Здание Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге это практически капсула времени. Открываем двери, заходим в здание эпохи Екатерины Второй и...
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
...попадаем в петровское время, первые годы строительства города на Неве, в Зимний дворец Петра Первого, в котором он прожил последние пять лет.
Долгое время считалось, что Зимний дворец Петра I полностью утрачен, разобран при постройке на его месте другого здания. В первой части я рассказала историю его строительства.
В здании Эрмитажного театра, со стороны набережной, есть неприметная дверь -
и такая же скромная вывеска -
Заходим, спускаемся вниз по ступеням, на два метра ниже уровня современного тротуара и оказываемся... во внутреннем Парадном дворе Дворца Петра Первого! Когда-то он выглядел вот так:
Мы попали в подземелье размером в 600 кв. метров. В 1970-80-х годах здесь произошло великое открытие: археологи обнаружили цоколь, стены первого этажа и арки галереи какого-то старого дворца.
Они стали выяснять, к какому времени относятся найденные фрагменты. Когда удалось определить, что это галереи первого этажа дворца, построенного к 1722 году Доменико Трезини, первым архитектором Петербурга, учёные поняли, что это чудом уцелевшие покои дворца Петра Первого! Их раскрыли, законсервировали, а также частично воссоздали их первоначальный вид.
В промежутках стояли огромные несущие столбы - держали сцену Эрмитажного театра. Благодаря современным инженерным решениям их удалось убрать.
Таким образом, буквально из ничего, в подземелье Эрмитажного театра возник уголок последнего дворца Петра. Перед нами предстаёт небольшой, но достоверный фрагмент двора и обходной галереей с аркадой его первого этажа. Второй этаж был разобран при строительстве театра.
Черным цветом реставраторы обозначили стены и перекрытия Кваренги - над нами пол более позднего Эрмитажного театра.
Двор украшают померанцевые деревья в вазонах. Они появились в Петербурге в качестве заморских диковин и подчеркивали высокий статус владельца.
Также они придавали молодой российской столице облик европейского города: Петр знал, что среди коронованных особ Европы в большой моде наполнять ароматами померанцевых цветов свои покои.
В нескольких местах петровская кирпичная кладка для наглядности оставлена открытой:
Всё остальное теперь восстановлено: оштукатурено и окрашено так, как это было при Петре Первом, в светло-охристый цвет с белым декором.
Археологи раскрыли площадь двора, соответствующую петровскому времени, её уровень оказался на целых два метра ниже современного. При Петре Первом двор был выстлан голландским жёлтым клинкерным кирпичом, уложенным "ёлочкой":
Есть здесь небольшой участок площади, на полметра выше и замощёный крупным булыжником. Высота этого подиума не случайна. В борьбе с наводнениями набережные постоянно подсыпали, повышался и общий уровень двора. Брусчатка относится к 30-м годам 18-го века. Археологи снимали землю слоями, и мы буквально видим этот "слоёный пирог". Это подлинный булыжник следующей мостовой.
Перепад высот показывает, на сколько поднялся уровень мостовой всего за полтора десятка лет.
Елизавета Петровна расселила здесь лейб-кампанцев - преображенских офицеров, которые помогли ей совершить дворцовый переворот и возвели её на трон. Их сапоги грохотали уже по крупному серому булыжнику.
Триста лет назад, в первой четверти 18-го века это место было, без преувеличения, сердцем только-только начинавшего строиться нового города, будущей столицы Государства Российского.
Самая досадная ошибка туристов - прийти сюда без экскурсии. Бывают даже разочарования - мол, где красота-то? Разве это императорский дворец? Здесь нет того великолепия зеркал и позолоты, парадной лестницы, нет бесконечного, интенсивного потока посетителей, как в Эрмитажных залах.
Но здесь есть намного больше!
Здесь - то самое место, "откуда есть пошёл" Санкт-Петербург, здесь всё пропитано духом Царя-реформатора, его энергетикой и сконцентрировано невероятное количество его личных вещей, их здесь тысячи. Здесь его дом, родные стены - сюда он возвращался с войны и из долгих поездок, здесь ждала его жена, "друг сердешненькой, Катеринушка", звенели голоса дочерей.
Семья была его отдушиной в тяжёлом круге государственных дел, законов, реформ, ответственности. Оттого и самые горькие потрясения настигли его именно в кругу семьи, от самых близких. "Гнездо Петро́во", помните? Это оно.
На портрете 1717 года вся большая семья в сборе. Но уже через год в темнице будет умерщвлён старший сын и наследник Петра, царевич Алексей Петрович. А ещё через год, в возрасте 3,5 лет не станет любимца всей семьи, младшего сына Петра Петровича "Шишечки".
...
Петр любил море, любил корабли, его страсть к мореплаванию, как это не удивительно, проявилась даже здесь, на суше. Ему было вольно и любо находится на стопушечном корабле.
Он сам начертил чертеж своих личных покоев. Этот план сохранился в архиве, по нему и был построен дворец, включая его "Малые палатки". Суть в том, что это был не только дворец, но и дом, где Петр любил отдыхать от официальной жизни.
Личные комнаты Государя воспроизводят форму адмиральского блока на 100-пушечном корабле. На чертеже пять небольших комнат, а в центре лестница на второй этаж.
Он строил царский дворец для большой семьи, отдельное крыло для взрослых дочерей, выделил покои для подрастающих внуков - детей Алексея Петровича, предусмотрел Парадный зал для официальных визитов и торжеств...
А для себя начертил и выстроил компактный адмиральский блок, с добротными дубовыми рамами и ставнями, низкими потолками и дверными проёмами.
Площадь каждой из комнат всего 15-18 кв. метров. Высота потолков первого этажа – 3,8 метра, второго – 3 метра. Дубовые двери невысокие, а Петр был 2.04 метра ростом и он, заходя к себе в покои, должен был наклоняться каждый раз, проходя в двери.
Ему было комфортно жить именно так.
Император Николай I приказал из разных дворцов свезти и собрать воедино все личные вещи Петра. В 1848 году была основана галерея Петра Великого.В Эрмитаже хранится более 2,5 тысяч вещей, принадлежавших Петру I. Ими и был наполнен вновь созданный музей.
Излишеств Пётр I не любил, потому мы и не увидим ни зеркал, ни обилия позолоты. Зато функциональность и высокий уровень исполнения вещей ценил очень высоко. Мебель в его Зимнем дворце разная по стилю, от самых простых и строгих форм до почти вычурных. Это работы голландских, немецких, русских и английских мастеров. Все предметы практичные и добротные.
Вся обстановка вызывает невольное желание немедленно ею воспользоваться: опуститься на кожаное сидение стула у изящного столика и взять в руки перо...
или разместить свой гардероб за массивными резными дверцами прусского шкафа...
Мебель государь предпочитал из крепкого дерева, без всякой золочёной резьбы и недорогую.
В следующих статьях покажу в деталях интерьеры трёх Малых палаток, в музее в них заходить нельзя, посетители могут смотреть только через окна и дверные проёмы. Несомненный плюс интернета, что мы можем посмотреть всё на фотографиях в хорошем разрешении.
Продолжение читайте в статье "В гостях у Петра Первого".
Всем добра!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.