Рассказывает невролог Федоров Николай Максимович:
Бывают ситуации, когда человек сам понимает, что ему нужно начать пить какие-то противотревожные препараты: он не может с собой справиться, постоянно рыдает, не спит, ничего не хочет. Это все понятно. Но кроме этого есть и разные неочевидные состояния, которые, как ни странно, лечатся теми же таблетками.
Я заметил, что пациенты очень часто выстраивают у себя в голове какую-то градацию, когда якобы уже можно пить антидепрессант, а когда еще нельзя. “Раз я в окно не выхожу, значит, мне эти препараты не положены”. А между тем, например, доказано, что розацеа и псориаз – это психогенные заболевания, которые прекрасно корректируются именно с помощью антидепрессантов.
Что тут важно понимать? Антидепрессанты – это не какие-то тяжелые и специфические препараты. Это препараты по показанию. То есть, грубо говоря, если имеются проблемы с желудком - пьют креон. А если проблемы с нейрогенным зудом, дерматитом или с псориазом - амитриптилин.
Вот небольшой чек-лист состояний, при которых могут быть назначены противотревожные препараты:
- зуд по всему телу без причины
- хроническая боль больше трех месяцев, опять же - без причины. Все обследовано, все хорошо, а она не проходит
- психогенная головная боль. Возникает на фоне сильного стресса и плохо поддается лечению
- расчесывание, ковыряние кожи до корок
- повышенное давление и пульс без причины. В этом случае, как правило, кардиолог сам направляет пациента к неврологу за препаратами
- высыпания на фоне стресса
- любые нарушения сна
- повышенный аппетит, а точнее - стрессовое компульсивное переедание (только после предварительной консультации с эндокринологом)
- сниженный аппетит, нейрогенная анорексия и подобное, даже просто резкое снижение массы тела
- любые навязчивые состояния, возникающие на фоне повышенной тревожности, если они мешают жить - тот же импульсивный шопинг (при необходимости и после консультации психолога)