Как набирали рекрутов в русскую армию во время войны 1812 года? Кто шел служить, какие требования предъявлялись и что ждало новобранцев? Как из крестьян и мещан создавали солдат и как армия меняла их жизнь. Кто они, эти рекруты? Как происходил их отбор, во что их одевали, куда отправляли? От крестьянской избы до поля боя — путь каждого новобранца был наполнен трудностями, но и шансами на новую жизнь.
Набор рекрутов: как определяли, кто пойдет служить
Срок службы солдат в 1793 г. был сокращен до 25 лет, до этого он был пожизненным. Регулярного призыва, в нашем понимании, не было. А периодически объявлялся "набор" – обыкновенный, усиленный и чрезвычайный. По обыкновенному набору с 1000 человек податного мужского населения, то есть крестьян и мещан, следовало выставить до 7 рекрутов, по усиленному – до 10, по чрезвычайному – свыше 10 рекрутов. В 1812 г. было проведено три набора, причем в одном, требовали беспрецендентно для того времени - 10 человек с 500.
Каждый город, село и деревня составляли список рекрутов. "Рекрут" – это новобранец. Начав службу и пройдя подготовку, примерно через год, он становился рядовым. Для составления списков рекрутов собирались мирские сходки, которые и определяли кому идти служить. Считали количество работников и едоков в каждой семье, очередность идти в солдаты, и писали «приговор». В спорных случаях тянули жребий. С крепостными последнее слово было за помещиком. Он вообще мог не брать в расчет мнение схода, а отправить в рекруты по своему изволению – заменить, например хорошего работника, которому очередь идти, бездельником или строптивым, или например намереваясь распродать семью крестьянина, мог отправить его в рекруты.
Чем компенсировали семье рекрута отсутствие кормильца? Почти ни чем. Семья свободного из податных сословий могла получить освобождение от подушной подати от 3 до 5 лет, если оставшиеся мужчина, например, брат или сын рекрута оказывался единственным теперь трудоспособным кормильцем. Считалось, что за указанный срок, семья адаптируется и найдет дополнительный источник дохода для уплаты подати. Льготы семье крепостного были на усмотрение помещика. Обычай, необязательный, требовал освобождения семьи от барщины или оброка на срок по желанию помещика. Или же отработку повинностей перед помещиком, за защитника родины, брала на себя община, распределяя повинности ушедшего кормильца между другими крестьянами. Рачительный помещик часто распродавал семью рекрута, если она становилась обузой в хозяйстве. Жена и дети солдата шли с молотка оптом и в розницу. Но солдат об этом мог никогда не узнать. Также как и его семья об его смерти, даже геройской. Никакой системы извещений не существовало.
Собранные в рекруты направлялись к определенной дате на сборные пункты – «рекрутское присутствие» , или как еще их именовали - «рекрутские депо», в губернском или уездном городе. Рекрутское присутствие - специально возведенный дом, или несколько домов с забором и караулом. Здесь же проводился медицинский осмотр рекрутов, годным "брили лбы", т.е. выбривали полголовы выше лба и переодевали в рекрутскую форму – одежду, близкую по виду к солдатской - кафтан солдатского покроя из крестьянского сукна, панталоны суконные на льняной подкладке, фуражка, галстук, шуба, ранец, сапоги. В таком виде и с выбритой наполовину головой сбежать было затруднительно – везде опознают беглеца. Затем новых рекрутов тотчас приводили на верность к присяге в церквах. Каждый новобранец не только зачислялся в официальное подразделение – полк и роту, но и приписывался в неформальные артели таких же рекрутов, в каждой не менее 10 человек: «а чтобы они на побег не покушались, то опоручить их как и прежде, круговою порукой, в том чтобы один за другим имел смотрение».
Требования к рекрутам: кто годился для армии.
Брали в рекруты в возрасте от 18 до 37 лет. Но при наборах в ходе воины возраст мог быть расширен с 17 до 40 лет. Однако, известны случаи, когда в армию, по капризу помещика, отправляли мужчин гораздо более старшего возраста. Например, в Бородинском сражении участвовал некий Иван Иванович Иванов, рядовой Рязанского пехотного полка, который в 1811 году был взят в рекруты в 72 года. В 1814 г. он продолжал состоять на строевой службе в полку в чине рядового. Средний возраст русского солдата в 1812 году был 29 лет, а рекрута, то есть принятого на военную службу – 23 года. Для сравнения, средний возраст французского солдата был 23 года, а рекрута 20 лет.
Рекрут должен был соответствовать определенным требованиям, иначе его могли вернуть и потребовать другого. В "Положении об учреждении запасных рекрутских депо" от 10 октября 1808 г. годность к военной службе кандидата в рекруты основывалась на свидетельствах лекарей, которые выясняли: «нет ли у него застарелых болезней, увечий, не страдает ли глазной болезнью, не редковолос ли (т.е. лыс), нет ли шелудей». Негодными к службе также признавались «не имеющие передних трех зубов кряду, имеющих поврежденные члены, глухие, слабого в корпусе сложения, слабоумные, пачеже в совершенном безумии». При наборе в рекруты учитывался и рост. Норма годного к службе была 2 аршина 3 вершка, то есть не ниже 155,4 см, но "если не достает полувершка и даже целого вершка до нормы, то годен лишь во флот". Более низкорослых в армию на забирали. Если «обществу», то есть, например, деревне выставить было некого, соответствующего требованиям, или помещик не желал отдавать работника, то можно было отправить ребенка с 12 лет, отняв его у родителей. Его отсылали в Военно-сиротское отделение до достижения им 18-летнего возраста. После чего он шел в армию.
Но для войны 1812 года требования к рекрутам были ослаблены: «Разрешено также было не браковать редковолосых, разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьем; с бельмами и пятнами на левом глазу, заик и косноязычных, если только могут сколько-нибудь объясняться; не имеющих до шести или до восьми зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые; с маловажными на черепе наростами, не препятствующими носить кивер или каску».
От жизни крепостного к статусу солдата: шансы на лучшее будущее
Никаких гарантий, что раз в один набор не взяли, то пронесло. Можно было загреметь в армию на 25 лет в последующие наборы, уже имея семью и хозяйство. Поэтому треть всех рекрутов оказывалась жената, а каждый десятый имел детей. Хотя конечно, для крепостного, и без армии, его семья и хозяйство могли исчезнуть по прихоти барина в любой день. Солдату в ходе службы мог быть предоставлен отпуск домой до полугода. Но никакого обязательного регламента по отпускам не было. И, прежде чем он увидит семью могли пройти годы, или вообще никогда не увидеть. Расставались даже без переписки, ввиду неграмотности и дороговизны для крестьян письменных принадлежностей и почтовых услуг.
Но вернемся в рекрутское присутствие. Вот что пишут очевидцы: «Мы живем против рекрутского присутствия, каждое утро нас будят тысячи крестьян: они плачут, пока им не забреют лба, а сделавшись рекрутами, начинают петь и плясать, говоря, что не о чем горевать, что такова воля Божья». Оказаться в армии было для многих не таким плохим событием как нам может показаться. Статус солдата был выше крепостного. Его кормили и одевали, обеспечивали крышей над головой. Со своей артелью его отпускали на продолжительные работы, и он мог по несколько месяцев в году жить гражданской жизнью и даже жениться. При усердии и удачливости он мог стать офицером. Шансов подняться из унтер- в обер-, а еще выше – в штаб-офицеры были минимальнейшие. Но были. Для того чтобы солдату стать обер-офицером, т.е. например, поручиком, нужно было прослужить в унтер-офицерах не менее 12 лет. А до этого еще и суметь стать унтер-офицером. На 1812 г доля обер-офицеров из солдат составляла менее 1%.
Служба в строевой части все положенные 25 лет была редкостью. Ранения, болезни, кочевая необустроенная жизнь, подрывали здоровье солдата и сокращали срок службы. Только менее 7 % солдат выслуживали полный срок до 25 лет в строю. Большинство либо не доживало, либо дослуживало "инвалидом". Вот пример: рядовой Василий Лисович, происходивший из мещан Волынской губернии Житомирского уезда, находился в службе с 10 ноября 1812 г., а уже 6 августа 1813 г. по неспособности к полевой службе был переведен из полевой части, находившейся в Герцогстве Варшавском, в Витебский гарнизонный батальон, а затем, по своему ходатайству в Житомирский внутренний гарнизонный батальон, то есть по месту его жительства до службы. А затем 22 августа 1815 г., пройдя в Волынской врачебной управе переосвидетельствование, он в возрасте 45 лет, прослужив в строю менее трех лет, был зачислен в неслужащие инвалиды – то есть встал полностью на государственное обеспечение без всякой службы или работы.
Завершение службы: что ждало ветеранов и их детей.
По окончании службы, в строю или в инвалидной команде, солдат из крепостных становился лично свободным и мог выбирать место жительства и род занятий. Выходец из других сословий мог вернуться к своим занятиям, или выбрать новые. Сыновья солдата из крепостных, нажитые им во время службы, но не до нее, зачислялись в особую группу населения - "солдатские дети". Они были лично свободными, но поступали в ведение военного ведомства. С 7 лет приписывались кантонистами к подразделениям, в которых служили их отцы. Там учились грамоте и ремеслам – слесарному, кузнечному и прочим, и в 15 лет становились солдатами, без других вариантов рода занятий. Наиболее способные продолжали обучение военным и околовоенным специальностям: артиллерийскому делу, музыке, делопроизводству. Известно, что в свите императора Александра I был генерал И.Т. Дренякин, выходец из солдатских детей. Доля крестьян среди обер-офицеров составляла менее 1%, а из солдатских детей была уже около 5%.
Если жизнь отставного солдата "на гражданке" не задалась, то можно было вернуться в армию через любой срок, и по состоянию здоровья снова встать в строй, либо поступить в инвалиды на полное довольствие.
Очевидно, что, служба солдата была полна трудностей. Но, видимо, не считалась некой непосильной каторгой. В рекруты не только «забривали» принудительно, но и некоторые поступали добровольно. А в гусары и уланы набирали вообще только добровольно. По контракту на 6 лет. Для этого нужно было быть только лично свободным.
Продолжение:
Если вам было интересно поставьте пожалуйста лайк, для того чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.
#ИсторияРоссии #Война1812Года #РекрутскийНабор #РусскаяАрмия #ОфицерыРусскойАрмии #ВеликаяОтечественнаяВойна #ЖизньСолдата #ВоеннаяИстория #НаполеоновскиеВойны