Найти в Дзене
Про джаз

Честный Гений Стен Гетц. Начало

Stan Getz.jibaoviewer.com
Stan Getz.jibaoviewer.com
«Стен Гетц имеет врождённые способности к безошибочному фразированию и подбору нот для импровизаций. Ещё никто не слышал от него чего-то, что не могло бы вызывать блаженство. Это тенорсаксофонист всех времён».

« Почему читатели должны выбирать музыкантов в ваши грёбаные анкеты? Как дилетант может определить, кто на самом деле лучший музыкант? Люди ищут в Даун-бите иной взгляд. Почему ваш журнал не составит жюри из музыкантов, которые определяли бы сильнейших в номинациях? В таком случае Стен Гетц не удержал бы пальму первенства в качестве тенор-саксофониста».

Приведённые выше цитаты из двух разных интервью представляют собой наглядный пример того, насколько разнятся, порой диаметрально противоположно, взгляды джазовых музыкантов в оценках творчества своих коллег. Первая, хвалебная по содержанию, цитата принадлежит Андрэ Превину, некогда лучшему джазовому пианисту в области джаз-модерна и впоследствии всемирно известному дирижёру (руководившему в том числе и знаменитым Лондонским симфоническим оркестром).

Вторая, критическая по существу, цитата взята из интервью знаменитого органиста Джимми Смита, которое он дал в начале 1970-ых американскому музыкальному журналу Даун-Бит, бывшему в те годы форпостом джазовой публицистики во всём мире. Следует отметить, что мнения большинства джазовых профессионалов и любителей по отношению к Стену Гетцу во все времена склонялись в пользу оценки Андрэ Превина, нежели Джимми Смита. Причём не только в части белой аудитории, но и среди представителей афро-американского джазового форума, многие из которых (например, знаменитый пианист Хорас Силвер, начинавший когда-то свою карьеру в ансамбле Гетца) признавали Стена Гетца величайшим гением в области джазового тенор-саксофона.

Stan Getz backstage at Town Hall NYC 1958 photo Dennis Stock
Stan Getz backstage at Town Hall NYC 1958 photo Dennis Stock
«Что бы не играл Стен Гетц, всё у него звучит превосходно. Ведь он всегда так мелодичен…»-это мнение Хораса Силвера об игре и мастерстве своего бывшего первооткрывателя, Стенли Гетца.
«Стэн Гетц, бесспорно, является одним из величайших саксофонистов "всех времен и народов". Даже свое прозвище "The Sound" ("Звук") он получил за уникальную способность извлекать из своего инструмента самые красивые звуки, когда-либо слышанные в джазе. В молодости на него оказал большое влияние Лестер Янг, но в дальнейшем Гетц сам стал основным законодателем музыкальной моды и никогда уже не останавливался в своем творческом движении.» /Краткая энциклопедия джаза и блюза. Часть 2. стр.13/.

Когда Стенли Гетц (настоящее имя Стенли Гаецки (Stanley Gayetsky), родился 02.02 1927 в Филадельфии) только начинал свой путь в музыке, ему было всего 12 лет и гармоника была его первым инструментом. Через полгода он попробовал перейти на контрабас, но этот опыт не пришёлся ему по душе. Его больше привлекали мелодические инструменты. И тогда отец купил ему альт-саксофон, «…за 35 доллларов, весьма серебристый, но очень быстро позеленевший», как вспоминал об этом сам Стен Гетц, уже будучи признанным мастером своего дела.

В средней школе Нью-Йорка, куда переехала вся семья, он играл на фаготе. Однако одновременно не прекращал учиться игре на тенор-саксофоне. Однажды, когда ему было 16 лет он пошёл на пробы оркестра Джека Тигардена, искавшего в тот период тенор-саксофониста. Кто-то из присутствовавших на этом мероприятии указал на Стена со словами:» Он играет на теноре». «Я сыграл на чужом инструменте»,-вспоминал потом Гетц, -«и Тигарден сказал:О’Кэй. Принят за 70 долларов в неделю. Бери с собой смокинг и зубную щётку. Завтра утром едем в Бостон».

These Foolish Things-популярный джазовый стандарт из под пера Гарри Линка. Записан в 1952-ом в составе:

Bass – Bill Crow

Drums – Frank Isola

Guitar – Jimmy Raney

Piano – Duke Jordan

Tenor Saxophone – Stan Getz

Издавался на нескольких альбомах в 1950-ые годы. В данном случае звучит ремастированный вариант, изданный в 2005-ом на одном из памятных сборников под названием Stanley Gayetsky.

Так началась профессиональная карьера Стена Гетца, ставшего впоследствии одним из самых знаменитых представителей элиты джаз-модерна.

После 9-месячного ангажемента у Джека Тигардена, с которым в 1943 году ему суждено было сделать свои дебютные записи в составе группы Джек Тигарден и Его Оркестр, Гетц сменил ряд больших оркестров на Западном побережье, в числе которых следует вспомнить хотя бы про его ангажементы у Стена Кентона (1944 год) и Бенни Гудмена (1945 год).

Вернёмся ненадолго назад, к тем временам, когда уйдя из оркестра тромбониста Джека Тигардена, юный Стенли очутился на своём первом перекрёстке. На протяжении 1943 года оркестр Тигардена, а вместе с ним и Стен Гетц, разъезжал по США, выполняя контракт с агентством, обслуживавшим заявки военных. В основном они выступали на армейских и военно-морских базах. Потом, когда Тигарден, любивший изрядно выпить, приболел, гастроли оркестра прекратились, и его музыканты лишь эпизодически появлялись в выпусках джазовых радиопрограмм. Участие в команде Джека Тигардена перестало приносить плоды, и Стен решает сменить команду, поискав себе другого капитана.

Stan Getz  mavink.com
Stan Getz mavink.com

Шла война и неутомимые рекрутёры дяди Сэма в который раз прочёсывали оскудевшие кадрами ряды американских музыкантов и освобождали в них место для молодого и амбициозного саксофониста, призывая в армию его последних конкурентов. Вскоре открылась вакансия тенор саксофониста в знаменитом биг-бенде Стена Кентона, игравшего так называемый прогрессивный джаз. Суть его метода заключалась в исполнении композиций, в которых преобладали элементы европейской классики, подававшиеся с лёгким джазовым акцентом. Это была совсем иная музыка, нежели та, которую Стен освоил, выступая с Джеком Тигарденом, в чьём репертуаре всегда превалировали фундаментальные джазовые компоненты, прежде всего блюз. Но, тем не менее, Стен Гетц быстро становится ведущим солистом оркестра Стэна Кентона и сделать в его составе несколько записей в ноябре-декабре 1944 года.

Однако вскоре ему пришлось расстаться с маститым Мэтром. Причиной послужили их расхождение во взглядах на манеру игры Стена Гетца, который в ту пору был под сильным влиянием Лестера Янга. Немного прямолинейный стиль Лестера, одного из создателей модернисткой школы игры на тенор саксофоне, казался чопорному и взыскательному Кентону слишком простым для его амбициозных проектов. Разочарованному Гетцу не оставалось ничего иного, как уйти, громко хлопнув дверью.

Звучит один из старых (1944) хитов Кентона, композиция Eager Beaver. концертная запись в Hollywood Palladium. Стен Гетц в ней не солирует, но если верить порталу Discogs, он здесь играет в составе секции саксофонов. Оркестр играет весьма мощно, со свингом. Но как мало здесь места и возможностей для приложения сил талантливого и амбициозного молодого музыканта, уже захваченного идеями бибопа. Неудивительно, что Стен Гетц недолго оставался в этой компании, не желая быть всего лишь исполнителем чужих идей, когда в его голове было полным-полно своих собственных. Нет, он не стремился к роли композитора. Но как и пионеры бибопа, уверенные в своём праве затмить славой звёзд свинга, Стен Гетц стремился вдохнуть новую жизнь в игру на тенор саксофоне.

Ещё до работы у Кентона, сразу по прибытии в Лос Анжелес, Стен Гетц недолго проработал в разных танцевальных оркестрах. Например в оркестре Боба Честера, игравшего в местном дансинге. Уйдя от Кентона, Стен решил вновь попробовать себя в этом незамысловатом качестве, получив ангажемент в очень популярном оркестре, которым руководил саксофонист Джимми Дорси, уже успевший к тому времени стать одним из столпов «золотой» эры биг-бендов. В команде Дорси Стен пробыл недолго, около месяца. А затем почти на полгода «завис» в оркестре «Короля свинга», кларнетиста Бенни Гудмена.

Stan Getz with Benny Goodman/ jazzpeople.ru
Stan Getz with Benny Goodman/ jazzpeople.ru

У Гетца с Бенни было много общего. Они оба были потомками русско-еврейских эмигрантов, в юности каждому из них выпала нелёгкая доля единственного кормильца семьи. Но, главное, музыка составляла для них весь смысл жизни. Она была для них не только главным увлечением в жизни, но и духовным святилищем. Несмотря на расположение Гудмена к новому солисту, Стен Гетц откровенно скучал в его оркестре. Работа в биг-бенде, исполнявшим зачастую рутинные танцевальные номера, в которых негде было развернуться импровизационному "гейзеру" Гетца, нашего парня явно угнетало. И он зачастил на 52-ую улицу Нью-Йорка, где в ту пору вовсю развернулись би-боповые бунтари: Телониус Монк, Диззи Гиллеспи и, главное, гениальный альт саксофонист Чарли Паркер.

Charlie Yardbird Parker mavink.com
Charlie Yardbird Parker mavink.com

Революционные ячейки первопроходцев бибопа в это время возникали практически во всех биг-бендах, и оркестр Гудмена не стал исключением. Там забавлялись новомодными «причудами» двое - Стен Гетц и тромбонист Кей Уиндинг. Эта парочка не рисковала демонстрировать свои «фишки» во время выступлений, как это делал Диззи Гиллеспи в биг-бенде Кэба Кэллоуэя. Они репетировали с открытыми на 52-ой улице би-боповыми «штучками», запершись в туалете. Периодически туда заглядывал и их босс, Бенни Гудмен. Услышанное травмировало его чувствительный слух непривычными, визгливыми звуками, которые он не мог долго выдерживать. Но вылетел Гетц из оркестра Бенни Гудмена совсем по другой причине. Он был уволен за то, что пропустил серию важных выступлений в ньюйорском кинотеатре "Парамаунт".

В 1955-ом, уже покинув биг-бенд Гудмена, Стен Гетц снимется в кинофильме «История Бенни Гудмана».

One O'clock Jump, одна из композиций саундтрека.

Уйдя от Гудмена Гетц никак не мог решить на кого ему следует всё же равняться: на Лестера Янга или на Чарли Паркера. Альт-саксафонисты тех лет за редким исключением обычно выбирали объект для подражания в лице Чарли Паркера, слепо повторяя его ходы в меру своих способностей. Тенор-саксофонисты имели перед собой другие примеры в лице Коулмана Хоукинса и его более молодого и более продвинутого в части стиля коллеги, Лестера Янга. Гетц, которого одинаково вдохновляли как Паркер, так и Янг, выстраивал собственный стиль, смешивая манеру игры обоих кумиров.

And The Angels Swing/ The Stan Getz Quartet

Это первая запись, сделанная Стеном Гетцем в качестве лидера в 1946 году для фирмы Savoy, когда кто-то из сотрудников этого рекорд-лейбла обратил внимание на Стена в одном из клубов на 52-ой улице. Тогда Стен собрал команду, которая получила название “Квартет Стэна Гетца / The Be Bop Boys” в составе:

Hank Jones (Хенк Джоунс)-рояль

Curly Russell (Карли Расселл)-контрабас

Max Roach (Макс Роуч)-барабаны.

Сам Стен Гетц естественно играет на теноровом саксофоне.

В сентябре 1947-го года Стен Гетц поступает в новый биг-бенд Вуди Германа (так называемое Второе стадо), где входил в знаменитую саксофонную секцию «Four Brothers», бывшую фирменной этикеткой оркестра.

Woody Herman & His Herds - Early Autumn (1948)

Играя у Германа, Стен Гетц обретает широкую популярность, начавшуюся с успешной записи Early Autumn, в котором звучало блестящее соло Гетца, ставшее объектом для подражания у сотен молодых начинающих саксофонистов. Так, благодаря всего-навсего одной сольной партии, Гетц становится известным на всю страну. В период с 22 по 31 декабря 1946 года Стен Гетц с оркестром Германа записал четырнадцать пьес, одиннадцать из которых были тотчас же изданы. Пять из этих одиннадцати синглов стали хитами: "I've Got News For You", "Keen and Peachy", "The Goof and I", "Four Brothers" (названы в честь саксофонистов Стэна Гетца, Сержа Чалоффа, Зута Симса и Херба Стюарда) и "Summer Sequence".

Woody Herman And His Orchestra mavink.com
Woody Herman And His Orchestra mavink.com

Стен Гетц проработал у Вуди Германа до 1949 года. После чего выступал с разными комбо, в том числе и в качестве лидера. В числе его партнёров того периода встречаются такие мастера джаз-модерна, как пианисты Эл Хэйг ( Al Haig) и Дюк Джордан (Duke Jordan), тенор саксофонисты Эл Кон (Al Cohn) и Зут Симс (Zoot Sims).

Вскоре его признали достойным преемником Лестера Янга и главным кул-джазменом. Но ещё раньше, в январе 1950-го Стен Гетц был включён в состав символического оркестра Metronome All-Stars, с которым была сделана пара записей.

А в феврале того же года Стен Гетц принял участие в выступлении Секстета Майлса Девиса для записи радиопередачи из нью-йоркского клуба Бёрдленд, главной тусовочной площадки би-бопперов. Ему посчастливилось сыграть в компании с такими звёздами, как тромбонист Джей Джей Джонсон, пианист Тэд Дамерон, барабанщик Арт Блейки. Ну и конечно с Майлсом Девисом во главе.

Stan Getz with Miles Davis
Stan Getz with Miles Davis
Stan Getz - Rare Miles Davis Sextet Live 1950 ~ Conception – смотреть видео онлайн в Моем Мире | NO MERCY

Развивая успех, Стен Гетц организует успешное джазовое комбо. Но не эта внезапная слава была главной угрозой для дальнейшего расцвета таланта молодого музыканта. Источником основных бед, ожидавших его впереди, была его личная жизнь, далеко не такая безупречная, как звуки его тенор-саксофона. Рано пристрастившись к алкоголю и наркотикам, Стен Гетц дважды попадает из-за них под суд, проведя в тюрьме полгода. Правда были в его бурной жизни и более романтичные сюжеты: проведя 2 недели под жарким калифорнийским солнцем («…чтобы лучше выглядеть, ведь меня будут фотографировать…») он срывается в очередное турне со своим комбо.

Stan Getz in 1956
Stan Getz in 1956

Тяжёлое ранение в автокатастрофе получают его первая жена Беверли и старший сын. Но в этот драматичный момент ему улыбается судьба, подарив встречу с очаровательной юной шведкой по имени Моника Силферскёльд (Monica Silfverskiold), с которой он знакомится в Вашингтоне (округ Колумбия) за кулисами клуба во время одного из концертов в 1955-ом. Потомок знатного аристократического рода, 19-летняя студентка из Джорджтауна, Моника увидела в этой встрече своё земное предназначение-спасти талант и уберечь от бездны падения мятущуюся душу этого неприкаянного, но очень честного в своём искусстве гения.

Stan Getz/allaboutjazz.com
Stan Getz/allaboutjazz.com
«…Закончив съёмки для фильма «История Бенни Гудмена», в котором я принимал участие, я быстро улетел в Швецию, чтобы вновь увидеть её (Монику). Однако вместо этого я заболел там двухсторонним воспалением лёгких…».

На следующие шесть месяцев Стен Гетц пропадает с джазовой сцены. Лечится в Швеции, потом в Африке. После его возвращения в США, к нему прилетает Моника и там они наконец-то женятся.

Когда Стен Гетц неожиданно появился в шведском доме своей второй жены Моники, ее отец, сын герцога Эрика фон Розена, судя по всему не слишком обрадовался прибытию зятя и постарался побыстрее отправить Стена вместе с дочери в Данию. Отец Моники готов был оплачивать квартиру в предместье Копенгагена, лишь бы молодые были подальше и поменьше его беспокоили.

"Мне здесь хорошо,-рассказывал Стен репортерам журнала "Даунбит". "Оказывается есть много вещей более интересных чем зарабатывание денег. Я целиком посвятил себя семье. Бабла я тут заколачиваю конечно меньше чем в Штатах, но зато здесь всё дешевле и гораздо спокойней, - никто никуда не спешит".

Некоторое время Гетц участвует в турне группы Норманна Гранца, «Филармонический джаз». Трёхмесячное европейское турне 1958 года, куда он уехал вместе с семьёй затянулось на 3 года, которые он проводит в Копенгагене. В этот период Гетц выступает во многих европейских странах, участвует в знаменитом варшавском фестивале Джаз Джембори, но большую часть времени проводит в выступлениях в маленьких копенгагенских клубах, где самым верным его партнёром становится контрабасист Оскар Петтифорд. Работая в Дании, Стен Гетц иногда позволял себе разбавлять свой джазовый стиль элементами лёгкой музыки. И результат получался ослепительный, потому что его тенор-саксофон в сопровождении скрипичного оркестра звучал очень романтично.

Stan Getz in Scandinavia with Oscar Pettiford- The Early Days | Vinyl Record (Full Album)

После возвращения в Нью-Йорк 19 января 1961 года, многие задавали ему один и тот же вопрос: «..надолго ли он намерен задержаться в Штатах?». На что Гетц отвечал: «Не знаю, но думаю, что не менее, чем на полгода». В действительности оказалось, что гораздо дольше.

Продолжение смотри здесь