Найти в Дзене
Hélène Fourment

Последний дворец Петра Первого

Здание Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге это практически капсула времени. Открываем двери, заходим в здание эпохи Екатерины Второй и... Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую! ...попадаем в петровское время, первые годы строительства города на Неве, в Зимний дворец Петра Первого, в котором он прожил последние пять лет. Долгое время считалось, что Зимний дворец Петра I полностью утрачен, разобран при постройке на его месте другого здания. В первой части я рассказала историю его строительства. В здании Эрмитажного театра, со стороны набережной, есть неприметная дверь - и такая же скромная вывеска - Заходим, спускаемся вниз по ступеням, на два метра ниже уровня современного тротуара и оказываемся... во внутреннем Парадном дворе Дворца Петра Первого! Когда-то он выглядел вот так: Мы попали в подземелье размером в 600 кв. метров. В 1970-80-х годах здесь произошло великое открытие: археологи обнаружили цоколь, стены первого этажа и арки галереи какого-то старого дворца. Они

Здание Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге это практически капсула времени. Открываем двери, заходим в здание эпохи Екатерины Второй и...

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

...попадаем в петровское время, первые годы строительства города на Неве, в Зимний дворец Петра Первого, в котором он прожил последние пять лет.

Вид Зимнего дворца Петра Первого на 1725-й год, последний год его правления.
Вид Зимнего дворца Петра Первого на 1725-й год, последний год его правления.
Долгое время считалось, что Зимний дворец Петра I полностью утрачен, разобран при постройке на его месте другого здания. В первой части я рассказала историю его строительства.

В здании Эрмитажного театра, со стороны набережной, есть неприметная дверь -

-2

и такая же скромная вывеска -

-3

Заходим, спускаемся вниз по ступеням, на два метра ниже уровня современного тротуара и оказываемся... во внутреннем Парадном дворе Дворца Петра Первого! Когда-то он выглядел вот так:

Рисунок-реконструкция вида парадного двора Зимнего дворца Петра Первого середины 18-го века Сейчас открыты и восстановлены всего пять арок, а было их 96.
Рисунок-реконструкция вида парадного двора Зимнего дворца Петра Первого середины 18-го века Сейчас открыты и восстановлены всего пять арок, а было их 96.

Мы попали в подземелье размером в 600 кв. метров. В 1970-80-х годах здесь произошло великое открытие: археологи обнаружили цоколь, стены первого этажа и арки галереи какого-то старого дворца.

1 - пространство двора, 2 - галерея с аркадой, 3 - помещения дворца, выходящие на Неву, 4 - покои Петра I "Малые палатки".
1 - пространство двора, 2 - галерея с аркадой, 3 - помещения дворца, выходящие на Неву, 4 - покои Петра I "Малые палатки".

Они стали выяснять, к какому времени относятся найденные фрагменты. Когда удалось определить, что это галереи первого этажа дворца, построенного к 1722 году Доменико Трезини, первым архитектором Петербурга, учёные поняли, что это чудом уцелевшие покои дворца Петра Первого! Их раскрыли, законсервировали, а также частично воссоздали их первоначальный вид.

Справа - освобождение ниши от поздней кирпичной кладки в процессе реставрации
Справа - освобождение ниши от поздней кирпичной кладки в процессе реставрации

В промежутках стояли огромные несущие столбы - держали сцену Эрмитажного театра. Благодаря современным инженерным решениям их удалось убрать.

Археологические раскопки в подземелье Эрмитажного театра
Археологические раскопки в подземелье Эрмитажного театра

Таким образом, буквально из ничего, в подземелье Эрмитажного театра возник уголок последнего дворца Петра. Перед нами предстаёт небольшой, но достоверный фрагмент двора и обходной галереей с аркадой его первого этажа. Второй этаж был разобран при строительстве театра.

Ощущение, будто мы находимся ночью на улице, в темноте видны подлинные стены петровского дворца, а над нами чёрное звёздное небо.
Ощущение, будто мы находимся ночью на улице, в темноте видны подлинные стены петровского дворца, а над нами чёрное звёздное небо.

Черным цветом реставраторы обозначили стены и перекрытия Кваренги - над нами пол более позднего Эрмитажного театра.

Двор украшают померанцевые деревья в вазонах. Они появились в Петербурге в качестве заморских диковин и подчеркивали высокий статус владельца.

Для выращивания померанцев, в царскосельской резиденции специально были построены оранжереи. В них, даже в суровом климате России, это нежное дерево росло и давало плоды.
Для выращивания померанцев, в царскосельской резиденции специально были построены оранжереи. В них, даже в суровом климате России, это нежное дерево росло и давало плоды.

Также они придавали молодой российской столице облик европейского города: Петр знал, что среди коронованных особ Европы в большой моде наполнять ароматами померанцевых цветов свои покои.

В нескольких местах петровская кирпичная кладка для наглядности оставлена открытой:

Археологи раскрыли петровскую кладку, которая показана в помещениях дворца с помощью зондажей (фрагментов стен без штукатурки)
Археологи раскрыли петровскую кладку, которая показана в помещениях дворца с помощью зондажей (фрагментов стен без штукатурки)

Всё остальное теперь восстановлено: оштукатурено и окрашено так, как это было при Петре Первом, в светло-охристый цвет с белым декором.

-11

Археологи раскрыли площадь двора, соответствующую петровскому времени, её уровень оказался на целых два метра ниже современного. При Петре Первом двор был выстлан голландским жёлтым клинкерным кирпичом, уложенным "ёлочкой":

Реставраторы воссоздали мостовую первой четверти 18-го века вдоль всей галереи
Реставраторы воссоздали мостовую первой четверти 18-го века вдоль всей галереи

Есть здесь небольшой участок площади, на полметра выше и замощёный крупным булыжником. Высота этого подиума не случайна. В борьбе с наводнениями набережные постоянно подсыпали, повышался и общий уровень двора. Брусчатка относится к 30-м годам 18-го века. Археологи снимали землю слоями, и мы буквально видим этот "слоёный пирог". Это подлинный булыжник следующей мостовой.

Уровень между 20-ми и 30-ми годами 18-го века почти полметра.
Уровень между 20-ми и 30-ми годами 18-го века почти полметра.

Перепад высот показывает, на сколько поднялся уровень мостовой всего за полтора десятка лет.

Елизавета Петровна расселила здесь лейб-кампанцев - преображенских офицеров, которые помогли ей совершить дворцовый переворот и возвели её на трон. Их сапоги грохотали уже по крупному серому булыжнику.

Прогулочная коляска Петра I, которую называют "огородная колясочка" или "садовая колясочка". Сделана она французскими мастерами: Николай Пино, резчик по дереву, выполнил всю резьбу и проект этой коляски; Мишель, французский столярный мастер, сделал всю столярную часть; мастер Белен, француз, — слесарную часть.
Прогулочная коляска Петра I, которую называют "огородная колясочка" или "садовая колясочка". Сделана она французскими мастерами: Николай Пино, резчик по дереву, выполнил всю резьбу и проект этой коляски; Мишель, французский столярный мастер, сделал всю столярную часть; мастер Белен, француз, — слесарную часть.

Триста лет назад, в первой четверти 18-го века это место было, без преувеличения, сердцем только-только начинавшего строиться нового города, будущей столицы Государства Российского.

Антуан Пэн, Портрет Петра Великого, 1716-1717 годы
Германия. Холст, масло. ГМЗ "Павловск"
Антуан Пэн, Портрет Петра Великого, 1716-1717 годы Германия. Холст, масло. ГМЗ "Павловск"
Самая досадная ошибка туристов - прийти сюда без экскурсии. Бывают даже разочарования - мол, где красота-то? Разве это императорский дворец? Здесь нет того великолепия зеркал и позолоты, парадной лестницы, нет бесконечного, интенсивного потока посетителей, как в Эрмитажных залах.

Но здесь есть намного больше!

Галерея дворца ведёт к "Малым палаткам" Петра Первого, их стены окрашены в серый цвет (был определен в результате исследования, в его составе выявили известь и сажу). Слева - аркада и парадный двор, справа окна дворцовых залов, выходящих к Неве.
Галерея дворца ведёт к "Малым палаткам" Петра Первого, их стены окрашены в серый цвет (был определен в результате исследования, в его составе выявили известь и сажу). Слева - аркада и парадный двор, справа окна дворцовых залов, выходящих к Неве.

Здесь - то самое место, "откуда есть пошёл" Санкт-Петербург, здесь всё пропитано духом Царя-реформатора, его энергетикой и сконцентрировано невероятное количество его личных вещей, их здесь тысячи. Здесь его дом, родные стены - сюда он возвращался с войны и из долгих поездок, здесь ждала его жена, "друг сердешненькой, Катеринушка", звенели голоса дочерей.

Неизвестный художник, Портрет Екатерины I, начало XVIII века. Холст, масло. 92 x 74 см. Летний дворец Петра I.
Неизвестный художник, Портрет Екатерины I, начало XVIII века. Холст, масло. 92 x 74 см. Летний дворец Петра I.

Семья была его отдушиной в тяжёлом круге государственных дел, законов, реформ, ответственности. Оттого и самые горькие потрясения настигли его именно в кругу семьи, от самых близких. "Гнездо Петро́во", помните? Это оно.

Портрет семьи Петра Первого. Автор: Григорий Семёнович Мусикийский (1670/71 - после 1739) -  русский художник-миниатюрист, портретист петровского времени, один из основоположников миниатюрного портрета в России.
Портрет семьи Петра Первого. Автор: Григорий Семёнович Мусикийский (1670/71 - после 1739) - русский художник-миниатюрист, портретист петровского времени, один из основоположников миниатюрного портрета в России.

На портрете 1717 года вся большая семья в сборе. Но уже через год в темнице будет умерщвлён старший сын и наследник Петра, царевич Алексей Петрович. А ещё через год, в возрасте 3,5 лет не станет любимца всей семьи, младшего сына Петра Петровича "Шишечки".

...

Петр любил море, любил корабли, его страсть к мореплаванию, как это не удивительно, проявилась даже здесь, на суше. Ему было вольно и любо находится на стопушечном корабле.

-19

Он сам начертил чертеж своих личных покоев. Этот план сохранился в архиве, по нему и был построен дворец, включая его "Малые палатки". Суть в том, что это был не только дворец, но и дом, где Петр любил отдыхать от официальной жизни.

Рисунок царя сохранился и находится сейчас в Институте истории Академии наук.
Рисунок царя сохранился и находится сейчас в Институте истории Академии наук.

Личные комнаты Государя воспроизводят форму адмиральского блока на 100-пушечном корабле. На чертеже пять небольших комнат, а в центре лестница на второй этаж.

Вид сверху. Макет личных покоев Петра, верхний ряд помещений - три комнаты, не сохранились. Остальные восстановлены.
Вид сверху. Макет личных покоев Петра, верхний ряд помещений - три комнаты, не сохранились. Остальные восстановлены.
Он строил царский дворец для большой семьи, отдельное крыло для взрослых дочерей, выделил покои для подрастающих внуков - детей Алексея Петровича, предусмотрел Парадный зал для официальных визитов и торжеств...
Малые палатки Петра Первого
Малые палатки Петра Первого

А для себя начертил и выстроил компактный адмиральский блок, с добротными дубовыми рамами и ставнями, низкими потолками и дверными проёмами.

Во времена Петра ещё не умели делать большого стекла. Стекла были маленькие, переливались всеми цветами радуги. Такое стекло называется "лунное стекло". В рамы вставлялась голландская свинцовая расстекловка.
Во времена Петра ещё не умели делать большого стекла. Стекла были маленькие, переливались всеми цветами радуги. Такое стекло называется "лунное стекло". В рамы вставлялась голландская свинцовая расстекловка.

Площадь каждой из комнат всего 15-18 кв. метров. Высота потолков первого этажа – 3,8 метра, второго – 3 метра. Дубовые двери невысокие, а Петр был 2.04 метра ростом и он, заходя к себе в покои, должен был наклоняться каждый раз, проходя в двери.

-24

Ему было комфортно жить именно так.

Сергей Алексеевич Кириллов. Думы о России (Петр Первый). 1984. Х.м. 160x120 см
Сергей Алексеевич Кириллов. Думы о России (Петр Первый). 1984. Х.м. 160x120 см
Император Николай I приказал из разных дворцов свезти и собрать воедино все личные вещи Петра. В 1848 году была основана галерея Петра Великого.В Эрмитаже хранится более 2,5 тысяч вещей, принадлежавших Петру I. Ими и был наполнен вновь созданный музей.
Трости, инструменты, шкатулка-сейф Петра Первого и предметы, выточенные им на токарном станке
Трости, инструменты, шкатулка-сейф Петра Первого и предметы, выточенные им на токарном станке

Излишеств Пётр I не любил, потому мы и не увидим ни зеркал, ни обилия позолоты. Зато функциональность и высокий уровень исполнения вещей ценил очень высоко. Мебель в его Зимнем дворце разная по стилю, от самых простых и строгих форм до почти вычурных. Это работы голландских, немецких, русских и английских мастеров. Все предметы практичные и добротные.

-27

Вся обстановка вызывает невольное желание немедленно ею воспользоваться: опуститься на кожаное сидение стула у изящного столика и взять в руки перо...

-28

или разместить свой гардероб за массивными резными дверцами прусского шкафа...

-29

Мебель государь предпочитал из крепкого дерева, без всякой золочёной резьбы и недорогую.

Сундук с ночным судном переносной. Позолота здесь точно излишней была бы.)
Сундук с ночным судном переносной. Позолота здесь точно излишней была бы.)

В следующих статьях покажу в деталях интерьеры трёх Малых палаток, в музее в них заходить нельзя, посетители могут смотреть только через окна и дверные проёмы. Несомненный плюс интернета, что мы можем посмотреть всё на фотографиях в хорошем разрешении.

Продолжение читайте в статье "В гостях у Петра Первого".

 Всем добра!

Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.

Обложка
Обложка