Были ли русские офицеры времен войны 1812 года хорошими командирами? Ответ на этот вопрос не так прост. Хотя на поле боя они проявляли героизм и личную доблесть, уровень их подготовки часто оставлял желать лучшего. Багратион, один из самых известных командиров той эпохи, говорил о военной науке так: «Военная система, по-моему та: кто рано встал и палку в руки взял, тот и капрал». Ему вторили герой войны 1812 года Ермолов и министр военных дел Аракчеев. Что стояло за таким подходом и почему военное образование в России оставалось на низком уровне?
Военные знания русских офицеров: Курс без системы
«Я не понимаю ваших мудрых маневров. Мой манерв — искать и бить!» . Это также мнение генерала Багратиона о маневренной войне, предлагаемой генералом Барклаем де Толли, в условиях численного преимущества войск Наполеона. Тактика Багратиона не требует военного образования. А как могло быть иначе, когда в то время примерно 90% населения России было неграмотным? В стране не существовало высшего образования вообще. Научных учреждений не было и наукой, если и занимались, то лишь на уровне личного энтузиазма. Да и систематическое начальное образование только начинало первые шаги.
Еще по указу Анны Иоановны от 1731 года, неграмотный не мог стать офицером. Но критерии грамотности были весьма расплывчаты, и читающего с пальцем по слогам тоже можно было назвать грамотным. Основная часть дворян получала домашнее образование - бессистемное и нерегулярное. Но другого не было.
Вот пример, как шло домашнее образование будущего офицера. С.А. Тучков, сын генерала Алексея Тучкова, вспоминал свое домашнее образование так: «На третьем году возраста начали уже меня учить читать по старинному букварю и катехизису, без всяких правил. В то время большая часть среднего дворянства таким образом начинали воспитываться… Итак, первый мой учитель был дьячок, а второй - солдат. Оба они не имели ни малейшей способности с пользою и привлекательностью преподавать бедные свои познания…» У большинства дворян на этом образование и заканчивалось - читать и писать умеет вот и достаточно! Но все же сыну генерала, Сереже Тучкову, в этом плане повезло больше чем многим другим дворянам, так как у него было несколько учителей: лютеранский пастор, который обучал его немецкому языку, а затем учитель, датчанин, который «преподавал без методы, как он находил лучше: мучил выписками из священного писания и речами своего сочинения, которые заставлял выучивать на память, а тот, кто преподавал мне русский язык, ни малейшего понятия не имел ни о грамматике, ни о правописании, а старался меня бегло научить только читать и чисто ставить буквы…». Он вспоминал, что отец даже склонил некоторых из своих офицеров обучать Сергея и его братьев арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии и рисованию, хотя без системы и от случая к случаю. С.А. Тучков, на примере своего отца так описывает тогдашние воззрения на образование - какие науки нужны: «Физику и химию, а наипаче механику, хотя и почитал он нужными, но не имел случая преподавать нам сии науки. Словесность, а наипаче стихотворство почитал он совершенно пустым делом, равно как музыку… Отец мой не хотел также, чтобы кто из нас учился латинскому языку, и говорил, что он нужен только для попов и лекарей. О греческом мало кто имел тогда в России понятие, да и теперь немногие. Теология и философия казались ему совсем неприличными науками для военного человека». И это свидетельство об ученье в семье генерала, начальника крепостей, что уж говорить об образовании недорослей из обычных дворянских семейств!?
К необходимости образования вообще в то время очень многие относились скептически. Вот рассуждения из дневника участника Отечественной войны генерала В. Вяземского, записанные им 30 августа 1812 г.: «Религия ослаблена просвещением. Чем мы удержим нашу буйную и голодную чернь?.. Нет, монарх, лучше бы ты обратил более на воинов своих твое внимание, нежели на купечество и просвещение. Просвещение распространено и на лакея, а захочет ли просвещенный служить, не имея сам слуг? Множество училищей, но мало хорошего, настоящего, нравственного училища. Сии как будто для того, чтоб в них выучивались читать на чужих языках всю развратность и все то, что разрушает общею связь.»
Образование в России: на всю страну 3 школы со средним образованием и 25 с начальным.
На 1803 год в России было всего 3 гимназии, то есть школ со средним образованием - в Петербурге, Москве и Казани. Помимо этих гимназий было 25 училищ с образованием в 4 класса - писать, читать, считать и закон Божий. Общий ежегодный выпуск всех учеников со средним и начальным образованием не более 300-400 человек на всю Россию! Александр I начал реформу системы образования, повелев открыть гимназии или училища в каждом губернском городе. Но дело шло медленно. Большая часть городов, не говоря уж о селах и деревнях, вообще не имела учебных заведений. Это и не удивительно - расходы на "народное просвещение" составляли в 1801-1810гг примерно 1% бюджета России. Для сравнения, расходы на содержание "Высочайшего двора" поглощали 10% годового бюджета страны. А военные расходы до 60%!
Военные учебные заведения: мало и неэффективно
Что же касается военно-учебных заведений, готовивших офицерские кадры для гвардии и армии, то в 1812 г. в Российской империи их имелось всего шесть: 1-й кадетский корпус, 2-й кадетский корпус, Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе, Пажеский Его Императорского Величества корпус, Императорский Военно-сиротский дом, Смоленский кадетский корпус. Для флота готовились офицеры в Морском кадетском корпусе, выпускники которого иногда попадали и в армию. Казанская гимназия с 1793 г. включила в свою программу ряд военных дисциплин: фортификацию, артиллерию, – тем самым готовя своих учащихся к военной карьере. Общее количество учащихся в них ничтожно. Например, в 1804 г. при чертежной Инженерной экспедиции была учреждена Инженерная школа всего только на 25 воспитанников, или, как их называли «кондукторов», которых обучали алгебре, геометрии, фортификации и первоначальным правилам гражданской архитектуры. В 1810 г. эта школа получила название Инженерного училища.
А в 1812 г. был образован Финляндский топографический корпус, но в составе только 11 офицеров и всего 6 кадет.
Но было ли это образование по-настоящему военным? Молодые люди попадали в военно-учебные заведения, как правило, в 11–12 лет, полный курс обычно был рассчитан на семь лет. Уже в 17–20 лет юноша выходил из стен военно-учебного заведения в офицеры. Но из этого семилетнего курса обучения в кадетских корпусах, первые два года уходили только на начальное образование. Затем, до выпуска в офицеры, учащиеся изучали предметы из гимназического курса: Закон Божий, русская грамматика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иногда химия, естественная и политическая история, география.
В Пажеском корпусе, 1-м и 2-м кадетских корпусах преподавались и специальные дисциплины: статистика, архитектура, механика, гидравлика. Но только в два последние два года обучения, реже в три, уделялось внимание обучению военным наукам: артиллерии, топографии, фортификации и тактике. Удельный вес военных дисциплин в общем объеме учебных часов этих лет обучения не превышал 25%. При этом никакой разработанной программы обучения военным дисциплинам не было. Каждое учебное заведение преподавало на свой лад, исходя из своих ресурсов.
Распределение в армию: Недостаточно и куда попало
Выпуск офицеров был очень незначительный. К 1812 году из военных школ выходило до полутора тысяч офицеров в год. Для русской армии, численностью свыше 500 тыс. человек этого было крайне недостаточно. Если же учесть, что с 1805 по 1812 г. имели место частые досрочные выпуски кадет в офицеры, причем без выпускных экзаменов, то многим учащимся не удавалось пройти и этот скромный курс военных дисциплин. В Императорском Военно-сиротском доме до 1805 г. военные науки не преподавались вовсе, но из стен этого заведения его воспитанники с 1799 г. выпускались офицерами прямо в армию. В первой четверти XIX в. строгой специализации военно-учебных заведений не существовало. Выпуск шел во все рода и виды сухопутных войск. В частности, из 2-го кадетского корпуса (до 1800 г. называвшегося Артиллерийским и инженерным шляхетским корпусом) в 1811 г. в артиллерию поступило только 36% выпускников, а в 1812 г. – 40%, остальные были направлены в основном в армейскую пехоту, то есть не туда на что учились.
Кадеты, окончившие курс обучения, поступали на службу, в зависимости от их поведения, успехов в обучении и протекции сразу на обер-офицерские чины - прапорщиками, подпоручиками и даже поручиками. То есть им не нужно было служить в унтер-офицерах, как это полагалось для тех, кто поступил на службу без учебы. В целом в русском офицерском корпусе 1812 г. только 22,3% всех офицеров получили образование в военно-учебных заведениях.
Показатели на первый взгляд были аналогичными и среди офицерского корпуса наполеоновских войск. Во французской армии к концу правления Наполеона доля офицеров, окончивших военные школы (военно-учебные заведения, сходные с русскими кадетскими корпусами), была 15,0% - сказывались потери за десятилетие непрерывных войн. Но качество преподавания, общая грамотность населения, высшее образование, мода на самообразование, университеты и научные исследования делали свое дело.
Образовательный портрет русского офицера 1812 года.
Образовательный портрет русского офицера был таков: 20-30% изучили, или, во всяком случае, прошли курс французского или немецкого языка (вспомним А.С. Пушкина, который сначала заговорил по-французски, а уж потом по-русски). От 5 до 25% овладели различными общеобразовательными науками - арифметикой, географией, историей и другими. И только менее 3% офицеров прошли теоретический курс наук относящимся к военным - фортификация, тактика и т.п.!
Косвенно, об уровне подготовки русского офицера говорит такой факт как невостребованность русских командиров в любой другой армии, кроме русской. Немецких, английских, французских офицеров нанимали для службы в войсках разных стран, доверяли им командовать целыми армиями. А про русского офицера, такого сказать нельзя. В Бородинском сражении потери русской армии, храбро и героически обороняющейся, оказались на 50% больше, чем наступающих по голому полю французов. И при этом, поле боя осталось за врагом! Хотя должно было быть наоборот. Одним словом, храбро, но не умело.
Где же офицеры и солдаты набирались военного опыта? Смотри здесь
Ученье в бою, раны, отставка
#Война1812 #РусскаяАрмия #ИсторияРоссии #РусскиеОфицеры #ГенералБагратион #ВоенноеОбразование #КадетскийКорпус #Наполеон #БородинскаяБитва #ИсторическиеФакты
Если вам было интересно поставьте пожалуйста лайк, для того чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.