Найти в Дзене
Интересная История

Были ли русские офицеры 1812 года умелыми командирами?

Оглавление

Были ли русские офицеры времен войны 1812 года хорошими командирами? Ответ на этот вопрос не так прост. Хотя на поле боя они проявляли героизм и личную доблесть, уровень их подготовки часто оставлял желать лучшего. Багратион, один из самых известных командиров той эпохи, говорил о военной науке так: «Военная система, по-моему та: кто рано встал и палку в руки взял, тот и капрал». Ему вторили герой войны 1812 года Ермолов и министр военных дел Аракчеев. Что стояло за таким подходом и почему военное образование в России оставалось на низком уровне?

Военные знания русских офицеров: Курс без системы

«Я не понимаю ваших мудрых маневров. Мой манерв — искать и бить!» . Это также мнение генерала Багратиона о маневренной войне, предлагаемой генералом Барклаем де Толли, в условиях численного преимущества войск Наполеона. Тактика Багратиона не требует военного образования. А как могло быть иначе, когда в то время примерно 90% населения России было неграмотным? В стране не существовало высшего образования вообще. Научных учреждений не было и наукой, если и занимались, то лишь на уровне личного энтузиазма. Да и систематическое начальное образование только начинало первые шаги.

Еще по указу Анны Иоановны от 1731 года, неграмотный не мог стать офицером. Но критерии грамотности были весьма расплывчаты, и читающего с пальцем по слогам тоже можно было назвать грамотным. Основная часть дворян получала домашнее образование - бессистемное и нерегулярное. Но другого не было.

Домашний учитель
Домашний учитель

Вот пример, как шло домашнее образование будущего офицера. С.А. Тучков, сын генерала Алексея Тучкова, вспоминал свое домашнее образование так:  «На третьем году возраста начали уже меня учить читать по старинному букварю и катехизису, без всяких правил. В то время большая часть среднего дворянства таким образом начинали воспитываться… Итак, первый мой учитель был дьячок, а второй - солдат. Оба они не имели ни малейшей способности с пользою и привлекательностью преподавать бедные свои познания…» У большинства дворян на этом образование и заканчивалось - читать и писать умеет вот и достаточно! Но все же сыну генерала, Сереже Тучкову, в этом плане повезло больше чем многим другим дворянам, так как у него было несколько учителей: лютеранский пастор, который обучал его немецкому языку, а затем учитель, датчанин, который «преподавал без методы, как он находил лучше: мучил выписками из священного писания и речами своего сочинения, которые заставлял выучивать на память, а тот, кто преподавал мне русский язык, ни малейшего понятия не имел ни о грамматике, ни о правописании, а старался меня бегло научить только читать и чисто ставить буквы…».  Он вспоминал, что отец даже склонил некоторых из своих офицеров обучать Сергея и его братьев арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии и рисованию, хотя без системы и от случая к случаю. С.А. Тучков, на примере своего отца так описывает тогдашние воззрения на образование - какие науки нужны: «Физику и химию, а наипаче механику, хотя и почитал он нужными, но не имел случая преподавать нам сии науки. Словесность, а наипаче стихотворство почитал он совершенно пустым делом, равно как музыку… Отец мой не хотел также, чтобы кто из нас учился латинскому языку, и говорил, что он нужен только для попов и лекарей. О греческом мало кто имел тогда в России понятие, да и теперь немногие. Теология и философия казались ему совсем неприличными науками для военного человека». И это свидетельство об ученье в семье генерала, начальника крепостей, что уж говорить об образовании недорослей из обычных дворянских семейств!?

К необходимости образования вообще в то время очень многие относились скептически. Вот рассуждения из дневника участника Отечественной войны генерала В. Вяземского, записанные им 30 августа 1812 г.: «Религия ослаблена просвещением. Чем мы удержим нашу буйную и голодную чернь?.. Нет, монарх, лучше бы ты обратил более на воинов своих твое внимание, нежели на купечество и просвещение. Просвещение распространено и на лакея, а захочет ли просвещенный служить, не имея сам слуг? Множество училищей, но мало хорошего, настоящего, нравственного училища. Сии как будто для того, чтоб в них выучивались читать на чужих языках всю развратность и все то, что разрушает общею связь.»

Занятия в Пажеском корпусе
Занятия в Пажеском корпусе

Образование в России: на всю страну 3 школы со средним образованием и 25 с начальным.

На 1803 год в России было всего 3 гимназии, то есть школ со средним образованием - в Петербурге, Москве и Казани. Помимо этих гимназий было 25 училищ с образованием в 4 класса - писать, читать, считать и закон Божий. Общий ежегодный выпуск всех учеников со средним и начальным образованием не более 300-400 человек на всю Россию! Александр I начал реформу системы образования, повелев открыть гимназии или училища в каждом губернском городе. Но дело шло медленно. Большая часть городов, не говоря уж о селах и деревнях, вообще не имела учебных заведений. Это и не удивительно - расходы на "народное просвещение" составляли в 1801-1810гг примерно 1% бюджета России. Для сравнения, расходы на содержание "Высочайшего двора" поглощали 10% годового бюджета страны. А военные расходы до 60%!

Московская гимназия. Фото конца 19 века. Построена в 1804 году
Московская гимназия. Фото конца 19 века. Построена в 1804 году

Военные учебные заведения: мало и неэффективно

Что же касается военно-учебных заведений, готовивших офицерские кадры для гвардии и армии, то в 1812 г. в Российской империи их имелось всего шесть: 1-й кадетский корпус, 2-й кадетский корпус, Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе, Пажеский Его Императорского Величества корпус, Императорский Военно-сиротский дом, Смоленский кадетский корпус. Для флота готовились офицеры в Морском кадетском корпусе, выпускники которого иногда попадали и в армию. Казанская гимназия с 1793 г. включила в свою программу ряд военных дисциплин: фортификацию, артиллерию, – тем самым готовя своих учащихся к военной карьере. Общее количество учащихся в них ничтожно. Например, в 1804 г. при чертежной Инженерной экспедиции была учреждена Инженерная школа всего только на 25 воспитанников, или, как их называли «кондукторов», которых обучали алгебре, геометрии, фортификации и первоначальным правилам гражданской архитектуры. В 1810 г. эта школа получила название Инженерного училища.

Офицер и кондуктор (учащийся) Инженерного училища
Офицер и кондуктор (учащийся) Инженерного училища

А в 1812 г. был образован Финляндский топографический корпус, но в составе только 11 офицеров и всего 6 кадет.

Но было ли это образование по-настоящему военным? Молодые люди попадали в военно-учебные заведения, как правило, в 11–12 лет, полный курс обычно был рассчитан на семь лет. Уже в 17–20 лет юноша выходил из стен военно-учебного заведения в офицеры. Но из этого семилетнего курса обучения в кадетских корпусах, первые два года уходили только на начальное образование. Затем, до выпуска в офицеры, учащиеся изучали предметы из гимназического курса: Закон Божий, русская грамматика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иногда химия, естественная и политическая история, география.

Пажеский корпус
Пажеский корпус

В Пажеском корпусе, 1-м и 2-м кадетских корпусах преподавались и специальные дисциплины: статистика, архитектура, механика, гидравлика. Но только в два последние два года обучения, реже в три, уделялось внимание обучению военным наукам: артиллерии, топографии, фортификации и тактике. Удельный вес военных дисциплин в общем объеме учебных часов этих лет обучения не превышал 25%. При этом никакой разработанной программы обучения военным дисциплинам не было. Каждое учебное заведение преподавало на свой лад, исходя из своих ресурсов.

Распределение в армию: Недостаточно и куда попало

Выпуск офицеров был очень незначительный. К 1812 году из военных школ выходило до полутора тысяч офицеров в год. Для русской армии, численностью свыше 500 тыс. человек этого было крайне недостаточно. Если же учесть, что с 1805 по 1812 г. имели место частые досрочные выпуски кадет в офицеры, причем без выпускных экзаменов, то многим учащимся не удавалось пройти и этот скромный курс военных дисциплин. В Императорском Военно-сиротском доме до 1805 г. военные науки не преподавались вовсе, но из стен этого заведения его воспитанники с 1799 г. выпускались офицерами прямо в армию. В первой четверти XIX в. строгой специализации военно-учебных заведений не существовало. Выпуск шел во все рода и виды сухопутных войск. В частности, из 2-го кадетского корпуса (до 1800 г. называвшегося Артиллерийским и инженерным шляхетским корпусом) в 1811 г. в артиллерию поступило только 36% выпускников, а в 1812 г. – 40%, остальные были направлены в основном в армейскую пехоту, то есть не туда на что учились.

Кадеты, окончившие курс обучения, поступали на службу, в зависимости от их поведения, успехов в обучении и протекции сразу на обер-офицерские чины - прапорщиками, подпоручиками и даже поручиками. То есть им не нужно было служить в унтер-офицерах, как это полагалось для тех, кто поступил на службу без учебы. В целом в русском офицерском корпусе 1812 г. только 22,3% всех офицеров получили образование в военно-учебных заведениях.

Показатели на первый взгляд были аналогичными и среди офицерского корпуса наполеоновских войск. Во французской армии к концу правления Наполеона доля офицеров, окончивших военные школы (военно-учебные заведения, сходные с русскими кадетскими корпусами), была 15,0% - сказывались потери за десятилетие непрерывных войн. Но качество преподавания, общая грамотность населения, высшее образование, мода на самообразование, университеты и научные исследования делали свое дело.

Образовательный портрет русского офицера 1812 года.

Образовательный портрет русского офицера был таков: 20-30% изучили, или, во всяком случае, прошли курс французского или немецкого языка (вспомним А.С. Пушкина, который сначала заговорил по-французски, а уж потом по-русски). От 5 до 25% овладели различными общеобразовательными науками - арифметикой, географией, историей и другими. И только менее 3% офицеров прошли теоретический курс наук относящимся к военным - фортификация, тактика и т.п.!

Косвенно, об уровне подготовки русского офицера говорит такой факт как невостребованность русских командиров в любой другой армии, кроме русской. Немецких, английских, французских офицеров нанимали для службы в войсках разных стран, доверяли им командовать целыми армиями. А про русского офицера, такого сказать нельзя. В Бородинском сражении потери русской армии, храбро и героически обороняющейся, оказались на 50% больше, чем наступающих по голому полю французов. И при этом, поле боя осталось за врагом! Хотя должно было быть наоборот. Одним словом, храбро, но не умело.

Где же офицеры и солдаты набирались военного опыта? Смотри здесь

Ученье в бою, раны, отставка

#Война1812 #РусскаяАрмия #ИсторияРоссии #РусскиеОфицеры #ГенералБагратион #ВоенноеОбразование #КадетскийКорпус #Наполеон #БородинскаяБитва #ИсторическиеФакты

Если вам было интересно поставьте пожалуйста лайк, для того чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.