Найти тему
Hélène Fourment

В гостях у Петра Первого

Давайте продолжим знакомиться с молодым (открылся в 1992 году), но потрясающим по своей атмосфере и значимости музеем.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Если я добавлю, что это здание стало всего лишь шестым из домов, сохранившихся в Петербурге со времен Петра? Их осталось всего шесть... Дом самого́ основателя Города, - это открытие бесценно!

Зимний дворец Петра Первого, гравюра. Вид с перестройкой в каре 1725-1727 годов.
Зимний дворец Петра Первого, гравюра. Вид с перестройкой в каре 1725-1727 годов.

О его постройке и внутреннем устройстве я вам уже рассказывала.

Этот дворец 250 лет жил только в документах, указах, воспоминаниях современников Петра, в записках иностранных послов, он жил на гравюрах, чертежах, картинах. И только с 1992-го года мы имеем возможность увидеть его воочию! Рассказываю подробно для всех, кто ещё не успел побывать там.

Первый архитектор Петербурга Доменико Трезини покрасил дворец желтой охрой и белой известью. Реставраторы сделали послойную расчистку и нашли подлинные, первоначальные цвета стен в углублениях рельефа стен! Балясины тоже восстановлены: то, что деревянное, что не сохранилось, было воссоздано, но дворцу вернули, по сути, его облик - такой, какой он был при Петре I. Сотрудники Государственного Эрмитажа постарались сделать это на высоконаучном уровне.

Зимний Дворец Петра Первого сохранил саму атмосферу начала 18-го века. Глядя на него, мы можем явственнее представить события минувших веков.

Справа - каменная стена из крупных серых блоков. Её верх - это современный уровень Дворцовой набережной. Сравните с уровнем петровской брусчатки, разница - 2 метра.
Справа - каменная стена из крупных серых блоков. Её верх - это современный уровень Дворцовой набережной. Сравните с уровнем петровской брусчатки, разница - 2 метра.

Вот на этой обходной галерее, воссозданной с документальной точностью, 23 ноября 1724 года на крыльце стоял Петр Первый с семьей, а во дворе - родной племянник шведского короля Карла XII, Карл-Фридрих, жених старшей дочери царя Анны Петровны.

Художник Дэвид фон Крафт: Портрет Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Холст, масло, размер 74 х 62 см Национальный музей (Замок Грипсхольм) Портрет царевны Анны Петровны. Холст, масло. 88,2х71,0 см. Художник И.Г. Адольский (после 1721 года, Эрмитаж)
Художник Дэвид фон Крафт: Портрет Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Холст, масло, размер 74 х 62 см Национальный музей (Замок Грипсхольм) Портрет царевны Анны Петровны. Холст, масло. 88,2х71,0 см. Художник И.Г. Адольский (после 1721 года, Эрмитаж)

Камер-юнкер Берхгольц записал, что герцога Голштинского окружали музыканты. После торжественной серенады он поднялся в галерею, выпил с царем бургундского, а после двор и множество приближенных отправились на второй этаж в Кавалерскую залу

Художник Станислав Хлебовский: Царь Петр I и его двор (ассамблея при Петре Первом), 1858 год. Холст, масло, 113х176 см.
Коллекция: Русский музей
Художник Станислав Хлебовский: Царь Петр I и его двор (ассамблея при Петре Первом), 1858 год. Холст, масло, 113х176 см. Коллекция: Русский музей

(второй этаж не сохранился) праздновать обручение цесаревны.

Именно в этих стенах императрица Екатерина Алексеевна со всей своей крестьянской хозяйственностью стряпала, солила огурцы, вышивала с девушками костюмы мужу. Мне очень нравится этот портрет ниже: на нем она выглядит очень естественно, жизненно, её взгляд - это взгляд заботливой жены и рачительной хозяйки:

Карел де Моор, 1655 - 1738 г. Портрет императрицы Екатерины Первой
Карел де Моор, 1655 - 1738 г. Портрет императрицы Екатерины Первой

Она создала уютный домашний очаг, к которому Петр с удовольствием возвращался из походов.

В этом дворце, в корпусе, выходившем на Неву, росли его дочери Анна, Елизавета и Наталья:

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны в детстве. Художник Луи Каравакк, 1717 год,  97×76 см
Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны в детстве. Художник Луи Каравакк, 1717 год, 97×76 см

а также внуки - Петр Алексеевич и его сестра:

Художник: Луи Каравак  (1684–1754). Цесаревич Петр Алексеевич (будущий Петр II) с сестрой Натальей Алексеевной, 1722 год. Холст, масло. Третьяковская галерея
Художник: Луи Каравак (1684–1754). Цесаревич Петр Алексеевич (будущий Петр II) с сестрой Натальей Алексеевной, 1722 год. Холст, масло. Третьяковская галерея

В этом дворце осенью 1724-го года содержался под арестом и был приговорен к казни за взяточничество (а по слухам - за любовную связь с Императрицей) камергер Виллим Монс, а спустя три года после смерти императрицы присягали 12-летнему Петру Второму.

Неизвестный художник. Портрет Петра II (1715-1730), около 1800 года. Масло на холсте, 83,5х71 см, Эрмитаж
Неизвестный художник. Портрет Петра II (1715-1730), около 1800 года. Масло на холсте, 83,5х71 см, Эрмитаж

Этот дворец видел их ВСЕХ... Пройдём по нему и заглянем в каждый уголок.

"Садовая колясочка" - главный экспонат парадного двора

-9
Коляска, стоящая сейчас во дворе, на булыжной мостовой елизаветинского времени, служила Петру Первому верой и правдой.

Золоченая, нарядная, пышная; вычурное кресло на французский манер, поставленное на кожаные ремни, выполняющие функцию рессор. Петр заказал её для парадных прогулок по Петергофскому парку, колеса с широкими ободами, чтобы не повреждать покрытия садовых аллей. По улицам и, следовательно, в Зимний дворец она сама, на таких колесах, доехать не смогла бы.

-10
Коляску называют "огородная колясочка" или "садовая колясочка".

Сделана она французскими мастерами: Николай Пино, резчик по дереву, выполнил всю резьбу и проект этой коляски; Мишель, французский столярный мастер, сделал всю столярную часть; мастер Белен, француз - слесарную часть.

Николя Пино (1684–1754). Был приглашен "в службу на пять лет работать и делать лямбриды, двери, камины, рамы, столовые ношки, геридоны и прочие уборы и рисунки" и прибыл в Россию в августе 1716 года.
Николя Пино (1684–1754). Был приглашен "в службу на пять лет работать и делать лямбриды, двери, камины, рамы, столовые ношки, геридоны и прочие уборы и рисунки" и прибыл в Россию в августе 1716 года.

Запрягали в эту коляску двух небольших лошадок с острова Эзель, похожих на пони. В особо торжественные дни Петр Великий прогуливался в этой коляске по Петергофскому парку.

-12

Со своим огромным ростом, восседая в ней, он смотрелся не хуже, чем его коллега в Версале. Тем более что сделана она была по эскизам Николя Пино, работавшего для Людовика XIV и переманенного Петром в Россию.

В своём дневнике голштинец, камер-юнкер Бергхольц, записал:"…вечером (14 августа 1725 года) весь петергофский сад был иллюминирован, и погода стояла превосходная, императорская фамилия и все гости гуляли в нём до часу или до двух ночи. Её императорское величество (Екатерина I) не всё ходила пешком, но иногда ездила по саду в коляске, запряжённой парою небольших эзельских лошадей, чтобы лучше видеть иллюминацию".

Эту коляску весь 18-й век хранили в Петергофе очень бережно, а в 1821 году император Александр I приказал ее перевезти в Петербург в Конюшенный музей. Император Николай I особо чтил Петра Великого, он приказал в Эрмитаже основать в 1848 году Галерею Петра Великого. Коляску из Конюшенного музея перевезли в неё в 1849 году, а теперь она находится в экспозиции Зимнего дворца Петра I.

Василий Павлович Худояров  (1831–1892)  "Император Пётр I за работой", холст, масло. Художественный музей в Костроме.
Василий Павлович Худояров (1831–1892) "Император Пётр I за работой", холст, масло. Художественный музей в Костроме.

Учитывая исключительную значимость коляски, решено было провести её полную реставрацию. Подобные работы выполнялись впервые и потребовали привлечения большого числа специалистов в различных областях науки и художественного ремесла.

Перед началом реставрации была тщательно изучена каждая деталь коляски, проведена технологическая экспертиза всех материалов, из которых изготовлен экипаж. В результате удалось установить, что живописные вставки, часть обивки кресла и кожа с откидного верха не первоначальные, а были изготовлены в XIX веке.

Коляска с кожаным (поздним) верхом и с дышлом. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи (одна между двумя лошадьми). Комель (толстая часть) дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки (или прикреплён к саням). Вершина дышла присоединена ремнями (гужами) к хомутам.
Коляска с кожаным (поздним) верхом и с дышлом. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи (одна между двумя лошадьми). Комель (толстая часть) дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки (или прикреплён к саням). Вершина дышла присоединена ремнями (гужами) к хомутам.

Все утраченные элементы экипажа воссоздавались заново по сохранившимся фрагментам из аналогичных материалов и по традиционным технологиям. Реставрация коляски проводилась коллективом Специальных научно-реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа с июля 1997 по сентябрь 1999 года. В результате усилий многих специалистов этот уникальный экспонат, редчайший образец парадного прогулочного экипажа первой четверти 18-го века был восстановлен.

-15

Рядом с коляской представлены карнавальные санки. Петр I приказал праздновать Новый год в России с 1700 года - 1 января, а не 1 сентября, и устраивать маскарады, зимние празднества.

-16

Вот в таких экипажах, в таких санях выезжали зимой, там есть специальное крепление для лошади, а возница сидел на хвосте этого огромного резного чудища - виверны.

-17

Эти санки были сделаны в самом начале 18-го века в Польше и также хранились в Конюшенном музее в Петербурге.

.........

А вдали нас встречает сам хозяин этого дворца, государь император Петр Алексеевич собственной персоной, "персоной восковой", но сделанной с такой потрясающей реалистичностью и точностью, что становится немного жутко. Екатерина I пожелала увековечить для потомков образ царственного супруга... и огромное ей за это спасибо!

Восковая персона Петра I, Бартоломео Карло Растрелли, 1725 год. Дерево, воск, металл, эмаль.
Восковая персона Петра I, Бартоломео Карло Растрелли, 1725 год. Дерево, воск, металл, эмаль.

"Восковую персону" Петра скульптор Карло Растрелли сделал именно для этого дворца в мастерской, которая располагалась здесь же. В следующей статье расскажу подробно о "Персоне" и пойдем осматривать "Малые палатки" Петра Первого.

Продолжение читайте в статье "Главное, чтобы костюмчик сидел!".

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки