По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза [1].
Аномальное развитие – нарушение общего хода развития в результате каких-либо физических или психических дефектов.
Понятие «структуры дефекта» ввел Л.С. Выготский, утверждая, что любой дефект имеет сложную структуру. Существует первичный дефект, обусловленный биологическими факторами, и вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Биологические и психологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияя друг на друга [2]. Например (рис. 1),
Т.е. идея Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка заключается в том, что наличие дефекта какого-либо одного анализатора, либо интеллектуального дефекта приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития.
Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий [1] (рис 2).
Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Специфической особенностью таких детей является практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими сложные дефекты. При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи. Это позволяет таким детям относительно успешно овладевать программой средней общеобразовательной школы, а некоторым оканчивать высшие учебные заведения.
К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:
1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);
4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);
5) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.
При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.
Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.
Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности [1]. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.
Уже в 1920-е гг. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта: «Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».
Самое главное заключение теории гласит о важности работы с детьми. Работать с первичным дефектом просто необходимо. Если упустить момент в детстве проблема будет нарастать, как снежный ком. При детском несформированном мозге невозможно дальнейшее его нормальное развитие без проработки и решения проблемы первичного дефекта.
Опираясь на концепцию Л. С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта и предупреждается появление вторичных отклонений в речевом и психическом развитии.
Использованные источники:
1. Выготский. Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
2. Агранович З.Е. Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью / З.Е Агранович. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-rechevogo-defekta-u-detey-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 06.05.2023).