Цель должна быть четко определена, достижима, измерима, ограничена по времени, соответствовать более глобальным устремлениям – многие руководители, с которыми я работаю, осознав, что можно именно так формулировать задачи для подчиненных, буквально загораются – активно выполняют мои задания, меняют отношение к управлению, «озадачивают» сотрудников по всем правилам… а эти самые сотрудники совершенно не хотят менять привычное отношение к работе, продолжают делать, как раньше, и еще возражают против изменений. Как минимум, обидно.
Что делать? Всех уволить и набрать новых? Лишить премии, чтобы жизнь медом не казалась? Даже если очень хочется продемонстрировать, кто в доме хозяин, это неразумно. А нужно начать применять SMART правильно, приучая к нему подчиненных, вводя изменения плавно, но комплексно. Да, у меня большой опыт и непосредственно руководства коллективами, от мини до вполне масштабных. Поэтому я умею использовать теорию на практике, чтобы стало действительно лучше. И дополнять, и разрабатывать собственные методы. И SMART – один из лучших методов целеполагания. Только в процессе внедрения требуется еще несколько процессов запустить.
Берите обратную связь у сотрудника после постановки задачи
Даже если вы сделали все правильно - хотя часто какие-то моменты люди не озвучивают, предполагая их «по умолчанию», а другие про то, что «умолчали» вообще не в курсе. Ваш сотрудник мог часть информации упустить, а другую – не так понять. Поэтому – обязательно попросите повторить (теми же словами, переформулировав и т.д.) Уточните, все ли понятно. Не стесняйтесь и не думайте, что он обидится – так и скажите, что вам важно, чтобы все было сделано правильно и вовремя, поэтому нужна «сверка реальностей». Чтобы лишних ресурсов не тратить и получить удовольствие от желаемого результата.
Передайте ответственность
Кто из руководителей не слышал от подчиненных «Это сложно», «Это не мои обязанности», «Я такое не делал, не справлюсь», «У меня других задач полно, я не успею», «Так результат передать некому» и т.д. Задача руководителя – отработать все возражения. Эмоциональные лучше отложить на чуть позже (а то все может ими и закончиться), а рациональные – в первую очередь. Когда человек понимает, с кого что может спросить, что в ответ запросят от него, чем можно жертвовать, а что в приоритете, составил в голове систему – вполне возможно, эмоции уже отхлынут. Если же их гораздо больше, чем практичных и рациональных вопросов – скорей всего, систему управления в вашей компании надо серьезно «чинить», аккуратно, но сильно.
И помните, что ответственность – не горячая картошка
ЕЕ не нужно как можно быстрее от себя откинуть, чтобы не обжечься. Если вы так делаете, сотрудник сделает то же самое – и останется задача лежать, как уголек в гаснущем костре… Или мячик, закатившийся под диван – ребенок откинул не туда и отвлекся на другие игрушки. Вы и ваши сотрудники – не дети с подвижными играми, а люди, у которых должна быть общая цель. При неправильной передаче ответственности, с угрозами, излишними эмоциями и т.д. задача не будет выполнена. Если человек не понимает и не хочет, он не задумается, достижима ли цель – она просто не в его системе ценностей. А чем больше негатива, тем выше риск, что задача не просто не будет выполнена – может начаться саботаж.
Кстати, если человек абсолютно предан делу и вам лично, всегда выкладывается на полную, это не значит, что ему можно ставить расплывчатые задачи. Наоборот – при его мотивированности и профессионализме нужно как можно эффективнее использовать эти ресурсы. Чтобы не было обидно и мучительно больно из-за того, что в какой-то момент он не понял вас «с полуслова».
Поэтому – формулируйте задачи по SMART, проверяйте понимание и передавайте ответственность. А еще создайте такую структуру и атмосферу, чтобы каждый сотрудник действительно был заинтересован в выполнении. Это не только и не столько про зарплату – и именно этому я учу.
Поэтому - подписывайтесь на канал, задавайте свои вопросы в комментариях. Если вам нужна персональная консультация или другая помощь в организации бизнес-процессов и обучении сотрудников, позвоните или напишите в любом мессенджере, номер +7(915)962-00-43.