4,7K подписчиков

Воздушные пробки в системе охлаждения двигателей ВАЗ 2113, 2114, 2115, причины, удаление

3,8K прочитали
Удаление воздушных пробок из системы охлаждения двигателя
Удаление воздушных пробок из системы охлаждения двигателя

Разберемся откуда появляется воздушная пробка в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115. Какие бывают симптомы (признаки) ее появления.

И посмотрим какие существуют способы ее удаления.

Оригинал - полную версию статьи с картинками и схемами смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2113, 2114, 2115".

Причины появления воздушных пробок в системе охлаждения двигателей ВАЗ 2113, 2114, 2115

Практически всегда воздушные пробки в системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 возникают после замены элементов системы охлаждения (печки, крана отопителя, радиатора, шлангов), которая сопровождается частичным или полным сливом и последующим заливом охлаждающей жидкости (антифриза, тосола).

Помимо этого, при проведении плановой работы по замене тосола или антифриза в системе, можно запросто "загнать" туда воздушную пробку если не соблюдать некоторые ее особенности. Например если при заливке жидкости не был снят подводящий патрубок с дроссельного узла (для удаления воздуха из системы).

Так же, если заклинил в закрытом положении клапан впускной клапан крышки расширительного бачка, начинается подсос воздуха в систему охлаждения через негерметичные соединения для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается.

Впускной клапан крышки расширительного бачка открывается на остывающем двигателе (когда давление в системе ниже 0,03-0,13 кгс/см²) и запускает в систему охлаждения воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение). Таким способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.

Признаки наличия воздушных пробок в системе охлаждения двигателя

1. Плохо греет "печка".

Либо не греет вообще. Радиатор отопителя - "печка" входит в состав малого круга системы охлаждения двигателя. Поэтому теплая охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает поступать в него, из "рубашки" вокруг цилиндров, сразу после пуска двигателя. В результате "печка" должна начинать греть практически мгновенно. Даже при минусовой температуре на улице прогрев салона обычно занимает минут 7-10, а в летний период в среднем 5 минут.

В случае, если в системе охлаждения имеется воздух, он загоняется в ее самую верхнюю точку - радиатор отопителя салона, и "печка" не греет, так тосол в нее не поступает (подача заблокирована воздухом). Самостоятельно он оттуда выходит крайне редко. Поэтому, если двигатель уже прогрелся до рабочей температуры, а "печка" гонит чуть теплый воздух имеет смысл попробовать удалить эту воздушную пробку.

2. Постоянно перегревается двигатель автомобиля.

При появлении воздушных пробок в радиаторе, каналах и шлангах системы охлаждения в ней нарушается циркуляция охлаждающей жидкости, она не успевает охлаждаться набегающим потоком воздуха и встроенными штатными  средствами охлаждения, как результат, наступает перегрев двигателя. Стрелка на указателе температуры быстрее чем обычно отклоняется к 130º, начинает постоянно работать вентилятор на радиаторе и водитель периодически слышит бурление в расширительном бачке. Это кипит тосол или антифриз, что недопустимо.

Если до ремонта системы охлаждения или замены в ней ОЖ такой картины не наблюдалось, а теперь признаки появления воздушной пробки (симптомы) на лицо, то нужно как можно скорее постараться удалить воздух из системы пока не повело головку блока и не залегли (потеряли упругость) поршневые кольца.

Как удалить воздушные пробки из системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115?

1. Способ первый.

Прогреваем двигатель до рабочей температуры. Глушим. Даем постоять пять минут. Снимаем один из шлангов с дроссельного узла. Запускаем двигатель или просто прокручиваем его стартером. Как только из шланга потекла ОЖ, надеваем его обратно на штуцер.

Следует соблюдать осторожность при проведении работ, так как охлаждающая жидкость горячая и может "выстреливать" смесью воздуха и тосола (антифриза).

2. Способ второй.

Загоняем автомобиль передними колесами на уклон, чтобы нос был задран вверх и находился несколько выше кормы (см. фото в начале статьи). Пускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. Глушим. Снимаем один из шлангов идущих на дроссельный патрубок. Пускаем двигатель или прокручиваем его стартером. При появлении ОЖ из шланга надеваем его на штуцер.

Система охлаждения двигателя 2111 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115
Система охлаждения двигателя 2111 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115

Примечания и дополнения

Если соблюдать несколько нехитрых правил при замене охлаждающей жидкости, то можно избежать проблем с воздушными пробками.

- Заливку жидкости производить не спеша, небольшими порциями.

- Во время залива сжимать патрубки на радиатор и термостат, прокачивая жидкость.

- Перед заливкой ОЖ снять шланг на дроссельном патрубке (узле). Туда и будет вытесняться воздух.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Можно ли устранить "стук пальцев" в двигателе не разбирая его?

- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины

- Потекла помпа системы охлаждения двигателя, причины

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!