Найти тему
Учитель сегодня

Как помочь ребенку лучше усваивать информацию? Нейропсихологические советы для учителей

Мозг – один из главных органов нервной системы организма человека. То, как устроен этот орган, как он функционирует и как влияет на психику человека, изучает наука нейропсихология. Знать особенности работы головного мозга полезно каждому человеку, а особенно учителям, считает кандидат педагогических наук, преподаватель Набережночелнинского педуниверситета Аэлита Сафина. По её словам, эти знания облегчают процесс обучения как для учащихся, так и для учителей.

Аэлита Сафина
Аэлита Сафина

Педагог предлагает рассмотреть нейропсихологические аспекты теории обучения: типы темпераментов, восприятия, а также данные о ведущих полушария головного мозга.

Как темперамент влияет на учебу?

Темперамент – это вид высшей нервной деятельности, именно он определяет реакцию человека. Он не зависит от воспитания или других факторов, человек наделяется им ещё в утробе матери. Существует 4 типа темперамента, однако нет чистого вида, всегда будет присутствовать 2 типа.

Сангвиник – сочетание силы, уравновешенности и подвижности высшей нервной деятельности, сильный, уравновешенный, подвижный, живой, быстрая реакция. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легче переживает неудачи.

Холерик – сочетание силы, неуравновешенности высшей нервной деятельности (безудержный тип), сильный, неуравновешенный, подвижный, быстрая реакция. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.

Флегматик – сочетание силы, уравновешенности и инертности высшей нервной деятельности, сильный, уравновешенный, подвижный, инертный, медленная реакция. Человек с флегматическим темпераментом плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью.

Меланхолик – слабость высшей нервной деятельности, слабый, неуравновешенный, инертный, медленная реакция. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, однако обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят начатое до конца.

Эскиз статуй XVII века, изображающих разные виды темпераменты, автор Шарль Лебрён
Эскиз статуй XVII века, изображающих разные виды темпераменты, автор Шарль Лебрён

Как учителю определить темперамент каждого из учеников? Это можно сделать, понаблюдав за работой школьников во время урока. К примеру, ребёнок-холерик отвечает на вопрос учителя быстро, флегматик – долго. Зная темперамент каждого ученика, учитель легче находит к ним подход, что облегчает процесс обучения, он становится более осознанным, продуктивным.

О тайне двух полушарий

Полушария головного мозга отвечают за множество разнообразных функций в организме человека. В том числе это функции, которые относятся к высшей психической деятельности ― мышлению, памяти.

За абстрактное мышление отвечает левое полушарие, за творческое - правое. В организме, в теле, всё так построено, что всё происходит синхронно. Просто одно полушарие может доминировать. Всё распределяется равномерно. Когда учитель работает с детками, должен знать, что оказывается место в классе выбирают не просто так.

Если доминирует левое полушарие, ребенок нуждается в тишине, он чаще использует логику, легко обнаруживает орфографические ошибки, анализирует информацию от части к целому, легче воспринимает информацию в знаковой форме. Для него предпочтительны тёмная доска, белый мел. Ему будет удобно сидеть в левом ряду кабинета таким образом, чтобы доска находилась в правой рабочей полусфере.

Правополушарный ученик предпочитает наличие музыкального фона, использует интуицию, не обращает внимание на отдельные информационные элементы, анализирует от целого к частному, легче воспринимает информацию в образной форме. Предпочтительны светлая доска, чёрный маркер. Чаще школьник выбирает парту в правом ряду кабинета, чтобы доска находилась в левой рабочей полусфере.

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска. 1510—1511
Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска. 1510—1511

Как определить доминирующее полушарие?

Учитель может выполнить эту работу со всем классом. Для этого нужно 2 листа бумаги для каждого из учеников. На одном необходимо будет записывать результаты, а второй понадобится для выполнения некоторых пунктов. После прохождения каждого задания отмечайте результат, записывая его на бумаге. На весь тест уйдет не более 7 минут.

Тест:

1. Переплетение пальцев

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки - букву «Л».

Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

2. Проба Розенбаха

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».

4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».

5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».

6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».

7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой — букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

9. Окружность
Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».

Посчитайте количество букв «Л» и впишите это число в левую верхнюю часть формулы. Посчитайте буквы «П» и впишите число в правую часть формулы.

Из количества левополушарных реакций вычитаем количество правополушарных реакций, делим на 11 и переводим в проценты.

Затем подсчитайте результат:

Больше 30 % — полное доминирование левого полушария.

От 10 % до 30 % — неполное доминирование левого полушария.

От −10 % до +10 % — неполное доминирование правого полушария.

Больше −10 % — полное доминирование правого полушария.

-4

Визуал, аудиал, кинестетик или дигитал: как учить детей с разными типами восприятий?

Немаловажную роль в процессе обучения играет и тип восприятия. У каждого человека своя доминирующая модальность получения восприятия: визуальная, аудиальная, телесная и дигитальная. У каждого типа есть свой преобладающий стиль обучения.

Визуалы воспринимают мир через глаза. Ученик с таким типом восприятия будет лучше усваивать информацию читая книгу, ярко воображая происходящее в повествовании. Он будет лучше запоминать материал не через сухой текст, а через изображения, графику и иллюстрации.

Аудиалы воспринимают информацию через слух. Такой ученик быстрее усваивает информацию через повествование учителя, а не через учебники. Ему также подойдёт формат аудиокниг и подкастов.

Кинестетик усваивает информацию через прикосновения. Такому ученику важен тактильный контакт. Например, он будет вертеть ручку, пока что-то читает. Ему также будет сложно усидеть на месте во время урока.

Дигиталы усваивают и осмысливают информацию через логику. Такой ученик будет систематизировать школьный материал. Для него характерен поиск сильных и слабых сторон. Ученик с таким типом восприятия будет больше думать над вопросом учителя, а не стремиться быстрее ответить первое что придёт в голову.

В работе с учащимися педагогу важно понимать какой тип темперамента, восприятия имеет каждый из его учеников, а также какое из полушарий является доминирующем. Учитывая все эти факторы, учитель не только поможет обучающимся лучше усваивать информацию, но и сделает свою работу намного эффективнее.