Найти в Дзене
Планета Сибирь

«Деньги предлагаем, но их никто не берет, как нам выбраться отсюда?» Как мы помогали иностранцам, оказавшимся в непролазной тайге

Оглавление

Продолжение. Начало тут

Таежная дорога. Фото Бориса Слепнева
Таежная дорога. Фото Бориса Слепнева

Перебрав возможные варианты, посоветовал идти к метеорологам. В деревне много лет работает интернациональная семья: Роза родом из Киргизии, ее муж Александр – с Украины, но много лет живут в Сибири, и, как шутят местные, мечтают, чтобы дети числились тунгусами. Метеорологам завозят на год продукты – крупы, сахар, консервы, муку. К тому же Роза с Александром разбили приличный огород, наладили теплицы, короче, не голодают. Моих немцев сибиряки встретили радушно, как и полагается в наших краях, кормили-поили, пока те снимали. К тому же, у почтальона захромал конь, и он решил пару дней переждать, потому что дальше начиналась самая тяжелая часть дороги.

До конечной точки три дня пути. Фото Бориса Слепнева
До конечной точки три дня пути. Фото Бориса Слепнева

Беда, как известно, не ходит в одиночку, звонок:

– Борис, мы потеряли спутниковый телефон, найти не можем. Что делать?

– А откуда звоните?

– Взяли трубку у проводников.

Что я мог посоветовать, находясь за 300 с лишним километров? Искать. В деревне всего несколько жилых домов, между которыми где-то в траве покоился арендованный мною телефон. Хотелось одного, чтобы трубка лежала не в воде между кочками, а где-то в сухом месте.

Тырка расположена на середине пути. Фото Бориса Слепнева
Тырка расположена на середине пути. Фото Бориса Слепнева

Ожидая, пока заживет нога у коня, группа снимала сценки из деревенской жизни. Основной удар принял на себя Сергей, показавший трубу-манок для охоты «на реву». Гости уговаривали немедленно сходить мужчину в лес, чтобы снять рогатого красавца. Все аргументы, что выманить изюбря сейчас почти невозможно, сезон. Что звери делают ЭТО исключительно для продолжения рода, предварительно выиграв брачный турнир, а не когда вздумается, разбивались о железный аргумент путешественников «нам некогда, мы итак выбились из графика».

Утро. Туман
Утро. Туман

–А если встретим медведя, вы не убивайте его, – наставляли приезжие охотника, – Наши зрители не приемлют сцен насилия. Вы сымитируйте борьбу и отпустите. «Сымитируйте борьбу и отпустите медведя», однако. Участвовать в придуманном шоу сибиряк отказался даже за деньги. Кстати, ему предложили евро, которые он никогда не видел. В деревне котируется только натуральный обмен, потому что магазин закрыли лет тридцать назад.

Местный охотник Сергей. Фото Бориса Слепнева
Местный охотник Сергей. Фото Бориса Слепнева

Рассчитаться валютой группа собиралась и на конечной точке маршрута, когда осталась без проводника и вездехода. Их гости отпустили, когда добрались до Чинонги. Не знаю, какие доводы они при этом использовали, но мужики уехали в райцентр, забрав, соответственно, свои «спутники». Хорошо, в деревне работает таксофон – единственный канал, связывающий таежные поселки с Большой землей.

В глуши нет интернета, поэтому жители  читают журналы и газеты. Фото Бориса Слепнева
В глуши нет интернета, поэтому жители читают журналы и газеты. Фото Бориса Слепнева

Очередной звонок:

– Мы отпустили вездеход, что нам теперь делать?

– Зачем? Кто вас оттуда будет доставать?

– Мы решили возвращаться другим путем, по реке через поселок Карам, помнится, ты говорил, что так можно.

Тут я осознал, что совершил еще одну ошибку, на стадии переговоров упомянув, что, как вариант, можно вернуться в райцентр, сплавившись по реке до Карама. На лодке вниз по течению можно дойти часа за четыре. Правда, есть много «если». Если мужики - в деревне, у них есть топливо (его завозят по зимнику), и еще, что немаловажно, трезвые.

Заготовка рыбы на зиму. Фото Бориса Слепнева
Заготовка рыбы на зиму. Фото Бориса Слепнева

Валюта ожидаемо на жителей таежной деревни не произвела никакого эффекта, тут и рубли почти бесполезная вещь. Вот, покажи гости вместо бумажек канистру со спиртом – другое дело. Тогда топливо слили бы со всех бачков, вскрыли заначки и умчали наперегонки. Очередной звонок все с тем же вопросом: «Что нам делать?» Полагаю, окажись я, (мы) в такой ситуации, где-то там у них, за кордоном, то никто бы и с места не сдвинулся. Нет договора – нет проблем. Вернее, есть, но не наши. Никто никому ничего не должен. Но в Сибири так не принято. В общем, из всех вариантов посоветовал обратиться к Владимиру Сафонову, он много лет совсем не пьет, имеет хорошую лодку, в общем, мужик надежный. На счастье, он оказался дома и согласился отвезти до Карама, с условием, что там заправят его лодку на обратный путь.

Чинонга - конечная точка маршрута  почтальона. Фото Бориса Слепнева
Чинонга - конечная точка маршрута почтальона. Фото Бориса Слепнева

Вишенкой на торте можно было считать еще один звонок из Чинонги по таксофону: «Борис, спасибо, все получилось! Забронируй три одноместных номера в Караме..» Дальше - короткие гудки. Хотелось уже орать, возможно, матом, потому что в Караме никогда не было даже захудалой гостиницы! Пришлось искать телефон главы поселка: «Помогите, пожалуйста! К вечеру причалит лодка с группой немецкого телевидения, им переночевать негде. Найдите, пожалуйста, три уголка у одиноких бабушек…»

Глава на удивление не послал меня, вероятно, подобные просьбы ему уже поступали. Попутно выяснилось, что из Карама в Качуг, откуда стартовала вся экспедиция, можно доехать на маршрутке, которую следует поджидать на трассе в … 70 километрах от поселка, в Карам микроавтобус не заезжает. А чтобы маршрутка остановилась, надо записаться заранее… Чудо случилось, глава сам записал гостей на маршрутку. Тишина.

Возвращение из тайги. Отдых перед заключительным  отрезком. Фото Константина Куликова
Возвращение из тайги. Отдых перед заключительным отрезком. Фото Константина Куликова

Спустя несколько дней раздался очередной звонок, но уже с сотового телефона.

– Что опять случилось?

–Ничего, мы улетаем, спасибо за все. Зимой планируем приехать, поможешь?

Не получилось. Началась спецоперация.

P.S. Спутниковый телефон нашелся спустя четыре дня после отлета группы. Трубка оказалась погребенной под слоем чешуи и рыбьих потрохов. Вероятно, телефон выпал, когда группа снимала процесс засолки рыбы «с душком». Реанимировать «спутник» удалось только после замены дисплея. Удалось посмотреть черновой вариант фильма - он получился, сняли объективно круто.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"