Давайте продолжим знакомиться с молодым (открылся в 1992 году), но потрясающим по своей атмосфере и значимости музеем.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Если я добавлю, что это здание стало всего лишь шестым из домов, сохранившихся в Петербурге со времен Петра? Их осталось всего шесть... Дом самого́ основателя Города, - это открытие бесценно!
О его постройке и внутреннем устройстве я вам уже рассказывала.
Этот дворец 250 лет жил только в документах, указах, воспоминаниях современников Петра, в записках иностранных послов, он жил на гравюрах, чертежах, картинах. И только с 1992-го года мы имеем возможность увидеть его воочию! Рассказываю подробно для всех, кто ещё не успел побывать там.
Первый архитектор Петербурга Доменико Трезини покрасил дворец желтой охрой и белой известью. Реставраторы сделали послойную расчистку и нашли подлинные, первоначальные цвета стен в углублениях рельефа стен! Балясины тоже восстановлены: то, что деревянное, что не сохранилось, было воссоздано, но дворцу вернули, по сути, его облик - такой, какой он был при Петре I. Сотрудники Государственного Эрмитажа постарались сделать это на высоконаучном уровне.
Зимний Дворец Петра Первого сохранил саму атмосферу начала 18-го века. Глядя на него, мы можем явственнее представить события минувших веков.
Вот на этой обходной галерее, воссозданной с документальной точностью, 23 ноября 1724 года на крыльце стоял Петр Первый с семьей, а во дворе - родной племянник шведского короля Карла XII, Карл-Фридрих, жених старшей дочери царя Анны Петровны.
Камер-юнкер Берхгольц записал, что герцога Голштинского окружали музыканты. После торжественной серенады он поднялся в галерею, выпил с царем бургундского, а после двор и множество приближенных отправились на второй этаж в Кавалерскую залу
(второй этаж не сохранился) праздновать обручение цесаревны.
Именно в этих стенах императрица Екатерина Алексеевна со всей своей крестьянской хозяйственностью стряпала, солила огурцы, вышивала с девушками костюмы мужу. Мне очень нравится этот портрет ниже: на нем она выглядит очень естественно, жизненно, её взгляд - это взгляд заботливой жены и рачительной хозяйки:
Она создала уютный домашний очаг, к которому Петр с удовольствием возвращался из походов.
В этом дворце, в корпусе, выходившем на Неву, росли его дочери Анна, Елизавета и Наталья:
а также внуки - Петр Алексеевич и его сестра:
В этом дворце осенью 1724-го года содержался под арестом и был приговорен к казни за взяточничество (а по слухам - за любовную связь с Императрицей) камергер Виллим Монс, а спустя три года после смерти императрицы присягали 12-летнему Петру Второму.
Этот дворец видел их ВСЕХ... Пройдём по нему и заглянем в каждый уголок.
"Садовая колясочка" - главный экспонат парадного двора
Коляска, стоящая сейчас во дворе, на булыжной мостовой елизаветинского времени, служила Петру Первому верой и правдой.
Золоченая, нарядная, пышная; вычурное кресло на французский манер, поставленное на кожаные ремни, выполняющие функцию рессор. Петр заказал её для парадных прогулок по Петергофскому парку, колеса с широкими ободами, чтобы не повреждать покрытия садовых аллей. По улицам и, следовательно, в Зимний дворец она сама, на таких колесах, доехать не смогла бы.
Коляску называют "огородная колясочка" или "садовая колясочка".
Сделана она французскими мастерами: Николай Пино, резчик по дереву, выполнил всю резьбу и проект этой коляски; Мишель, французский столярный мастер, сделал всю столярную часть; мастер Белен, француз - слесарную часть.
Запрягали в эту коляску двух небольших лошадок с острова Эзель, похожих на пони. В особо торжественные дни Петр Великий прогуливался в этой коляске по Петергофскому парку.
Со своим огромным ростом, восседая в ней, он смотрелся не хуже, чем его коллега в Версале. Тем более что сделана она была по эскизам Николя Пино, работавшего для Людовика XIV и переманенного Петром в Россию.
В своём дневнике голштинец, камер-юнкер Бергхольц, записал:"…вечером (14 августа 1725 года) весь петергофский сад был иллюминирован, и погода стояла превосходная, императорская фамилия и все гости гуляли в нём до часу или до двух ночи. Её императорское величество (Екатерина I) не всё ходила пешком, но иногда ездила по саду в коляске, запряжённой парою небольших эзельских лошадей, чтобы лучше видеть иллюминацию".
Эту коляску весь 18-й век хранили в Петергофе очень бережно, а в 1821 году император Александр I приказал ее перевезти в Петербург в Конюшенный музей. Император Николай I особо чтил Петра Великого, он приказал в Эрмитаже основать в 1848 году Галерею Петра Великого. Коляску из Конюшенного музея перевезли в неё в 1849 году, а теперь она находится в экспозиции Зимнего дворца Петра I.
Учитывая исключительную значимость коляски, решено было провести её полную реставрацию. Подобные работы выполнялись впервые и потребовали привлечения большого числа специалистов в различных областях науки и художественного ремесла.
Перед началом реставрации была тщательно изучена каждая деталь коляски, проведена технологическая экспертиза всех материалов, из которых изготовлен экипаж. В результате удалось установить, что живописные вставки, часть обивки кресла и кожа с откидного верха не первоначальные, а были изготовлены в XIX веке.
Все утраченные элементы экипажа воссоздавались заново по сохранившимся фрагментам из аналогичных материалов и по традиционным технологиям. Реставрация коляски проводилась коллективом Специальных научно-реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа с июля 1997 по сентябрь 1999 года. В результате усилий многих специалистов этот уникальный экспонат, редчайший образец парадного прогулочного экипажа первой четверти 18-го века был восстановлен.
Рядом с коляской представлены карнавальные санки. Петр I приказал праздновать Новый год в России с 1700 года - 1 января, а не 1 сентября, и устраивать маскарады, зимние празднества.
Вот в таких экипажах, в таких санях выезжали зимой, там есть специальное крепление для лошади, а возница сидел на хвосте этого огромного резного чудища - виверны.
Эти санки были сделаны в самом начале 18-го века в Польше и также хранились в Конюшенном музее в Петербурге.
.........
А вдали нас встречает сам хозяин этого дворца, государь император Петр Алексеевич собственной персоной, "персоной восковой", но сделанной с такой потрясающей реалистичностью и точностью, что становится немного жутко. Екатерина I пожелала увековечить для потомков образ царственного супруга... и огромное ей за это спасибо!
"Восковую персону" Петра скульптор Карло Растрелли сделал именно для этого дворца в мастерской, которая располагалась здесь же. В следующей статье расскажу подробно о "Персоне" и пойдем осматривать "Малые палатки" Петра Первого.
Продолжение читайте в статье "Главное, чтобы костюмчик сидел!".
Всем добра!