Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Раздражение на ошибки других

В комментариях на форуме и в темах на сайтах достаточно часто можно встретить раздражение и гневные высказывания об орфографических ошибках пользователей. Особую радость и активность вызывают ошибки в письменной речи, совершаемые психологами в смс-сообщениях, на демо-сессиях или при обсуждении различных тем. Многие пишут о том, что не могут сосредоточиться на смысле переписки, а видят только ужасные ошибки, от чего пропадает уважение к автору текста и возникает брезгливость и отторжение.

Давайте рассмотрим психологический механизм данного явления и нейропсихологические причины ошибок на письме.

Раздражение - это индивидуальная негативная эмоциональная реакция на внешние стимулы (поведение другого, ситуацию), имеющая внутренние предпосылки или внутренние установки данного человека. Раздражение мы испытываем к тому, кто находиться у нас в подчинении, кто нас слабее, стоит ниже на социальной иерархической ступеньке или находится на равной позиции. Человек, испытывающий раздражение, считает себя правым и компетентным.

Воспринимая текст с ошибками, у читателя возникает раздражение из-за возникающих трудностей при чтении, требующих дополнительных энергетических и когнитивных затрат в обработке и усвоении информации. Неудовлетворенность потребностей, несоответствие желаний и возможностей приводит к фрустрации и появлению раздражения.

Возникает обида на сделавшего ошибки как и источника стресса. Кроме того, ошибки в письменной речи воспринимаются раздраженными людьми как проявление неуважения и пренебрежения к их личности. Для человека с невысокой самооценкой и самоценностью такая ситуация является очень болезненной и травмирующей. Имея возможность безнаказанно ответить „обидчику“, критикующий позволяет себе выпустить свои негативные эмоции часто в далеко некорректной форме, проявляя явную, прямую или завуалированную под ревность к сохранению чистоты русского языка агрессию, помогающую на время автору поднять свою самооценку и значимость.

Особо тяжело переносить ошибки перфекционистам, стремящимся к высоким идеалам во всем. Несовершенство ассоциируется у них с потерей любви и заботы, как это болезненно переживалось еще в детстве.

Многие оценивают текст с ошибками как общую некомпетентность и неквалифицированность автора (в нашем случае психолога). Выстаивается следующая логическая цепочка: пишет с ошибками значит плохо учился, значит не разбирается в данном предмете, не мог освоить программу образования значит имеет низкий интеллектуальный уровень, низкий интеллектуальный уровень означает плохой специалист в принципе, плохой специалист не имеет право здесь высказываться и консультировать - я прав, точка! (Связь ошибок на письме и интеллектуальных способностей мы рассмотрим ниже)

Критика ошибок связана также с воспитанием самого критикующего, с его тактичностью и доброжелательностью к другим.

Robin M. Queen, профессор лингвистики Мичиганского университета, специализирующаяся на вопросах билингвального образования и билингвальной культуры, и Julie Boland, профессор психологии и лингвистики университета Рочестера в своей работе 2015 года „Думаю, я вам понравлюсь: исследование роли ошибок в сообщениях электронной почты в оценках потенциальных соседей по дому“ изучали реакцию читателя на типографические опечатки и грамматические ошибки и восприятие личности, написавшей сообщение. Читателей просили оценить как авторов текста, так и само сообщение по нескольким параметрам.

Исследование американский ученых показало, что разные типы ошибок в тексте одинаково сказываются на восприятие характеристик личности автора, но типографические опечатки воспринимались как механические, замечать их гораздо легче, чем грамматические ошибки, потому участники чаще их исправляли и снисходительнее относились к написавшему сообщение. Грамматические ошибки сильнее доставляли дискомфорт читающим и требовали времени и усилий на их исправление и в большей степени связывались с такими качествами авторов текста как ненадежность, недоброжелательность и неумность.

Также исследователи обнаружили, что люди, редко использовавшие электронные технологии общения, в принципе чаще негативно относятся к авторам сообщений, независимо от того, содержит ли текст большое количество ошибок или нет, а также какой именно тип ошибок был допущен. Для таких участников были характерны недоброжелательность к людям и отсутствие открытости новым контактам.

Теперь давайте рассмотрим действительно ли грамматические и типографические ошибки связаны с умственными способностями автора текста, а также нейропсихологический аспект трудностей письма, причины и механизмы, лежащие в основе, ошибок.

Многим, думаю, знакомы, трудности обучения в школе, связанные с русским языком, написания диктантов, изложений и сочинений. Современные родители стараются уже заранее научить ребенка читать и писать к моменту поступления в первый класс, но уже с начальной школы сталкиваются с большим количеством ошибок на письме у школьника, при чем даже дополнительные занятия с репетитором не помогают исправить ситуацию.

Согласно Л.С.Выговскому и теории А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга, письменная речь является более сложной и многоуровневой функцией. Письменная речь, в функциональную систему которой входят многие операции и звенья, по словам Л.С.Выготского, „разговор с чистым листом бумаги“.

Нам нужен энергетический тонус головного мозга, чтобы удержать ручку в руке, концентрировать свое внимание и планировать свою деятельность, нам нужна серийно организация движения, чтобы соединить кружочки и крючочки между собой, переводить от одной букву к другой, плавно их соединяя в слово. Пишущему нужна кинестетическая обработка информации, как мы сложим пальцы, чтобы взять ручку, какую обратную связь мы получим смещая руку в нужном направлении письма, как расположится наш язык и губы при произнесении звуков, которые мы часто внутренние проговариваем во время письма. Конечно, нам нужны переработка слуховой информации, чтобы перекодировать фонемы в графемы, и переработка зрительной информации, чтобы воспринять знаки. Многие не задумываются о том, что нам нужно произвести анализ зрительно-пространственной информации, чтобы поставить точку в нужном месте листа и удержать строку. Чтобы создать текст его нужно спланировать, иметь замысел, следовать целостности и последовательности повествования, соответствовать ситуативному контексту.

Нейропсихологический подход к пониманию трудностей письменной речи требует, конечно, отдельного рассмотрения. В данной статье я лишь хочу привести несколько примеров ошибок и сложности каких функций лежат в их основе.

Когда у ребенка или взрослого имеются трудности звукопроизношения и звуковосприятия, пишущий делает ошибки слухового выбора, путает глухие и звонкие, мягкие и твердые, близкие по произношению звуки. На письме это выглядит следующим образом: тепло-депло, попадались-пободались или вместо стараюсь спараюсь. Человек с такими ложностями может путать близкие по написанию буквы, например, лиса-луса, хамство-жамство.

Пропуск гласных звуков в слове и нарушение порядка букв в словах, ошибки в словарных словах связаны со недостаточной развитостью переработки зрительно-пространственной информации, которые относят к синдрому слабости правополушарных функций головного мозга.

Ошибки типа персевераций (инертных повторений - психолог-психололог), антиципаций (предвосхищение - на работе-ра работе), контаминаций (слияния - также жаждет-такжеждет), пропуск согласных, при знании правил правописания неупотребление их на письме, орфографические ошибки связаны с слабостью, так называемого, блока программирования и контроля произвольных действий.

Чем больше мы устаем, не выспались, плохо себя чувствуем, страдаем от многозадачности, тем больше ошибок мы совершаем, потому что наш энергетический блог (I.ФБ по Лурии) тесно взаимодействует с управляющими функциями (префронтальные отделы ГМ).

Таким образом, ошибки на письме не означают низкий интеллектуальный уровень написавшего текст, они только говорят, что у человека есть определенные трудности, связанные с функционированием определенных отделов головного мозга и некоторыми слабостями высших психических функций. А раздражение на ошибки вызвано личностными особенностями и восприятием критикующего как себя, так и окружающий мир.

Берегите себя и своих близких!

Запись на консультацию в телеграмм @Anna Stollenwerk

С уважением,

Анна Штолленверк

Запись на консультацию в телеграмм @Anna Stollenwerk

Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru