Мозг – один из главных органов нервной системы организма человека. То, как устроен этот орган, как он функционирует и как влияет на психику человека, изучает наука нейропсихология. Знать особенности работы головного мозга полезно каждому человеку, а особенно учителям, считает кандидат педагогических наук, преподаватель Набережночелнинского педуниверситета Аэлита Сафина. По её словам, эти знания облегчают процесс обучения как для учащихся, так и для учителей.
Педагог предлагает рассмотреть нейропсихологические аспекты теории обучения: типы темпераментов, восприятия, а также данные о ведущих полушария головного мозга.
Как темперамент влияет на учебу?
Темперамент – это вид высшей нервной деятельности, именно он определяет реакцию человека. Он не зависит от воспитания или других факторов, человек наделяется им ещё в утробе матери. Существует 4 типа темперамента, однако нет чистого вида, всегда будет присутствовать 2 типа.
Сангвиник – сочетание силы, уравновешенности и подвижности высшей нервной деятельности, сильный, уравновешенный, подвижный, живой, быстрая реакция. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легче переживает неудачи.
Холерик – сочетание силы, неуравновешенности высшей нервной деятельности (безудержный тип), сильный, неуравновешенный, подвижный, быстрая реакция. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.
Флегматик – сочетание силы, уравновешенности и инертности высшей нервной деятельности, сильный, уравновешенный, подвижный, инертный, медленная реакция. Человек с флегматическим темпераментом плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью.
Меланхолик – слабость высшей нервной деятельности, слабый, неуравновешенный, инертный, медленная реакция. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, однако обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят начатое до конца.
Как учителю определить темперамент каждого из учеников? Это можно сделать, понаблюдав за работой школьников во время урока. К примеру, ребёнок-холерик отвечает на вопрос учителя быстро, флегматик – долго. Зная темперамент каждого ученика, учитель легче находит к ним подход, что облегчает процесс обучения, он становится более осознанным, продуктивным.
О тайне двух полушарий
Полушария головного мозга отвечают за множество разнообразных функций в организме человека. В том числе это функции, которые относятся к высшей психической деятельности ― мышлению, памяти.
За абстрактное мышление отвечает левое полушарие, за творческое - правое. В организме, в теле, всё так построено, что всё происходит синхронно. Просто одно полушарие может доминировать. Всё распределяется равномерно. Когда учитель работает с детками, должен знать, что оказывается место в классе выбирают не просто так.
Если доминирует левое полушарие, ребенок нуждается в тишине, он чаще использует логику, легко обнаруживает орфографические ошибки, анализирует информацию от части к целому, легче воспринимает информацию в знаковой форме. Для него предпочтительны тёмная доска, белый мел. Ему будет удобно сидеть в левом ряду кабинета таким образом, чтобы доска находилась в правой рабочей полусфере.
Правополушарный ученик предпочитает наличие музыкального фона, использует интуицию, не обращает внимание на отдельные информационные элементы, анализирует от целого к частному, легче воспринимает информацию в образной форме. Предпочтительны светлая доска, чёрный маркер. Чаще школьник выбирает парту в правом ряду кабинета, чтобы доска находилась в левой рабочей полусфере.
Как определить доминирующее полушарие?
Учитель может выполнить эту работу со всем классом. Для этого нужно 2 листа бумаги для каждого из учеников. На одном необходимо будет записывать результаты, а второй понадобится для выполнения некоторых пунктов. После прохождения каждого задания отмечайте результат, записывая его на бумаге. На весь тест уйдет не более 7 минут.
Тест:
1. Переплетение пальцев
Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?
Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки - букву «Л».
Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.
2. Проба Розенбаха
Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?
Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого — «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».
3. Поза Наполеона
Встаньте и скрестите руки на груди. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».
4. Аплодисменты
Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.
Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л».
5. Положите ногу на ногу
Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».
6. Подмигните
Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».
7. Вращение
Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки — «Л», по часовой — «П».
8. Штрихи
Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая, нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?
Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой — букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».
9. Окружность
Любой рукой нарисуйте окружность и завершите ее стрелкой. Если линия идет против часовой стрелки — поставьте «Л», по часовой — «П».
Посчитайте количество букв «Л» и впишите это число в левую верхнюю часть формулы. Посчитайте буквы «П» и впишите число в правую часть формулы.
Из количества левополушарных реакций вычитаем количество правополушарных реакций, делим на 11 и переводим в проценты.
Затем подсчитайте результат:
Больше 30 % — полное доминирование левого полушария.
От 10 % до 30 % — неполное доминирование левого полушария.
От −10 % до +10 % — неполное доминирование правого полушария.
Больше −10 % — полное доминирование правого полушария.
Визуал, аудиал, кинестетик или дигитал: как учить детей с разными типами восприятий?
Немаловажную роль в процессе обучения играет и тип восприятия. У каждого человека своя доминирующая модальность получения восприятия: визуальная, аудиальная, телесная и дигитальная. У каждого типа есть свой преобладающий стиль обучения.
Визуалы воспринимают мир через глаза. Ученик с таким типом восприятия будет лучше усваивать информацию читая книгу, ярко воображая происходящее в повествовании. Он будет лучше запоминать материал не через сухой текст, а через изображения, графику и иллюстрации.
Аудиалы воспринимают информацию через слух. Такой ученик быстрее усваивает информацию через повествование учителя, а не через учебники. Ему также подойдёт формат аудиокниг и подкастов.
Кинестетик усваивает информацию через прикосновения. Такому ученику важен тактильный контакт. Например, он будет вертеть ручку, пока что-то читает. Ему также будет сложно усидеть на месте во время урока.
Дигиталы усваивают и осмысливают информацию через логику. Такой ученик будет систематизировать школьный материал. Для него характерен поиск сильных и слабых сторон. Ученик с таким типом восприятия будет больше думать над вопросом учителя, а не стремиться быстрее ответить первое что придёт в голову.
В работе с учащимися педагогу важно понимать какой тип темперамента, восприятия имеет каждый из его учеников, а также какое из полушарий является доминирующем. Учитывая все эти факторы, учитель не только поможет обучающимся лучше усваивать информацию, но и сделает свою работу намного эффективнее.