Вот Марфа Васильевна. У неё проблемы с самооценкой. Самооценка у Марфы Васильевны очень низкая. Надо бы поднять-починить.
На самом деле любые высказывания о самооценке, слишком низкой, завышенной или ещё какой-то, хорошо бы сопровождать уточнением о контексте. Самооценка у тебя низкая в чём? В вязании свитеров, в собирании стеллажей, в создании самолётиков из бумаги, в длине носа, ширине талии, в вождении авто или в чём-то ещё?
Например, Марфа Васильевна уточнить не может. «Во всём. У меня самооценка низкая. Во всём я хуже всех», — печально вздыхает Марфа Васильевна.
Если самооценка низкая во всём, неплохо бы уточнить, реально ли попробовал и опробовано всё. И выбирать-таки что-то одно. Важное. Потому что не может быть одинаково важно и табуретки делать хорошо, и трансатлантические перелёты совершать, и рыбу готовить, и с аквалангом нырять, и на одной ноге стоять, и в высоту прыгать.
Если появляются некие «все», опять же неплохо бы уточняться. Точно ли ты со всеми людьми на планете сравнил? А по всем ли параметрам? (Если да, то, как минимум, в моих глазах ты круче, как минимум, одной меня, потому что лично мне не под силу провести настолько масштабный сравнительный анализ).
Если уйти от обобщений и попытаться смотреть честно, в результате появятся более внятные очертания того, что человек подразумевает под низкой самооценкой.
Например, Марфа Васильевна может прийти, что у неё низкая самооценка в вышивании крестиком. Ощущает себя хуже всех на местном форуме вышивальщиц. С такой формулировкой уже можно работать.
Начать неплохо бы с ревизии своих навыков. Вполне возможно, что Марфа Васильевна, а правда, не слишком хорошо вышивает. Возможно, она даже очень плоха в крестиках — нитки то путаются, то рвутся, вся изнанка в узлах, вся канва в сборках, в складках, где-то ткань вокруг крестика волнами расходится, а где-то крестик больше похож на две петли. Такое же бывает. И в этом случае Марфе Васильевне неплохо бы работать не над самооценкой, а над своими навыками. Ну, это если ей все эти крестики реально важны и интересны.
Пытаться повышать самооценку в том, в чём человек реально плох, — бесполезное, а иногда вредное и даже опасное дело. Не так страшно, когда речь идёт о вышивании крестиком, хуже когда речь об управлении внедорожником или проведении операций на открытом сердце.
Есть вероятность, что Марфа Васильевна в какой-то момент столкнётся с тем, что крестики для неё слишком сложны. Так бывает, что желаемый результат требует слишком больших затрат и слишком отложен во времени. С этим непросто смириться, но в контексте самооценки неплохо бы вспомнить о том, что далеко не во всём Марфа Васильевна плоха.
Впрочем, Марфа Васильевна может и делать успехи в освоении крестиков. Тогда в какой-то момент станет очевидно, что последние работы в разы лучше первых. В этом месте неплохо бы вспомнить о самооценке. При этом шкалу желательно выбирать не пятибалльную, чтобы реально была наглядна разница: в начале работы были такими, а сейчас они такие, увеличилась скорость, улучшилось качество... Таким образом по мере развития навыка самооценка в этом навыке должна подрастать.
Если самооценка не растёт, возможно, Марфе Васильевне страшно. Это нормальная история: сначала человек был в одном размере, а затем подрос, обнаружить себя в новом размере мало, нужно ещё привыкнуть и научиться в нём жить, даже если новый размер несёт преимущества, жить в нём может быть непривычно и страшно. Защитной реакцией в данном случае может быть обесценивание — непризнание своего нового настоящего размера.
Но возможен и другой вариант: Марфа Васильевна выросла в вышивании крестиком, но этот рост недостаточен для каких-то целей, не такой быстрый и эффектный, как хотелось бы, не вывел на один уровень с мастодонтами на поле вышивки крестом. Так бывает. Человек, вроде как, растёт, но всё ещё остаётся далёк от цели. В этом случае приходится сталкиваться с тем, что цель, действительно, далека и требует существенных затрат. Вероятно, в этот момент выяснится, что цель недостижима, что нет столько времени и ресурсов, что их эффективнее вложить в другое. Ну, или выяснится, что другие всегда будут на много шагов впереди, и никогда их не догонишь, хоть из кожи вон лезь. Это место для горевания о невозможном, об утраченных мечтах и иллюзиях. Неприятное место. В нём возникает соблазн себя обесценить, объявить недостаточно хорошим, старающимся ещё каким-то недостаточным, ведь если дело в твоей недостаточности, в плохом старании, сохраняется иллюзия однажды стать другим, однажды хорошенько постараться. Так навык, который, всё-таки есть, сводится к нулю.
На фоне слишком большой цели легко ощутить себя слишком маленьким.
Если же у Марфы Васильевны нет сверхцелей и таких же амбиций, возможно, дело просто в том, что она себя не с теми сравнивает. Так начинающий любитель на форуме крутых профи едва ли сможет воспринимать себя не сверхмаленьким, а в реальном своём размере. Это нормально — на фоне очень больших объектов, мы видим всё остальное меньшим, чем оно реально является, равно как и наоборот: на фоне совсем крошечных объектов мы всё остальное воспринимаем большим, чем оно есть в реальности.
Что делать, если загвоздка именно в том, с кем идёт сравнение? Поискать тех, кто ближе по размеру. Как это делать? Через сравнение себя с другими. Искать сходства и различия.
Очень помогает в определении своего размера обратная связь. Марфе Васильевне неплохо бы периодически слышать, как тех, кто ничего не смыслит в крестиках, так и тех, кто в теме, причём как тех, кто обладает по мнению Марфы Васильевны менее развитыми навыками, так и равных и обладающих большим профессионализмом.
Таким образом вопрос о самооценки практически всегда сводится к тому, чтобы определиться, что именно и зачем оценивается, с кем и по каким шкалам сравнивается, и к нахождению своего размера. К ответу на вопрос, каков я. Чем подробнее ответ, тем легче ориентироваться и приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам. Если получится себя подробно и честно описать, оценки не потребуются. Аналогично и с уверенностью и неуверенностью в себе.