Начало смотри здесь
Босса-нова, ворвавшаяся в мир джаза оглушительной, хотя и недолгой модной волной, благодаря свежим бразильским ритмам, карнавальному блеску и очаровательной манере игры Стена Гетца, стала последним светлым моментом в хит-парадной истории джаза. Пока в 1964-ом по миру не прокатилась битломания, изменившая всё бесповоротно.
Смесь непринужденной бразильской самбы и кул-джаза, созданная новым поколением бразильских авторов песен во главе с Антонио Карлосом Жобимом и Жуаном Жилберту, получившая название босса-нова (что в переводе с португальского означает "новый стиль" или "новая тенденция") ярко вспыхнула в Европе и США в 1962-ом, и её пламя полыхало вплоть до 1964-го года. А тенор-саксофонист Стен Гетц был самым коммерчески успешным и музыкально значимым американским исполнителем, продвигавшим эту модную волну. Его примеру последовали многие звёзды джаза, начиная от Декстера Гордона и Джерри Маллигена и вплоть до Коулмана Хокинса и Бена Уэбстера. Вообще то, первые попытки слияния самбы и джаза в США предприняли ещё в 1953-ем году гитарист Лауриндо Алмейда и альт саксофонист Бад Шенк в своей совместной работе Laurindo Almeida Quartet Featuring Bud Shank, изданной позже под названием «Brazilliance». Но именно альбом «Jazz Samba» и отредактированная версия "Desafinado", изданная в формате сингла, положили начало босса-нове в том виде, в каком её обычно понимают американские слушатели.
Стен Гетц не принимал всерьёз моду на босса-нову и хотя полюбил эти красивые, полные романтической мечтательности бразильские мелодии, не считал эту музыку джазом. Вот, как сам он говорил об этом:
«Ну, большинство, почти все мелодии босса-новы, которые я играл, были очень приятными в музыкальном плане. Но я никогда не играл самый большой хит из всех, "Девушку из Ипанемы", со своей группой. Изменения аккордов в этой песне такие же, как в "Exactly like You", старом джазовом стандарте, и я просто не мог представить себе исполнение "Девушки из Ипанемы" без вокала. Записанная версия - прекрасное исполнение. Но я никогда не играл её со своей группой, потому что моя группа была джазовой, и я бы играл босса-нову, только если бы действительно умел свинговать поверх неё. С тех пор прошли годы, но люди всё ещё просят меня сыграть эти мелодии и оскорбляются, когда я этого не делаю. Я пытаюсь дать им понять, что у меня закончился бензин на этой чёртовой штуке»./ Bob Kenselaar. All About Jazz/
Но случилось так, что Стен Гетц и босса-нова были словно созданы друг для друга. Вибрафонист Гэри Бёртон, игравший в его квартете в 1964-ом, сформулировал это во время интервью для Down Beat в 1965-ом году следующим образом:
"Стэн играет мелодию мелодии, и звучит так, словно он написал её именно тогда...Когда он играет соло, мелодии, которые он сочиняет, звучат богаче, чем написанная мелодия".
Оглушительный успех альбома «Jazz Samba» и сингла «Desafinado» в определённом смысле застали Стена Гетца врасплох. Он очень рассчитывал, что вот-вот «выстрелит» его выстраданный проект “Focus” и никак не ожидал, что всемирная слава обрушится на него отражением легкомысленной и незамысловатой музыки, так неожиданно покорившей сердца миллионов слушателей. И эта же слава обрушила его великую надежду на “Focus”, поскольку продюсер Крид Тейлор и его команда на лейбле Verve не могли себе позволить упустить такой шанс, подаренный самой судьбой. Все промо-графики лейбла были немедленно скорректированы и проект «Jazz Samba» получил приоритет перед всей остальной продукцией компании.
Несомненно, что Стен Гетц и продюсер компании «Verve» Крид Тейлор задавались вопросом, что делать с этой музыкой дальше. Поскольку размеры будущего успеха в 1962-ом ещё не были вполне ясными, решили развить идею проекта «Jazz Samba», перейдя от формата джазового комбо к биг-бенду. Так родился следующий проект-альбом «Big Band Bossa Nova». Второй альбом Гетца, сыгранный в стиле босса-нова. Привлечь для этой цели биг-бэнд, под управлением 28-летнего вундеркинда Гэри Макфарланда, показалось всем участникам проекта хорошей идеей. Для записи выбрали сет-лист, составленный из четырёх песен бразильских композиторов и четырёх оригинальных композиций самого Макфарланда.
Гэри Макфарланд сделал все аранжировки и поработал с составом инструментов, стремясь максимально приблизить оркестровое звучание к мелодическим особенностям исполняемого материала и обеспечить постоянно меняющуюся звуковую палитру для обрамления красочных соло тенор саксофона Стена Гетца. Но тонкая музыкальная ткань камерной по своей сути босса-новы по-видимому плохо вписывалась в формат большого оркестра. Что-то от общего очарования предыдущего проекта так и не воплотилось в этом новом музыкальном формате. Несмотря на свежесть и новизну аранжировок Макфарланда и красоту четырёх бразильских оригиналов, которые он предложил для записи, включая бесподобную пьесу "Manha de Carnival" Луиса Бонфы, "Bim Bom" Жуана Жилберто и "Chega de Saudade" и "Samba de Uma Nota So" Антонио Карлоса Жобима.
Однако нельзя не отметить и ряд несомненно удачных мест этого альбома, в том числе диалог Стена Гетца с тромбонистом Бобом Брукмейером в пьесе "Chega de Saudade". И конечно же превосходную, как всегда игру Гетца практически в каждой композиции, что несомненно вполне достаточно для того, чтобы этот альбом мог принести наслаждение при прослушивании. Хотя этот альбом и не достиг в чартах столь же высокого результата, как «Jazz Samba», но в чарте Billboard ему удалось подняться до 13-й позиции в номинации лучших пластинок, на которой альбом «Big Band Bossa Nova» продержался 23 недели.
Успех альбома «Джаз Самба» пролился на Стена Гетца золотым дождём славы. Это было началом периода его наивысших достижений, когда после потрясений и ошибок, судьба казалось, открыла перед ним путь к вожделенному счастью. И надо признать, что главное для Стена Гетца заключалось не в многократно возросших доходах, а в том блаженстве, которое приносила ему красота, открывшаяся в бразильских песнях его новых коллег. Поняв, что в сопровождении биг-бенда босса-нова теряет своё очарование, Стен Гетц решает развить свой подход, начатый им на базе камерного состава, как в альбоме «Джаз Самба». Но теперь этот подход получил развитие при участии бразильских музыкантов и авторов музыки, чтобы максимально сохранить первозданный аромат этих мелодий.
Результатом этого замысла стала замечательная трилогия, составленная из трёх самостоятельных, одинаково великолепных альбомов: «Jazz Samba Encore!», «Getz/Gilberto» и «Getz/Almeida». Записанные в начале 1963 года с интервалом примерно в три недели друг от друга, они многим обязаны Антонио Жобиму, который сыграл на всех альбомах, сочинил десять мелодий и помог Криду Тейлору набрать состав и организовать сессии. Возвращаясь к формату джазовой самбы в составе небольших групп, но с большей степенью участия бразильских музыкантов, идея состояла в том, чтобы показать игру Стена Гетца в совместной работе с тремя ведущими гитаристами босса-новы: Луисом Бонфой на «Jazz Samba Encore!», Жуаном Жилберто на «Getz/ Gilberto» и с Лауриндо Алмейдой на «Getz/Almeida». Подробнее об этих работах я расскажу в следующих частях повествования о творчестве Стена Гетца.
В дальнейшем Стену Гетцу ещё неоднократно будет суждено поразить мир своей волшебной музыкой. И об этом тоже будет идти речь в следующих очерках.
Продолжение здесь