Найти тему
Hélène Fourment

"Золотой" дворец Петра Первого

Дворец, который искали 200 лет... Одно из самых старых зданий Санкт-Петербурга, в котором Петр Первый с семьёй проживал в холодное время года, изначально называлось "Зимний дом", а "золотым" я его назвала по аналогии...

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Зимний дворец Франческо Бартоломео Растрелли. Здание дворца (пятое по счёту) было построено в 1754—1762 годах
Зимний дворец Франческо Бартоломео Растрелли. Здание дворца (пятое по счёту) было построено в 1754—1762 годах

Нынешний Зимний дворец - Государственный Эрмитаж - далеко не первый императорский дворец с таким названием. Возводился он для дочери Петра, Елизаветы I, но она не дожила до окончания его строительства.

Её детство прошло в двух других дворцах, стоявших на той же набережной, ближе к Летнему саду. О них известно гораздо меньше, а ведь уже тридцать лет у нас есть возможность побывать там, где Петр Первый жил и руководил строительством новой российской столицы, работал над законами и реформами, занимался любимыми ремёслами, читал, проводил время с семьёй и отдыхал!

Мне посчастливилось увидеть его в 1992-м году, когда он только-только был воссоздан и открыт для посетителей. И я хочу пригласить вас на экскурсию, но сначала... нам ведь нужно его найти, не так ли?

Эрмитажный театр, архитектор Джакомо Кваренги, и Дворцовая набережная у Зимней канавки. Литография К.П.Беггрова,1820-30-е годы
Эрмитажный театр, архитектор Джакомо Кваренги, и Дворцовая набережная у Зимней канавки. Литография К.П.Беггрова,1820-30-е годы

Долгие годы считалось, что Эрмитажный театр построен на месте обветшавшего петровского Зимнего дворца (третьего по счету) и от здания, где жил и умер основатель города, ничего не осталось. Отчасти это правда, само здание дворца действительно больше не существует, но мы можем увидеть, как он выглядел, на старинных гравюрах и чертежах, выполненных с большой точностью.

Готовь сани и Зимний дом летом

1-й Зимний дворец Петра I, гравюра Алексея Федоровича Зубова, 1716 год
1-й Зимний дворец Петра I, гравюра Алексея Федоровича Зубова, 1716 год

Первый Зимний дворец ("Зимний дом") начали строить в начале лета 1711 года и возвели за 6 месяцев. Он был расположен в стороне от Невы, с фасадом, ориентированным перпендикулярно реке.

Невзыскательный и аскетичный, Петр утвердил чертёж небольшого деревянного дома, однако Александр Меншиков для своего "mein Herz" возвел двухэтажные каменные палаты, крытые черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом с высоким крыльцом.

Первый Зимний дворец Петра, компьютерная графика, кадр из видео
Первый Зимний дворец Петра, компьютерная графика, кадр из видео

Декор фасада был скромным: пилястры по углам, прямоугольные наличники окон, портал. С обеих сторон к дому примыкали низкие служебные флигели. Читала, что дворец Светлейший строил на свои деньги, желая сделать герр Питеру подарок к его приближающейся свадьбе. Какая крепкая, безграничная дружба, однако! Потом я прочитала интересную новость, решила поделиться с вами, раз уж тема у нас про дворцы, а заодно и коллаж сделала. Оказывается, первоначальный цвет дворца Меншикова был серый, как асфальт! На коллаже представлен открытый реставраторами цвет. Заодно и оба дворца рядом, для сравнения:

-5

Вот такие пироги, а Меншиков толк в пирогах знал с малолетства. Я поняла: Меншиков сначала построил дворец себе, а потом "на сдачу" - царю, не пропадать же стройматериалам.

Ну ладно, пошутили и хватит, вернёмся к первому каменному дворцу Петра.

В 1718-м году вдоль фасада дворца прокопали канал (канавку) между Невой и Мойкой и устроили пристань. Здесь стали швартоваться небольшие суда, на которых ходил Петр I и его приближенные.

"Изображение брака его Царского Величества Петра Первого Самодержца Всероссийского", гравюра Алексея Федоровича Зубова с натуры, 1712 год
"Изображение брака его Царского Величества Петра Первого Самодержца Всероссийского", гравюра Алексея Федоровича Зубова с натуры, 1712 год

Этот первый дворец ещё называли Свадебными палатами, в нём праздновали венчание Петра и Екатерины (будущей императрицы Екатерины I) 19-го февраля 1712 года. А сам обряд Венчания совершился утром в Адмиралтейском храме святого Исаакия.

-7

В Большом зале дворца, стены и потолок которого были украшены коврами, гобеленами и зеркалами, кру́гом были поставлены столы. На первом плане дамы, между ними вполоборота - Екатерина. На противоположной стороне стола сидят мужчины. В центре - Петр, слева стоит Меншиков, который был церемониймейстером на свадьбе:

Александр Меншиков, царь Петр Алексеевич, царица Екатерина Алексеевна, фрагменты гравюры. Все одеты по последней европейской моде.
Александр Меншиков, царь Петр Алексеевич, царица Екатерина Алексеевна, фрагменты гравюры. Все одеты по последней европейской моде.

Прошло четыре года.

Первый Зимний дворец уже к осени 1715 года стал тесным: подросли дочери, вырос штат придворных. В 1716 году Георг Иоганн Маттарнови, немецкий архитектор, создал проект нового жилища для царской семьи.

2-й Зимний дворец, архитектор Георг-Иоганн Маттарнови, 1716 год.
2-й Зимний дворец, архитектор Георг-Иоганн Маттарнови, 1716 год.

Место для него император выбрал сам - ближе к реке, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и Неву.

Там, где сейчас расположен Эрмитажный театр, к 1719-му году, вдоль проектируемой Зимней канавки, и был построен Второй Зимний дворец.

Он был двухэтажным, главный фасад выходил на Неву.

2-й Зимний дворец, компьютерная графика. Перед нами Нева, справа разводной мост через Зимнюю канавку.
2-й Зимний дворец, компьютерная графика. Перед нами Нева, справа разводной мост через Зимнюю канавку.

В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Крыша голландского типа, с "переломом", над ризалитом - в виде шатра с декоративной вазой. 30 октября 1720 года, не дожидаясь окончания строительных работ, государь переехал в свою резиденцию.

Зимняя канавка вначале называлась Зимнедомным каналом. Набережные на Неве в то время были деревянными, а на канавке сразу сделали кирпичную, а затем и каменную. Петр к дворцу не подъезжал, а "подходил". Петровская шхуна "Наталья" подходила по Неве к Зимней канавке, перед ней поднимали пролеты разводного "на галанский манир" моста, Петр причаливал в гаванце. Сойдя на сушу, царь пересекал небольшой внутренний двор с партерным садиком и оранжереями и сразу оказывался у себя в кабинете или мастерской, в покоях Малых палаток. Он и всех остальных жителей Петербурга был готов посадить на весла и приучить к парусу. Позади дворца у царя располагались не конюшни и каретные сараи, а гаванец и эллинг - мастерская для ремонта плавсредств. Вот она на плане, ниже - отмечена красной стрелкой.

Новый Зимний дом, план 1-го этажа. Архитектор Георг-Иоганн Маттарнови, 1716 год.
Новый Зимний дом, план 1-го этажа. Архитектор Георг-Иоганн Маттарнови, 1716 год.

На плане синим контуром обвела шесть комнат на цоколе - личные покои государя, "Малые палатки". За царскими палатами - небольшой сад (зелёная стрелка), который завершается гаванью. Севернее располагался участок 1-го каменного Зимнего дворца.

Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан: красный мрамор, гипсовые рельефы, дубовые двери и оконные рамы, четыре дубовые лестницы и полы, бело-синяя голландская плитка на стенах и потолках.

Третий Зимний дворец, включивший в себя полностью Второй. Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева
Третий Зимний дворец, включивший в себя полностью Второй. Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М.И. Махаева

Петр велел Маттарнови продолжить строение дворца, теперь уже вдоль Невы. Но зодчий умер, не успев выполнить это повеление, 2-й каменный дворец достраивал Доменико Трезини по его утверждённым чертежам. В новый протяжённый фасад вошла западная часть дворца, построенная раньше. Для достижения единства этот западный фасад Зимнего дома Трезини повторил в качестве восточного ризалита. Сооружение нового дворца было закончено к лету 1723 года.

Построенная ранее часть дворца (слева в овале) и её чертеж, справа.
Построенная ранее часть дворца (слева в овале) и её чертеж, справа.

Светло-охристого цвета с белыми элементами, здание дворца протянулось на 75 метров вдоль Невы. Этот дворец стал самым торжественным в Петербурге. Но прожил в нём Петр недолго: в ночь с 27 на 28 января 1725 года после мучительной болезни он скончался. Большой дворцовый зал второго этажа стал "Погребальной салой" Петра Великого.

"Погребальная сала"
"Погребальная сала"

Еще при Николае I предпринимались попытки обнаружить "палату, в коей скончался государь Петр Великий", но они не увенчались успехом.

Приписывается Жану-Марку Натье (1685–1766), Портрет Петра I (1672–1725), 1717 год.
Холст, масло, 142,5 х 110 см, Государственный Эрмитаж
Приписывается Жану-Марку Натье (1685–1766), Портрет Петра I (1672–1725), 1717 год. Холст, масло, 142,5 х 110 см, Государственный Эрмитаж

Этот дворец, как и Золотой дворец Нерона, был обнаружен под землей. Взяла это название в кавычки, потому что на этом сходство между ними и заканчивается. Если Нерон построил свой дворец как высшее проявление безудержного богатства и роскоши, то Петр Великий велик был своими свершениями, а в быту был скромен и неприхотлив.

В 70-х годах ХХ века, начались работы по реставрации и реконструкции Эрмитажного театра. При исследовании его фундаментов, на двухметровой глубине, музейные специалисты неожиданно наткнулись на стены более ранних строений.

Что же получилось? Поскольку Екатерина поставила очень короткие сроки, архитектору Джакомо Кваренги пришлось согласиться возвести новый театр всего за полтора года. В 1783 году, экономя время, он не стал разбирать старый дворец до основания, а использовал часть старой конструкции в качестве цокольного этажа для зала и сцены. Он возводил стены нового театра прямо на стенах старого дворца Петра, а внутренний двор с арками использовал как котлован для сброса строительного мусора и заполнил его до краёв.

Археологические раскопки под сценой Эрмитажного театра. Открытие Зимнего дворца Петра Первого
Археологические раскопки под сценой Эрмитажного театра. Открытие Зимнего дворца Петра Первого
В течение последующих 10 лет (1976-1986 годы) эрмитажные архитекторы и археологи работали с архивными документами, проводили изыскания в цокольном этаже театрального здания. Исследования дали сенсационные результаты: было обнаружено несколько помещений Зимнего дворца Петра I, в котором прошли последние пять лет жизни Императора. Было принято решение воссоздать облик этого фрагмента Зимней резиденции Петра Великого.

Архитекторы и реставраторы кропотливо восстановили атмосферу того времени, воссоздали интерьеры петровской эпохи, разместили вещи, которые принадлежали Петру I, и выделили часть старого здания цветом и рельефом на фасаде, выходящем на Зимнюю канавку:

На светло-зеленом здании Эрмитажного театра - светло-желтый фрагмент стены.
На светло-зеленом здании Эрмитажного театра - светло-желтый фрагмент стены.

Впереди, за аркой - Дворцовая набережная и Нева.

Какие красивые, добротные дубовые рамы были у Петровского Зимнего дворца!
Какие красивые, добротные дубовые рамы были у Петровского Зимнего дворца!

Музей "Зимний дворец Петра I" открылся летом 1992 года в подземелье Эрмитажного театра, вход в него со стороны Дворцовой набережной. Вы сразу спускаетесь по лестнице вниз, погружаетесь в толщу культурного слоя и оказываетесь на уровне петровской мостовой, примерно на два метра ниже нынешней. Ступаете на эти светлые кирпичики, выложенные "ёлочкой" по тогдашней моде и понимаете, что здесь, по таким же точно кирпичикам ходил Государь и его современники.

-19
Набережные Невы все время подсыпали, спасаясь от наводнений, и на глазах одного поколения уровень почвы вырастал на десятки сантиметров.

О самом Зимнем дворце Петра Первого я почти всё рассказала, а для осмотра его экспозиции понадобится ещё одна большая статья, и я её уже начала. До скорой встречи!

Видео с официального сайта Государственного Эрмитажа, наглядно показана постройка, перестройка и трансформация дворцов, от одного к другому. Длительность 3:46 минуты:

Продолжение экскурсии вас ждёт в статье "Последний дворец Петра Первого".

Всем добра!

Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.

Фото обложки
Фото обложки