Есть такой американский рейтинг надежности автомобилей J. D. Power, в очередном релизе которого электромобили провалились. Сразу оговорюсь, что этот проект хоть и называется Dependability Study, на деле ближе к рейтингу удовлетворённости. Он оценивает автомобили по количеству нареканий владельцев, и самая массовая категория — это проблемы с мультимедийными системами. Когда отчаянная техасская домохозяйка не может разобраться с тесловским тачскрином, эксперт ставит красный крестик напротив фамилии Маск. В рейтинге почти ничего нет о надёжности батарей или электромоторов, зато полно мелочей: «электрички» провалились во многом из-за неудобства работы со смартфонами.
Но в этой мишуре выделяется интересный технический нюанс: электромобили жрут покрышки. Если у классических автомобилей шины в последний год меняли 20% юзеров, то у электромобилей — 39%. Почему?
Я не знаю точного ответа, но на ум приходят три возможные причины.
Первое — электромобили тяжёлые, что создает дополнительную нагрузку на шины. Если Kia Sportage последнего поколения весит в районе 1,5-1,6 тонны, то Tesla Model Y — 1,9-2,0 тонны. Она немного крупнее, но в любом случае килограмм 300 лишнего веса батарея обеспечивает.
Второе — высокий крутящий момент, ведь любая пробуксовка добавляет очередной шрам в анамнез шин.
Третье — алгоритмы электроники. Цифровые помощники на электромобилях особенно усердны и практически исключают риски явной пробуксовки колёс, что вроде бы плюс. Но водитель может безнаказанно топтать педаль на каждом разгоне и даже в поворотах, и, подозреваю, электроника при этом допускает микро-пробуксовки, которые постепенно поджирают резину.
Журналисты InsideEV отмечают ещё один фактор: электромобили реже ездят на плановые техническое обслуживание, поэтому колёса не меняют местами по диагональной схеме, чтобы выровнять износ. Для России это менее актуально, из-за сезонной переобувки шин.
А вообще есть ощущение, что вся проблема сводится к стилю вождения электромобильщиков. Скромность не только украшает, но и продлевает ресурс шин.