Наполеон, не будучи принцем крови, не обладая богатством или хотя бы неординарной внешностью, добился императорской власти, да еще какой! Он не был харизматичным оратором, после речи которого, слушатели рвались стать героями. Он не был выдающимся философом, логика и познания которого заставляли бы людей следовать указанному им пути. Легендарные подвиги не совершал и разговаривал с заметным иностранным акцентом. В чем же секрет его харизмы, которая и до сей поры, через 200 с лишним лет после его смерти завораживает наших современников? Без мотивационной литературы и современных инструментов лидерства, Наполеон опирался на свое понимание человеческой психологии, личный пример и способность сохранять хладнокровие даже в критических ситуациях. Как именно он добивался лояльности своих причиненных? По воспоминаниям и мемуарам людей хорошо его знавших, мы можем вывести основные черты общения Наполеона с окружавшими его людьми.
Искусство мягкости: Наполеон как "добрый руководитель"
По воспоминаниям его шталмейстера Коленкура, камердинера Вери и других, близко знавших Наполеона, император не был от природы резким. Его скорее можно было назвать мягким в общении. Наполеон отлично владел собой, даже в тех случаях, когда обстоятельства вывели бы всякого другого человека из себя. Он обычно сохранял в разговоре с каждым спокойный тон, хотя у него могло быть много оснований для упреков. В таких случаях его тон мог быть, конечно, очень сухим, но не невежливым и не оскорбительным.
Ругал он как бы слегка, или даже совсем не бранил тех, кто действовал плохо. Даже в тех редких случаях, когда император свирепствовал, это длилось недолго.
Граф Коленкур, сопровождавший Наполеона во время похода в Россию, вспоминал очень показательный случай. Во время отступления, Наполеон ошибочно рассчитывал на прибытие нескольких тысяч польских рекрутов. Они должны были существенно улучшить положение отступающих. Сроки все прошли, а свежих польских войск все не было. Многие из окружения императора сообщали ему о своих сомнениях относительно ожиданий этих войск. Но Наполеон верил что они прибудут и делал расчеты с учетом их участия в военных действиях. И вот уже мчась в Варшаву, оставив отступающие войска, Наполеон кипел от злости. Было ясно, что никакого пополнения не будет. И обвинял в этом своего посла в Варшаве - де Прадта, который был фактически правителем Герцогства Варшавского и писал Наполеону обнадеживающие послания. Де Прадт должен был организовать набор польских и литовских рекрутов, обо всем договориться, всех убедить, наладить финансирование. Всю дорогу до Варшавы, Наполеон высказывал такое недовольство де Прадтом, что у Коленкура сложилось впечатление, что он накажет его самым строгим образом. Но, встретив де Прадта, испуганного и оправдывающегося, Наполеон лишь недолго, и совсем не резко высказал свое разочарование в действиях посла. И на следующий день больше не вспоминал в присутствии де Прадта о провале рекрутского набора, столь важного для бегущих войск.
Вообще же, известно, что Наполеон избегал ситуаций в которых его собеседник вынужден был бы оказаться в унизительном положении. Да и сам не любил утруждать себя неприятной обязанностью кому-то прямо выражать свое недовольство. Если только упрека было мало, а требовались резкие слова, то чаще всего Наполеон делал это через какое-либо третье лицо, хорошо знакомое тому, кем император был недоволен. В таком случае, Наполеон, как бы мимоходом, в беседе, упоминал того, кем недоволен, и высказывал суть своих претензий, будучи уверен, что его слова дойдут до адресата. Таким образом, он избавлял себя и собеседника от неприятных сцен, критики в лицо и лепета оправданий виновного.
Тактика лояльности: Секреты кадровой стабильности
Наполеон ценил стабильность в своем окружении и избегал частых изменений в кадровом составе. Он тщательно подбирал людей, с которыми работал, и предпочитал, как отмечал Коленкур, "скверный инструмент наилучшему, лишь бы не менять его". Приближенные императора могли быть уверены: никакие интриги не способны подорвать его доверие к тем, кто заслужил его расположение. Эта уверенность давала соратникам Наполеона большую свободу в действиях и высказываниях. Например, известно, что тот же Коленкур, часто противоречил Наполеону и открыто выражал свое несогласие со многими действиями императора. Но, как и многие несогласные, оставался в его ближайшем кругу.
Если Наполеон смещал кого-нибудь за серьезный проступок, то чаще всего только временно. И ограничивался лишь отлучением на некоторое время от посещения императорского двора. "Государи, – говорил он, – никогда не должны отнимать у человека всякую надежду на прощение."
Тоже было и в отношении армии – его любимой игрушки. Император не баловал ни офицеров, ни солдат, а в то же время сам не требовал дисциплины и закрывал глаза на непорядки. Он даже не любил, чтобы ему говорили о них, если только они не касались продовольственных вопросов. Наполеон соглашался, что его система ведения войны не допускает строгой дисциплины, потому что в походах и сражениях его солдаты испытывают большие трудности и лишения. Он не утруждал свою армию чрезмерными упражнениями на плацу, оттачиванием парадного строя и смотрами марширующих солдат, как это было принято в других европейских армиях, в том числе русской. Граф Коленкур, сопровождавший Наполеона в России, записал, что из всей русской армии, наиболее положительно, он оценивал казаков, самый нерегулярный вид войск.
Прощение вместо мести: Наполеон и его подход к ошибкам подчиненных
Даже когда в ярости Наполеон приказывал придать виновного смерти, то нужно было немного потянуть время с казнью, чтобы император не только отменил убиение виновного, но и вовсе снял с него всякое наказание. Де Сегюр вспоминал, как под Вязьмой, Наполеон, еще наступая, случайно нарвался, со своей свитой, на склад, не уничтоженный впопыхах, отступающей русской армией. Он стал свидетелем разграбления склада французскими солдатами, при том что получал каждый день сведения, что Великая армия страдает от голода. Лично разгоняя грабителей, Наполеон приказал схватить первого попавшегося ему маркитанта, нагруженного награбленным, и приказал его расстрелять. Буквально на следующий день, чтобы спасти несчастного маркитанта, его поставили на колени вдоль дороги по которой ожидали проезда императора. Для убедительности, к маркитанту приставили какую-то женщину и ребенка. Когда проезжавший Наполеон увидел стоящего на коленях мужчину с "семейством", он спросил - кто это и что им нужно в этом лесу. Наполеону ответили что это вчерашний маркитант, его "жена" и "ребенок" и он очень раскаивается в грабеже русского склада. Наполеон тут же простил грабителя и велел отпустить его.
Похожую историю рассказывает граф Коленкур. Пока Наполеон стоял в Москве, дорогу на Петербург прикрывал корпус генерала Винценгероде. Храбрый генерал лично пробирался в Москву в гражданской одежде, и, мало того, что выведывал у французских офицеров разные сведения, так еще и принялся сеять среди них панические настроения. Этого храбреца схватили и привели к Наполеону. Когда выяснилось что русский партизан Винценгероде чистокровный немец и уроженец рейнской Вестфалии, а значит подданный Наполеона, его было приказано расстрелять. Но опять же, проваландавшись с расстрелом несколько дней, Наполеону объяснили, что хоть Винценгероде и немец, но его, де, привезли в Россию во младенчестве, и он не виноват что служит в русской армии. Наполеон простил его и велел отправить в качестве пленного во Францию. По дороге он был освобожден казаками.
Незыблемая демократия: Наполеон глазами простых людей
В обращении с людьми Наполеон считался, как сейчас бы сказали, демократичным. Он не выходил к народу в пышных облачениях, не выезжал в роскошных каретах. Есть много описанных свидетельств того, как во время походов, прогулок или посещения Наполеоном разных мест, к нему напрямую обращались простые люди. И при этом, у императора была отличная память на людей. Гренадер Бургонь вспоминал такой случай произошедший в городе Вильно в начале русской кампании. Для выпечки хлеба было организовано строительство больших печей. Одного солдата, по фамилии Пьерсон, назначили на работу в хлебопекарню. 4-го июля 1812 года, император лично пришёл посмотреть как идёт работа. Пьерсон подумал, что надо бы воспользоваться таким случаем, чтобы попросить о награде. Он, улучив момент, подошел к его Величеству и изложил ему свою просьбу. «Очень хорошо, – ответил Император, – после первого боя!». Солдат прошел всю войну - осаду Смоленска, Бородино, Красное и прочее до самого Парижа, но так больше и не встретил Наполеона до марта 1813 года, когда Наполеон уже вернулся с о.Эльбы. Пьерсон, оказался на смотре войск, и воспользовавшись случаем, подошёл к императору и на вопрос что ему нужно отвечал – Sire! – я хочу крест, Ваше Величество дали мне обещание! – Да, это правда, – ответил Император, улыбаясь, – в Вильно, во время работ!
Наполеон и его солдаты: личное общение и мотивация на подвиги
Один из самых известных приемов Наполеона — его способность находить общий язык с простыми солдатами. Он мог обращаться к ним на их языке, называл их «мои орлы» и часто показывал, что ценит их вклад в свои победы.
Необыкновенная память Наполеона порождала слухи, что император лично помнит почти каждого солдата. Конечно, никакая память не в состоянии помнить солдат всей армии. Но чтобы поддержать соответствующий имидж, Наполеон, по воспоминаниям де Сегюра, проделывал следующий спектакль. Он отлично помнил какой полк или даже батальон, в каком сражении принимал участие, на каком фланге и чем он отличился. После очередного смотра, император, подходил к какому-либо полку, выбирал глазами самого старого солдата, и, подойдя, положив руку тому на плечо, обращал ветерана к воспоминаниям. Наполеон спрашивал солдата: ведь ты же помнишь решающую атаку на левом фланге в конце такого-то сражения, или как ты выстоял против мощного натиска противника в таком-то бою. У солдата складывалось впечатление - Наполеон его помнит. Усладив таким образом раны ветерана, Наполеон, войдя к круг полка, обращался к молодым солдатам, расспрашивал про житье-бытье, смотрел во внутрь солдатского ранца, делал, в присутствии солдат, замечания их командиру, если у солдата был в чем то недостаток. Затем начиналась основная часть мотивации - Наполеон обращался к командирам и к солдатам, требовал указать кто лучше показал себя в недавнем бою, в такой то переправе, прицельном выстреле и прочее. Тут же награждал и производил отличившихся в унтер-офицеры.
Пользовался Наполеон и таким средством как личное обращение к солдатам. Например, перед переправой отступающей и измученной армии через Березину, он объехал подразделения поблизости и обращался к солдатам с короткой ободряющей речью, «обнажив саблю и возвысив голос», предлагая лучше умереть с оружием в руках, чем отказаться вернуться в «нашу Францию». Во время возведения мостов- понтонов через Березину, понтонистам, голодным и замерзающим, пришлось работать по плечи в ледяной воде. Тех, кто не мог уже работать, вытаскивали на берег. Наполеон ходил между лежащими на холодной земле измученными понтонистами, приказывал разжечь огонь поближе, закутать, накрыть, сам подносил им бокал вина и подбадривал.
Андре Бургонь, гвардеец, в мемуарах вспоминал, как во время тяжелого отступления из России, вместе с замерзающими и обессиленными солдатами, опираясь на палку, пешком, рядом с каретой, бывало что шел Наполеон. Может он просто хотел размяться, находясь постоянно в своей коляске. Но на солдат идущий среди них сам Наполеон производил воодушевляющие впечатление.
Можно добавить что его законодательные реформы, включая знаменитый Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), создавали впечатление, что Наполеон стремился к порядку и справедливости.
Наполеон: сила личного примера и внимание к деталям
Использовал Наполеон и такое средство влияния как личный пример. Еще до войны 1812 года, Наполеон, живя в парижских дворцах, подавал пример деловой активности. Он всех удивлял тягой к деятельности. Хотя все в дворцах веками до этого было устроено для приятного расточительства времени. Встав к 7 утра и закончив утренние процедуры, император до вечера принимал послов, министров, генералов. Вникал во все вопросы управления, начиная от финансовых и военных и заканчивая педагогическими. Диктовал письма нескольким секретарям одновременно, причем на разные темы. С небольшим, обычно не более 15 мин, как бы сейчас назвали – обеденным перерывом. Подобный распорядок был устроен и во время его ссылок на о. Эльбу и о. Св. Елены. Только написание писем с приказами и инструкциями, сменилось на диктовку мемуаров.
Наполеон предпочитал лично вникать во все дела. Общеизвестно, что он исколесил большую часть Европы руководя своей армией, был в Египте и на Ближнем Востоке. Но и между походами Наполеон предпочитал лично со всем ознакомиться. Вот, например, впечатляющее описание «командировки» в Голландию и Бельгию осенью 1811 года, в мемуарах Коленкура, немного длинное, но ужасно показательное: "Император выехал в Компьен 16 сентября, приехал в Булонь 19-го, в Остенде 22-го, в Брескене – 23-го и вступил на борт корабля «Карл Великий» 24-го. В шесть часов вечера страшная буря разбросала все корабли эскадры, и пришлось оставаться на борту до восьми часов утра 27 сентября, когда император высадился в Флиссингене. 28-го он ездил в Миддельбург и возвратился в Флиссинген, а на следующий день в четыре часа утра выехал оттуда на катере, чтобы осмотреть авангардные суда и посетить Тернейцен" и дальше в том же духе: Во всю эту поездку он поднимался и опускался по рекам, ночевал на морских рейдах, осматривал корабли, форты и заводы, делал смотры пехоте и кавалерии. Если уж сам император так вел дела, то его окружение должно было всячески демонстрировать еще большую неутомимость.
Во время походов Наполеон сам осматривал окрестности перед возможным сражением или намечая направление движения воинских частей. О нем вспоминали так: «Как бы ни был утомлен император, он всегда – даже в разгаре самого ожесточенного преследования неприятеля и самых выдающихся успехов, производил лично рекогносцировку тех мест, которые могли бы послужить подходящей позицией в случае неудачи. В этом отношении у императора была удивительная память на всякие местности. Топография страны, казалось, была рельефно отпечатана у него в голове… Он держал в голове в изумительном порядке номера своих кадровых частей, своих полков, своих обозных команд и батальонов. У него хватало памяти на все. Он знал обо всех, где кто находится, когда выступит, когда прибудет. Его память часто ставила в тупик штабы и командиров частей» .
Наполеон, готовясь к Бородинскому сражению, лично, и очень тщательно провел рекогносцировку, проскакав на лошади много километров, что помогло ему выиграть это сражение. При этом, по воспоминаниям Констана Вери, его камердинера, Наполеон, в эти дни, был болен одновременно обострением мочекаменной болезни, геморроем, оттеком легкого. У него была высокая температура, кашель, оттекли ноги.
Наполеон остался в истории не только как блестящий полководец и реформатор, но и как непревзойденный лидер. Он умел вдохновлять и воодушевлять людей, знал, как поддержать каждого — от рядового солдата до ближайшего советника. Наполеон стал символом решительности, силы и хладнокровия, сумев собрать вокруг себя людей, которые верили в него и были готовы следовать за ним в самые сложные моменты. Сегодня его подходы к лидерству изучаются как пример того, как один человек, опираясь лишь на собственную волю и понимание людей, сумел вдохновить целую эпоху.
Следующая статья:
Если вам было интересно поставьте пожалуйста лайк, для того чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.
#Наполеон #управление #лидерство #история #мотивация #полководец #НаполеонБонапарт #психологиялидерства #управлениеармией #историяЕвропы