Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Накануне главного прорыва

Оглавление

начало см. здесь

Сыграны последние аккорды в "Village Gate". Заканчивается ноябрь 1961-го года. Знаменательного для Стена Гетца. Не только потому, что он вернулся в родные пенаты 52-ой улицы Нью-Йорка. Не только потому, что довёл до завершения работу (альбом Focus), которой по его собственному признанию он всегда гордился больше всего, часто повторяя:

"Пластинка, которой я больше всего горжусь, - это Focus. Это было адское усилие - подобрать эти струнные без написанной музыки, а просто партитурой, транспонированной в мою тональность. Я слушаю эту пластинку и испытываю гордость".

Важнейшим, на мой взгляд событием в тот год стала обретённая Гетцем уверенность в том, что он не растерял в Европе свой профессиональный багаж и по прежнему в теме. Эту уверенность он обрёл, играя со своим квартетом, который он собрал в тот год и с которым отыграл прекрасный сет в "Village Gate", продолжив свой творческий поединок с Джоном Колтрейном, начатый не так давно, 28 марта 1960 года в Дюссельдорфе, когда Стен Гетц ещё находился в Европе, и когда судьба свела обоих Мастеров вместе на записи для телевидения программы под названием «Победители джаза 1960», в которой устроитель акции Норман Гранц представлял европейским любителям джаза самых именитых джазменов США. В одном из своих очерков (Два джазовых Титана) я уже рассказывал об этом знаковым событии, которое я назвал "Две стороны одной медали, именуемой "Гений джазового тенор саксофона".

Их совместное выступление в Дюссельдорфе не производило впечатление дуэли, столь привычное для джазовых джемов. Я назвал бы это двойным мастер-классом. Каждый из них максимально показал весь свой мастерский арсенал технической изощрённости, изобретательности фразировок и исключительного по красоте звучания. Очевидно, что ни тот, ни другой саксофонист не ставил перед собой задачу одолеть своего визави. И по-моему они оба остались весьма довольны друг другом в этом их совместном выступлении. Не знаю точной даты знаменитого высказывания Колтрейна о том, что "... все хотели бы играть, как Стен Гетц, но не каждому это дано" (цитирую по памяти. поэтому не ручаюсь за точность высказывания, но смысл был именно такой). Но не удивился бы, если он сказал это после той их встрече на сцене. Где каждый из них мог ощутить стилевые особенности своего коллеги как говорится наяву.

John Coltrane Quintet, in Dusseldorf, Germany, March 28th, 1960/YouTube
John Coltrane Quintet, in Dusseldorf, Germany, March 28th, 1960/YouTube

И на мой взгляд не обошлось тут и без определённых корректировок своего собственного подхода. По крайней мере, когда выступление ансамбля Колтрейна в клубе Виллидж Вэнгард в том самом ноябре 1961-го года, когда Гетц играл в Вилидж Гейтс, было названо предвзятой критикой "анти-джазом", Колтрейн по-моему слегка задумался и выпустил совместный альбом с Дюком Эллингтоном, где он шикарно сыграл почти такие же романтичные и красивые соло, как это умел делать только Стен Гетц. А что Стен Гетц? В его манере, начиная с 1961-го становится заметным влияние более сложного, чем у большинства саксофонистов того времени стиля Джона Колтрейна. Более того, Гетц включил элементы этого стиля в свои более поздние работы, хотя и оставался по прежнему прекрасным мелодическим стилистом.

В тот самый 1961-ый год Стен Гетц не просто пытался наверстать упущенное, но и был готов оказаться на грани, стоя одной ногой в прошлом, которое его взрастило. Это прекрасно демонстрирует программа его ноябрьского выступления в "Village Gate". И какой интересный набор материала они выбрали в качестве отправной точки в этот последний вечер, полностью записанный для возможного выпуска: "It's Alright With Me" Коула Портера; "Impressions" Колтрейна растянулись на 12 великолепных минут, а Стив Кун изобретательно разорвал их на части. Драматичная и по-спринтерски стремительная пьеса "Airegin" Сонни Роллинза, которую Роллинз записал с Майлзом Дэвисом; "Wood'N You" Диззи Гиллеспи; "52nd Street" Телониуса Монка, темы и стандарты Сэмми Кана и Джул Стайн ("It's You or No One"), всегда восхитительная "Stella By Starlight", "Like Someone in Love", "When the Sun Comes Out" ...Есть также приглушенная трактовка "Where Do You Go? ". из конца сороковых, заставляющая зал замолчать, за которой следует архетипичное прохладное звучание "Yesterday's Gardenias", пришедшее из времён Гленна Миллера.

В декабре 1961-го Стен Гетц оказывается в Вашингтоне. Неизвестно точно, с какой целью он туда поехал. То ли на Рождество, то ли выступить в одном из местных клубов. Но зато доподлинно известно, что этот вояж стал для Стена Гетца судьбоносным. Именно там произойдёт его встреча с джазовым гитаристом Чарли Бёрдом. Этот музыкант, только что вернувшийся из путешествия в Южную Америку, горел желанием поделиться со Стеном Гетцем, на которого он возлагал большие надежды, творческим багажом, собранным в недавней поездке по Южной Америке. Чарли позвал знаменитого саксофониста в гости и предложил ему послушать музыку, так сильно поразившую его в Латинской Америке, которую он посетил по линии Госдепартамента летом 1961-го.

Charlie Byrd/mavink.com
Charlie Byrd/mavink.com

Чарли Бёрд был не только замечательным гитаристом, но и пытливым исследователем. Он собрал образцы музыкального фольклора Венесуэлы, Бразилии, Чили, Парагвая, Перу и Аргентины. Больше всего Чарли Бёрда поразил незнакомое прежде музыкальное течение, услышанное им в Бразилии. Это течение представляло собой некий гибрид джаза и самбы. Эта новая по тем временам музыка, не известная пока в США, называлась босса-нова (что в переводе с португальского означает "новый стиль" или "новая тенденция"). Её популярность в Бразилии просто зашкаливала. Но в США, по словам Бёрда, никто не проявил к ней интерес. Стен Гетц, прослушав то, что наиграл ему Бёрд, быстро оценил скрытый в этом музыкальном синтезе мощный потенциал и решился поработать в этом новом стиле. Попробовав себя в жанре третьего течения, работая над альбомом "Focus", Стен Гетц видимо понял, что дважды в одну и ту же воду войти не получится. И он неожиданно и резко меняет формат своего творческого поиска, обратившись к бразильской экзотике.Так началось его творчество на ниве босса-новы, ставшее знаковым событием в истории джаза.

Charlie Byrd and Stan Getz/mavink.com
Charlie Byrd and Stan Getz/mavink.com

Приняв решение поработать в новом стиле, Стен попросил своего импресарио Крида Тейлора организовать сеанс записи, на котором они с Чарли Бёрдом запишут несколько треков в стиле босса-нова для совместного альбома. Бёрд рассказал Тейлору о прекрасной акустике внутри Унитарной Церкви Всех Святых в Вашингтоне, округ Колумбия. 13 февраля 1962 года Стен и Тейлор вылетели из Нью-Йорка на сеанс записи, а затем вернулись на шаттле на ужин в Манхэттене. Совместный проект получил название "Jazz Samba".

Jazz Samba/Album's cover
Jazz Samba/Album's cover

Track listing

Side one

  1. "Samba Dees Days" (Charlie Byrd) – 3:34
  2. "O Pato" (Jayme Silva, Neuza Teixeira) – 2:31
  3. "Samba Triste" (Baden Powell, Billy Blanco) – 4:47

Side two

  1. "É Luxo Só" (Ary Barroso) – 3:40
  2. "Bahia" (aka 'Baia') (Ary Barroso) – 6:38

Personnel

Это была замечательная пластинка, от первого трека "Desafinado" и до заключительного "Bahia" наполненная мечтательностью, теплом, красотой и любовью. "Desafinado", прекрасная композиция Антонио Карлоса Жобима и Ньютона Мендонсы, открывается неотразимой басовой партией Беттс, к которой присоединяется сдержанная, интригующая перкуссия Деппеншмидта и Билла Райхенбаха, а затем вступает Стен Гетц со своей вдохновенной, возвышенной игрой на саксофоне.

"Desafinado" достиг 15-й строчки в чарте "Billboard", продержался в чартах шестнадцать недель, а Стен Гетц получил с ним "Грэмми" в номинации "Лучшее сольное джазовое исполнение" . В итоге альбом занял позицию № 1 в поп-чарте Billboard, став единственным джазовым инструментальным альбомом, которому когда-либо удавалось достичь этого статуса. "Jazz Samba" продержался в чартах семьдесят недель и разошёлся тиражом в полмиллиона копий за восемнадцать месяцев.

Прекрасен музыкальный язык этого диска, с его прелестными ритмами, задушевными гитарными пассажами и мягким звуком тенор саксофона, так напоминающего пение бразильских мастеров. Стен Гетц сам того не ожидая, создал шедевр, навсегда вошедший в анналы джазового творчества ХХ века.

Более того, для него было полной неожиданностью, что "Джаз Самба" сразу же после выхода в свет в августе 1962-го оказался в числе самых популярных джазовых альбомов в США. А изданный двумя неделями позже сингл "Desafinado" попал даже в поп-чарты. В течение оставшихся недель 1962-го года босса-нова стала самым модным музыкальным трендом Америки. И новый 1963 год Америка встречала под чарующие звуки тенор саксофона Стена Гетца и гитары Чарли Бёрда, исполнявших бесконечный каскад пленительных и свежих, словно утренняя роса, импровизаций.

Конечно то, что звучало на альбоме, было скорее джазом, чем босса-новой, но новое звучание задело за живое. И главный прорыв в творчестве Стена Гетца обрёл свою историю.

Продолжение см. здесь