Как узнать, насколько правильно вы относитесь к критике в ваш адрес? Где грань между дружелюбным подшучиванием и колкими замечаниями? Как понять, это начальник — токсик, или вы — обиженка?
Мы все рождаемся с разным уровнем чувствительности. Для кого-то приятельское похлопывание по плечу — уже нарушение личных границ, а кто-то и сам норовит обнять коллегу покрепче при встрече. Одни на планерке сидят и переживают, что начальник не заметил их трудовых подвигов, а другие настолько толстокожи, что могут вздремнуть на брейн-шторме. Есть люди, которые готовы выйти в окно только потому, что им сделали небольшое замечание, а есть и такие, которые не понимают намеков в лоб.
Рассказываю, как отличить конструктивную критику на работе от буллинга и макания головой в лужу. Возможно, эта статья поможет не только обычным специалистам, но и руководителям, которым сложно дать качественную обратную связь без наездов, агрессии, обесценивания и переходов на личности.
Признаки токсичной критики на работе
- Критикуют не результат, а личность.
- Звучат оскорбления: бестолочь, бездарь.
- В голосе критикующего слышится пренебрежение, высокомерие.
- Критикан не забывает похвалить себя: а вот я бы на твоем месте…
- Разговор происходит на повышенных тонах.
- Критикующий высмеивает и уничижает работу, говорит только о негативной стороне.
- Вы не понимаете, в чем вы не правы, а вам и не пытаются объяснить — только нападают.
- Вся критика заключается в нападках, саркастически высказанных претензиях.
Если такое исходит от вашего начальства регулярно, лучше найти другого работодателя, пока ваша психика еще цела. Иначе в исходе вы получите падение самооценки, снижение продуктивности и выгорание. Постоянная токсичная критика на работе уничтожает мотивацию трудиться и профессионально расти.
Хорошо, а как понять, что критика конструктивна?
Качественная обратная связь должна помогать вам расти, а не уничтожать вас как специалиста. Конечно, отдельные ранимые личности могут страдать от малейшего косого взгляда в свою сторону, и их ввергает в шок даже простое замечание по делу.
И как тогда отличить зерна от плевел?
Конструктивная критика содержит в себе:
- Аргументы. «Белый цвет здесь не подходит, потому что он плохо читается на желтом фоне». Неконструктивная критика выглядела бы так: «мне не нравится белый цвет, ни туда, ни сюда, переделай». А токсик сказал бы: «у тебя что, руки не оттуда растут, не знаешь, как нормально сделать?» или еще что-нибудь в гораздо более изощренной формулировке
- Хорошие стороны. «Слушай, в целом получилось неплохо, но вот здесь стоит переделать».
- Указание на конкретные ошибки. Не размытое: «Вася, это фигня какая-то», а четкое «дизайн не вписывается в концепцию, предложенную клиентом».
- Недопустимы обвинения и оскорбления, прилюдное унижение.
Сейчас многие скажут, что это нереально. А если специалист накосячил во всем, как тогда искать хорошие стороны, да и зачем?
Но и ваша резкая критика, и агрессия тоже не помогут. Ведь вам нужно решить проблему, а не наорать на человека. Что толку, что вы сольете свой яд? Это просто демотивирует работника разобраться в ситуации и исправить ошибку. Многие люди вообще цепенеют или паникуют, когда на них кричат или агрессируют.
Если же подойти к косяку спокойнее, то сотрудник быстрее придет в рабочее состояние и сделает все, как надо.
Как относиться к критике на работе
Если вы из тех, кого задевает любая критика, даже конструктивная, то надо с этим работать, а то так точно недалеко до профессионального выгорания. Обычно к замечаниям тяжело относятся:
- перфекционисты;
- люди с синдромом самозванца;
- бывшие отличники, лидеры, привыкшие во всем и всегда быть первыми;
- люди с депрессией;
- просто очень чувствительные личности.
Жить с этим сложно, но возможно. Нужно разрешить себе ошибаться, понять, что все ошибаются и это нормально. Самостоятельно подчеркивать все свои успехи, труд, усилия, старания, мысленно хвалить себя за достижения. В идеале — каждый вечер записывать три дела, с которыми вы сегодня справились. Например, успели сдать в срок задачу. Сходили в магазин и купили хозяйственные вещи, хотя давно это откладывали. Все это маленькие, но успехи, и ранимому, забитому внутренне человеку их обязательно надо отмечать. Так постепенно накопится уверенность, поднимется самооценка.
А еще помните, что большинство людей думает только о себе. Про чужие мелкие ошибки через пару дней никто и не вспомнит.
Как отвечать на критику на работе
Благодаря качественной обратной связи мы можем совершенствоваться, развиваться и становиться лучше. Чтобы получить новый опыт, нужно понимать свои ошибки и учиться на них, знать, что и где нужно исправлять в работе. И здесь никак не обойтись без взгляда со стороны от профессионала, от опытного человека.
Но что, если вы получаете не конструктивную связь, а шквал критики на работе от начальства?
- Когда начальник кричит, агрессирует на другого, внутренне он кричит на себя. Он проецирует свои проблемы на вас, только и всего. Это должно немало утешать: на вас начальник покричал пару минут, а вот с собой наедине он находится большую часть жизни.
- Слушайте только слова. Не включайтесь в мимику критикующего, в его эмоции. И отвечайте только на слова.
- Даже в потоке яда можно уловить полезные вещи. Поблагодарите за обратную связь, выделите то, что услышали, спросите, верно ли вы поняли? Это хорошо остужает и помогает перевести разговор в конструктивное русло, плюс располагает к вам собеседника.
Пишите в комментариях, как вы относитесь к критике! Встречались ли вам на работе люди, привыкшие критиковать всех и вся?