Гейдельбергская школа живописи в Австралии — смесь импрессионизма и натурализма, хотя искусствоведы называют ее австралийским импрессионизмом. Художники школы восхищались как и импрессионистскими тенденциями, так и работами Барбизонской школы живописи. Трудно определить, что же все-таки главенствовало — цель или исполнение.
Импрессионизм каждый представляет по-своему, но есть определенные общие черты при воспоминании этого художественного течения: Франция, сиюминутный взгляд, впечатление, отсутствие четких контуров, выбор несложных сюжетов (а скорее, отсутствие их) и легкость. Это все так, но импрессионизм — явление международное, необъятное, выходящее далеко за пределы Франции. Поэтому немного отвлечемся и переместимся в Австралию, где в конце 19 века развивался свой импрессионизм — с характерными особенностями, целями и смыслами. А еще это просто очень красивые картины.
Лагерь художников в Бокс-Хилле и Гейдельберг
Молодой художник Том Робертс вернулся в Австралию в 1885 году после учебы и путешествия по Европе. В Испании он познакомился с техникой работы на пленэре, импрессионизмом и творчеством художников Барбизонской школы. Все это переварив, Робертс начинает писать что-то похожее на то, что он видел, но опираясь на австралийскую действительность.
Приехав в Австралию, Том Робертс и его друзья-художники находят в пригороде Мельбурна Бокс-Хилл — живописное и тихое место.
В этом месте их впечатлила нетронутая природа, сельская местность и отсутствие цивилизации. Они установили палатку и обосновали свой лагерь вблизи Гардинерс-Крик (огромный ручей), приезжали каждые выходные и писали на пленэре. Через несколько лет Том Робертс и его последователи переезжают в окрестности Гейдельберга.
Гейдельберг — район в пригороде Мельбурна в Австралии. Там (и не только) австралийские художники создавали «лагеря», где писали на пленэре увиденное, а потом заканчивали свои работы в мастерских.
К ним присоединяются другие художники. Большинство из них учились в Европе, видели импрессионизм и были знакомы с техникой работы на пленэре. Конечно, их объединяло восхищение европейским новым искусством, но на родине они писали особенно: наносили плотные мазки, передавали определенные цвета (не всегда яркие), отталкивались от определенной цели (возродить любовь к природе Австралии и показать повседневную жизнь) и искали определенные сюжеты. Им хотелось писать так, чтобы при взгляде на картину угадывалась именно Австралии (ну или хотя бы возникало понимание, что это совсем не европейские поля и леса).
Интересно, что художники не причисляли себя к какой-то группе и не пользовались названием. Термин «гейдельбергская школа» в 1891 году придумал критик Сидни Дикинсон (ох уж эти критики, которые дают негласные названия художественным течениям!). Ему надо было как-то обозначить общее направление художников.
Сюжеты художники подсматривали из окружающей австралийской действительности. Родные земли, обычный рабочий день, повседневные события. Краски наносили плотным слоем, цвета соответствовали увиденному.
Цель — передать все так, как есть. Не сиюминутное восхищение, а статичная и привычная действительность. Гейдельберг и окрестности прекрасно подходили для этой цели — великолепная природа и отсутствие новизны.
Выставка 9 на 5
Первая крупная выставка импрессионистов (художников гейдельбергской школы) в Австралии прошла в 1889 году. Большинство работ были написаны на крышках коробок из-под сигар. Размер у крышек — 9 на 5 дюймов ( 23 х 13 см). Собственно, отсюда и название. Сами картины выставлялись в обычных деревянных рамах, без позолоты, а сами залы были украшены японскими ширмами, вазами, шелковыми шторами.
На выставке показали 183 работы. Сюжеты разнообразны — от пейзажей до игры в австралийский футбол. Больше всего работ выставили Том Робертс, Артур Стритон и Чарльз Кондер.
Выставка была дико популярной. И хотя некоторые критики не были в восторге от увиденного (слишком просто, слишком вызывающе, слишком ужасно чтобы быть искусством, как можно соединять несоединимое, да так же так на крышках из-под сигар!) публике было интересно. За две недели все работы были проданы.
Лагерь Керлью, Сидней и будущее поколение художников
В 1891 году Артур Стритон приезжает в лагерь Керлью, за ним едет Том Робертс. Они открывают несколько мастерских, живут в палаточных лагерях, принимают учеников и художников.
В Сиднее Том Робертс основал Общество художников в противовес Королевского художественного общества Нового Южного Уэльса. Цель — показать Австралии, что не только точный реализм и отсутствие глубины (мысли) способно быть настоящим искусством. Ну и чтобы на ежегодные выставки выбирали не только «приличные» и правильные картины. Все как всегда — бросаем вызов, продвигаем новое и идем в ногу со временем. Общество арендует галерею, проводит обучение и открывают новую главу в истории искусства Австралии.
Открываются новые школы — например, Художественная школа Джулиана Эштона. Эштон был в кругу художников Гейдельбергской школы, продвигал работу на пленэре, а когда решил выставлять свои работы на выставках Общества художников, его уволили из Королевского художественного общества Нового Южного Уэльса (вы представляете, какое же было противостояние между организациями).
После нескольких лет работы в лагере Керлью и окрестностях Сиднея художники разъехались по миру. Фактически Гейдельбергская школа живописи (которой не было, просто название) растворилась по всей Австралии и за ее пределами. Сподвижников было много, каждый что-то унес из этого опыта работы на пленэре и переносил на свой холст.
И очень много художников из Европы приехали из Австралии, где ходили по окрестностям Сиднея с мольбертом, учились в художественной школе Эштона, выставляли свои первые работы на выставке Общества художников. Интересно, как небольшая группа повлияла на развитие не только австралийской живописи. И не сказать, что все художники придерживались определенных принципов школы, но каждый ухватил с собой что-то свое, для себя и превращал это во что-то новое.
Например, Сидней Лонг соединял мифологию, натурализм и очарование природой, создавая свою альтернативу реальности. Джордж Ламберт стал известным военным художником Первой Мировой войны. И портреты у него очень хорошие. Этель Керрик преподавала в Париже и была членом жюри Осеннего салона. Писала довольно яркие и фигуративные работы, чем-то похожие на работы фовистов, хотя и не такие абстрактные.
Сейчас Гейдельбергскую школу живописи вспоминают только в Австралии, а про знаменитую выставку «9 на 5» никто ничего не слышал. А ведь такая интересная, неоднородная и современная по тем меркам группа образовалась. Так что всем смотреть, наслаждаться и представлять себе австралийскую жизнь.
P.S. если интересно не только искусство, но и книжки и всякое такое — вэлком в мой тг—канал.