Сколько оригинальных сюжетов есть в мировой литературе? Одни считают, что 36, другие — 20. Борхес вообще говорил, что сюжетов всего-то четыре. Но даже на четырех условных сюжетах современная литература выглядит еще не совсем вторичной.
А сколько сюжетов есть в современном кино? Если столько же, мы вправе ждать не меньшей оригинальности, чем в литературе. Но в последнее время возникает подозрение, что все сценаристы в мире закончились. Или уволены. Или организовали бессрочную забастовку. Как иначе объяснить унылое однообразие и вторичность даже у великих, но увы, стареющих режиссеров. Сюжет? Арка персонажа? Рефлексия? Не смешите…
Вместо попытки глубокого осмысления пороков общества, которые якобы пытаются бичевать в фильме, о котором я сейчас расскажу, - назойливая дидактичность и уровень суждения и рефлексии как у рыбки. И конечно, главный бич современного кинематографа — восхитительно унылая вторичность.
Например: некрасивый, скучноватый, пресноватый молодой человек из небогатой семьи мечтает о шикарной жизни. Случайно он знакомится с юношей из высших кругов — неотразимым красавчиком и плейбоем, богатым, избалованным наследником огромного состояния. Красавчик проникается доверием к простаку, и приглашает его вместе весело провести лето.
Бедняк изо всех сил старается оправдать интерес нового друга, пытается ему подражать, повторять за ним. И незаметно для себя проникается любовью к нему, попадает в нездоровую эмоциональную зависимость.
Но увы, капризный богатей вскоре начинает тяготиться этим приятельством — пресный парнишка остается лишь собой, утрачен эффект новизны, с ним уже неинтересно. Простак горько страдает, тяжело переживает охлаждение товарища. Вскоре между ними состоится тяжелый разговор c разрывом отношений. В порыве гнева и отчаяния простак убивает друга. Потом примеряет на себя его жизнь. Ну, а затем упоенно убирает свидетелей.
Знакомо? Ну конечно, все смотрели прекрасный триллер Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли». Напряженный сюжет, тонкий психологизм, звездный кастинг.
Но нет. Я говорю об американском фильме 2023 года «Солтберн» режиссера Эмиральд Феннел. Только мистер Рипли теперь называется Оливером, Дики стал Феликсом, а функции невесты Дики Мардж отданы сестре Феликса по имени Венеция. Место действия перенесено из Италии в английское поместье.
Лента позиционируется, как черная комедия и одновременно психологическая драма. Элементами черной комедии, наверное, можно назвать вылизывание и обсасывание главным героем стока ванны, в которой мастурбировал, а затем эякулировал предмет его страсти, и коитус того же героя со свежей землей на могиле убитого друга.
#виттель #интервью #кино #культура #россия #современность #общество
Хотя, возможно, я ошибаюсь, и это как раз признаки психологической драмы. Вообще, картина отличается навязчивым натурализмом и даже физиологизмом, способным вызвать тошноту даже у самого искушенного любителя порно. Невозможно предугадать, что же еще вызовет сексуальные желания героя, и каким образом он реализует свою страсть. Доверие окружающих его богачей Оливер тоже зарабатывает путем жутковатых сексуальных манипуляций.
Ну, нет у него таланта мистера Рипли, не умеет он быть тонким психологом. В целом же, как говорится, — найдите десять отличий. Трудно сказать, чем объясняется такое калькирование знаменитого фильма. Самое удивительное: фильм заработал еще и несколько наград, и собрал отличную кассу. То есть, видимо, остальные новинки еще хуже.