результат сдержанных чувств.
Эти различия основываются на опыте клиентов. В первую очередь — опыте страдания и выхода из него.
Например, один клиент считает, что с головной болью лучше всего справляется болеутоляющая таблетка. Другой — что если бы другие относились к нему лучше, то головной боли бы не было. Третий скажет, что свободное проживание чувств приносит облегчение.
Действительно, у страдания могут быть биологические, психологические и социальные причины. Нам для работы важно это различать.
Психология бесполезна при переломе руки, инфекционном или хирургическом заболевании. Равно как и биологическое, медицинское лечение не решит экзистенциального кризиса.
Так вот, запрос формулируется из жалоб клиента, из его понимания собственных проблем, опыта страдания и концепции выхода из трудной ситуации.
В сущности запрос — это результат согласования ожиданий клиента с возможностями терапевта. Оба приходят к согласию о том, какая работа должна быть сделана.
Все запросы можно разделить на четыре кластера:
- Запрос на снятие симптома: «У меня болит, хочу чтобы не болело».
- Запрос на проживание: «У меня случилось горе, мне надо его пережить».
- Запрос на самоисследование: «Хочу разобраться, почему я живу так, а не иначе».
- Запрос на императив: «Скажите, что мне надо делать».
Соединим в таблице типы запросов с клиентской концепцией выхода из страдания: биологической, психологической или социальной:
У нас получилась ориентировочная матрица запросов. Опираясь на неё, мы можем сориентироваться, где наши профессиональные компетенции наиболее эффективны.
Эти варианты обозначены в таблице «+». В этих случаях типы запросов и клиентская концепция страдания и выхода из ситуации — психологические.
Другие варианты, обозначенные «+—», — это ситуации, в которых психологическая работа может быть сделана, но потребуются дополнительные усилия и компетенции.
Например, симптом «тревога» в некоторых ситуациях требует больше обучающей, нежели терапевтической деятельности, а императив «что мне делать с раздражительностью» часто требует информационного, экспертного участия: «вам следует пройти обследование у эндокринолога и невропатолога, потому что ваша раздражительность может быть связана с биологическими причинами».
Вариант «—+» представляет ситуации, где психологическая помощь вторична по отношению к другим способам решения проблемы. Мы можем сопровождать гипертоническую болезнь психологически, но правильный прием лекарств важнее.
И, наконец «—» — это ситуации, которые вовсе не рекомендуется брать в психологическую работу.
Если вы возьмете на вооружение этот «компас» запросов, то существенно облегчите себе ориентировку в материале клиента, особенно на этапах планирования терапевтического вмешательства и контрактирования.
С пожеланием крепкой практики!
Кирилл Кошкин
к.м.н., психиатр, психотерапевт, тренер
Основатель Школы Частной Практики
________________________________________________________________________
Следующий шаг
О том, что ещё важно учесть на первых сессиях, и как проводить их, чтобы больше клиентов оставалось в работе, Школа Частной Практики совместно с Алиной Аккиевой записала новый курс «Искусство первых сессий».
Переходите по ссылке, чтобы узнать подробности и зарегистрироваться >>>
________________________________________________________________________
Мы в Телеграм: https://t.me/+BH7QteWgmb05ZjRi Клуб Частных Практиков https://chastnayapraktika.com/club