Знаменитый почтальон Андриян Хромов ушел на пенсию. Мой первый репортаж о нем под названием «Таежный почтальон, или Последний ямщик губернии» был опубликован десять лет назад, с него, кстати, началось и покорение Дзена. Поход в тайгу занял тогда восемь дней, порядка 100 километров прошлось пройти пешком. Как только материал попал в Сеть, появились заказы от разных издания. Пришлось еще несколько раз пройти по маршруту в разное время года. Репортеры самых разных изданий и телекомпаний зачастили к Хромову, а я занял должность его «пресс-секретаря». Коллеги звонили, спрашивали, как до него добраться и т.д. Сам Андриян не всегда бывает на связи.
Особо запомнилась группа одной немецкой телекомпании. Сначала несколько месяцев они одолевали меня по ватсапу, кажется, я рассказал им все, что знал, и не один раз. В итоге они решили прилететь в Сибирь, уговорив помочь им на первоначальном этапе, выступить своего рода линейным продюсером. В сентябре группа прибыла в Иркутск, я отвез их в Качуг, где, собственно, живет почтальон Хромов.
Перед прилетом немецкие коллеги попросили найти спутниковый телефон.
Я, наивный сибирский юноша, одолжил трубку у товарища, и это была одна из моих ошибок.
Просто позвонил и решил вопрос за одну минуту, или меньше: «Стас, привет, «спутник» не одолжишь дней на десять?». «Привет. Бери, какой разговор». Чисто по-русски, на доверии. Уверен, многие из вас поступили точно также.
Взяв телефон, купил соответствующую симку, чтобы режиссер могла связаться с Германией.
Теперь знаю: все, что касается деловых отношений с разного рода группами, особенно с иностранными, необходимо все действия прописывать в договоре. Иметь на каждый шаг кассовый и товарный чек, страховку – все должно быть по букве закона.
– Из вас кто-нибудь умеет готовить? - обычный вопрос за пару дней до выхода в тайгу, кажется, ввел гостей в ступор.
– В каком смысле? - услышал в ответ.
– В прямом. Вы думаете, что почтальон вас всех будет кормить? У него нет для этого ресурсов. Таежным чаем, конечно, напоит. Угостит рыбой, если поймает, но не больше.
Бытовая ситуация поставила гостей в тупик. Пришлось спешно закупать продукты, а потом разложить по коробкам «Завтрак», «Обед», «Ужин».
Дня за два до старта спросил на всякий случай: «Может, я с вами пойду? Дорогу хорошо знаю, с местными решу бытовые вопросы, между делом буду готовить». Хорошо знаю, что даже наличие вездехода не всегда гарантирует успех, поэтому и предложил помощь.
Немцы взяли паузу, потом сказали, что справятся сами. Полагаю, пожалели денег, вероятно, полагая, что и так много отдали за технику. Они арендовали вездеход, трейлер для доставки гусеничной машины в тайгу, уазик с группой сопровождения.
Ну сами - так сами.
Нанятые мужики загнали на трейлер вездеход, он должен был взять съемочную группу на борт уже в тайге, и тягач ушел к месту назначения. Группа в полном составе загрузилась в новенький уазик, в салоне которого сидело несколько человек, в том числе два водителя вездехода. По инструкции, в одиночку водить машину нельзя. В лесу может сорвать гусеницу, случиться другие проблемы, решать которые пассажиры не должны и не обязаны.
Договорились, что почтальон на своем уазике поедет следом. В Большом Улуне, как обычно, пересядет на коня, и, тогда, собственно, начнутся полноценные съемки. Посадив и привязав в салоне двух охотничьих лаек, Андриян тронулся от родных ворот, а потом свернул на соседнюю улицу, чтобы забрать бандероль, и встал. Уазик, на минуточку, 80-года выпуска, заглох и отказался заводиться. Совсем. Местные кулибины помочь не смогли, лишь сделали вывод, что скорее всего – это короткое замыкание, поэтому надо смотреть всю проводку.
Тем временем, ТВ-группа на арендованном новеньком уазике скрылась за горизонтом. Асфальт закончился, сотовая связь перестала работать. Держась на ухабах за сиденья, гости ничего не подозревая, любовались сибирскими пейзажами. Хорошо, что мужики, которые выступали проводниками, остановились возле шаман - дерева, где охотники, и все, кто идет в тайгу, в обязательном порядке задабривают лесных духов. Немцы было взбунтовались, увидев алкоголь, но потом смирились, наблюдая обряд со стороны. Гостям пояснили, что у этого дерева они и условились дождаться Андриана, а его все не было. Часа через полтора закрались первые сомнения, что машина почтальона могла просто сломаться.
Тогда им первый раз понадобился «спутник». К слову, таких трубок у группы было несколько. Мрачные прогнозы подтвердились – Хромов не выехал даже из села, сломалась машина. Мужики хоть и не хотели возвращаться, считая это плохой приметой, но делать нечего, пришлось повернуть.
Незапланированная сцена «ремонт уазика» затянулась до вечера, и только к ночи группа повторно двинулась по намеченному маршруту.
Следующим утром в Большом Улуне Андриан загрузил газеты, журналы, бандероли на коня, и двинулся по своей дороге, намереваясь сократить отставание от графика. Обычно он старается добраться до точки ночевки в светлое время суток. Тогда меньше риск посадить коня в болото, что, к сожалению, бывало не раз. Тащить коня из болота - весьма сомнительное удовольствие. Испытал это на собственной шкуре, и не один раз.
Но теперь его тормозила уже съемочная группа. Мало того, что они отказались садиться на вездеход, намереваясь весь маршрут пройти пешком, так еще постоянно разворачивали почтальона, снимая крупные, средние планы. В итоге, обычная сцена, где почтальон поит коня, затягивалась на полчаса, хотя обычно эта процедура занимает пять минут от силы. Группа сопровождения на вездеходе двигалась примерно в полукилометре позади, чтобы не было слышно гула двигателя, и случайно не попасть в кадр. К исходу первого дня пешего похода группа настолько вымоталась, что вечером никто не позаботился о сохранности продуктов. Коробки выгрузили из уазика, чтобы перетащить на борт в вездеход, но благополучно оставили на улице, чем воспользовались собаки. Учуяв запах колбасы, сыра, они принялись пировать. Все что не съели, перемесили, оставив группу голодной.
Звонок со спутникового телефона раздался рано утром: «Борис, собаки съели все продукты, ну, почти все. Что делать?». Хороший вопрос, если учесть, что до ближайшего магазина более ста километров, половина из которых, болота и гарь.
Я еще не знал, что это только начало приключений моих новых знакомых. Чем закончился их поход в тайгу - читайте уже завтра.