Найти в Дзене

Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии. Часть 2

Оглавление
Авторы статьи: Дмитрий Викторович Ковпак, Алексей Юрьевич Ежиков

Аннотация

В когнитивно-поведенческом подходе отсутствует общепринятый концептуальный и методологический аппарат, позволяющий релевантно предлагать клиентам коучинг, консультирование или психотерапию, что увеличивает риски ухудшения состояния клиента, либо отсутствия прогресса.

Статья описывает модель концептуально-методологического базиса системного когнитивно-поведенческого коучинга (КПК-С), предназначенного для решения этой проблемы. Модель включает в себя определение коучинга, концепцию режимов специалиста, принципы и модели концептуализации случая, а также модель структурирования процесса коучинга.

Ключевые слова: коучинг, когнитивно-поведенческий коучинг, методология, актор, режимы специалиста, концептуализация, доменная модель, базовый цикл коучинга

Режимы специалиста

«Я полагаю, что заманчиво, если единственный инструмент, который у вас есть, — это молоток, относиться ко всему так, как если бы это был гвоздь.»

Закон молотка, сформулированный А. Маслоу [45, с. 15-16]

Выбранный концептуальный каркас КПК-С с очевидностью утверждает, что убеждения специалиста влияют на ход рефлексии, и, как следствие, на изменения актора. Даже в максимально недирективных подходах (например, в «чистом коучинге» [33]) открытые вопросы специалиста, его выбор стратегии коучинга и даже принципы того, как специалист концептуализирует коучинг как деятельности per se, понуждают актора сместить фокус внимания, тем самым являясь интервенцией и оказывая неустранимый эффект обрамления (фрейминга) [42]. Все три типа эффектов имеют место в любом коучинговом подходе:

  1. Эффекты обрамления, связанные с выбором, меняют отношение актора к выбору из нескольких вариантов действий;
  2. Атрибутивные эффекты обрамления меняют рассматриваемые характеристики и оценку желаемого образа будущего, ресурсов и планов актора;
  3. Целевые эффекты обрамления меняют оценку актором позитивных и негативных эффектов действий по изменениям либо их отсутствия.

Не имеет значения, что эти эффекты преследуют открытую цель, согласованную в контракте, а не являются проявлениями манипуляции. Неосознанные установки, убеждения, паттерны поведения специалиста действуют точно таким же образом.

В методической литературе, начиная с 2000-х годов, предпринимаются попытки описывать убеждения, присущие коучам [48, с. 170], а также эффективные метакогнитивные правила поведения (например, «Следовать за интересом игрока» у М. Дауни [5, с. 78]).

Основной элемент методологического каркаса КПК-С — различение режимов специалиста (терапевта, психолога-консультанта, коуча), а не актора (клиента). Слово «режим» (mode) мы понимаем в смысле, использованном в обобщенной когнитивной модели А. Бека: специфическая подструктура внутри личностной структуры, включающая компоненты базовых систем личности: когнитивные, аффективные, поведенческие и мотивационные [24, с. 10]. Режим как интегрированная когнитивно-аффективно-поведенческая сеть продуцирует синхронный ответ на внешние воздействия и предоставляет механизм для осуществления внутренних потребностей и целей [23, с. 4].

КПК-С концептуально и методологически предлагает разделять два режима, допуская, что описанные сетевые подструктуры могут иметь пересечения.

  1. Режим коррекции дисфункции — режим, в котором специалист сфокусирован на определении ключевых когнитивных, аффективных и поведенческих «дисфункциональных компонентов» у актора (клиента), устойчиво препятствующих тому, чтобы находиться в состоянии здоровой нормы (в случае терапии) или в желаемом состоянии (в случае коучинга). В частности, к таковым относятся негативные (дисфункциональные) глубинные убеждения. Предполагается, что последующая реструктуризация (замещение) таких компонентов приведёт к изменению состояния актора (клиента).
  2. Режим, ориентированный на позитивные изменения — режим, в котором специалист сфокусирован на определении ключевых когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов личности и опыта актора (клиента), потенциально способствующих переходу в желаемое состояние (как в случае терапии, так и в случае коучинга). Предполагается, что последующий фокус внимания актора (клиента) на этих компонентах, включая реализацию плана действий, приведет к изменению состояния.

Устойчиво находясь в одном из этих режимов, специалист производит значимое отличающиеся воздействия на ход рефлексии актора (клиента) и его психоэмоциональное состояние.

Все модальности (традиционная КПТ, CT-R, психологическое консультирование, КПК-С) подразумевают переключение специалиста между обоими режимами, но по-разному в ходе продолжительного контракта.

  • Традиционная КПТ: преимущественно I в первой трети контракта, преимущественно II в последней трети контракта [25].
  • CT-R: преимущественно II на протяжении всего контракта [25].
  • Психологическое консультирование: ситуативное переключение между I и II на протяжении всего контракта.
  • КПК-С: преимущественно II на протяжении всего контракта.

По ряду причин, которые требуют отдельного исследования, на практике неразличение режимов специалистом весьма часто приводит к неосознанному возобладанию режима I над режимом II в любой модальности. Возможная причина — распространённость медикалистского дискурса в медицинских и психологических образовательных учреждениях РФ («нет больных, есть недообследованные»), преподающих когнитивно-поведенческую терапию как элемент доказательной медицины. Часто это приводит к практическим проблемам, когда терапевт с преобладающим режимом I осваивает коучинговую деятельность. Одно из ярких проявлений проблемы — фрустрация и неудовлетворенность акторов коучинга, чьи ожидания относительно коучингового процесса не оправдываются в коммуникации с коучем, неосознанно находящемся в режиме I.

Аналогичная проблема существует и «в обратную сторону» у коучей, не проходивших профессиональную психотерапевтическую подготовку и не имеющих навыка деятельности в режиме I. В ряде случаев работа в режиме II может быть малоэффективной без концептуализации условно «дисфункциональных» убеждений, сохраняющих текущее состояние актора.

Коучинговая индустрия эволюционирует в направлении обязательности коучинговых супервизий как инструмента для рефлексии и исправления этих проблем, но для полноценной рефлексии отсутствует понятийный аппарат, связанный с режимами.

-2

Минимальное, достаточное для актора. Специалист доверяет актору, и принимает непонимание отдельных элементов, возникающих в концептуализации.

Степень директивности

  • Более директивный
  • Менее директивный

Приведённые характеристики режимов спектральны, между режимами нет жесткой границы, а степень выраженности характеристик может различаться у разных специалистов. В то же время, осознание, моделирование и наблюдение этих характеристик в их полярных значениях помогает специалистам более квантифицированно оценивать свое текущее состояние в обычном рабочем потоке.

Концептуализация и базовый цикл КПК-С

Принципы концептуализации в КПК-С

В соответствии с когнитивно-поведенческой парадигмой, концептуализация рассматривается как один из ключевых процессов в КПК-С, но вместе с тем она имеет отличия от концептуализации как процесса в традиционной КПТ. Сначала перечислим, в чём коучинговый подход принципиально соглашается с терапевтическим [27]. Концептуализация как процесс должна быть:

  1. практической: помогать осмыслить конкретную задачу актора (проблему клиента) в когнитивно-поведенческой модели;
  2. гипотетической: актор и коуч должны быть готовы подтвердить, видоизменить или опровергнуть информацию, использованную в ходе концептуализации;
  3. экономной: лаконичной и ясной, не включающей лишних элементов, запутывающих актора и коуча (клиента и терапевта).

Однако, в традиционной КПТ и в CT-R процесс концептуализации можно метафорически назвать «вертикальным». В первом случае — от срезов данных в проблемных случаях и автоматических мыслей к дисфункциональным промежуточным и глубинным убеждениям, а во втором случае — от ценностей к адаптивным паттернам поведения [25].

В КПК-С процесс концептуализации метафорически «спиральный». На практике, зачастую может быть не затронут даже уровень автоматических мыслей. Нередко достаточно исследования только срезов данных (как проблемных, так и желательных случаев) и замены нежелательных когниций желательными. Такой подход описан в ранней статье М. Нинана и С. Палмера [46].

В некоторых случаях может потребоваться переход к адаптивным предположениям, правилам и убеждениям, а в некоторых и к адаптивным основным убеждениям. Глубина исследования убеждений порождается запросом, способностью и готовностью актора к рефлексии на соответствующем уровне.

Целью концептуализации как процесса в КПК-С являются:

  1. Достижение актором когнитивной ясности относительно желаемого состояния и действий, необходимых для перехода к нему.
  2. Высвобождение уверенности и мотивации актора к действию за счёт согласования ранее скрытых противоречий в когнитивной сети, а также формирования когнитивных связей с прошлым позитивным опытом.
  3. Принятие актором решений о конкретных действиях.

Доменная модель концептуализации КПК-С

Так как практическое коучинговое взаимодействие может включать в себя только одну сессию [32], терапевтические подходы к построению концептуализации являются слишком подробными (неэкономными). В то же время, в отдельных случаях работы актора над широкой зоной развития может требоваться более подробная и управляемая концептуализация. Для этого в КПК-С используется не диаграмма концептуализации, а доменная модель концептуализации, который может иметь несколько уровней в зависимости от требуемой подробности.

В базовом масштабе модель включает три взаимосвязанных домена когнитивно-семантико-каузальной сети актора:

  1. Желаемое состояние (ЖС) — то, как актор концептуализирует, визуализирует и ощущает образ будущего состояния в настоящем. Исследование ЖС подразумевает формирование более интегрированного образа будущего состояния, непротиворечиво связанного с другими областями жизни и ценностями актора.
  2. Исходное состояние (ИС) — то, как актор концептуализирует своё текущее состояние, включая его аффективный и поведенческий компонент. Исследование ИС предполагает акцент на ресурсах, адаптивных убеждениях, эффективном поведении, способных поддержать или обеспечить переход к ЖС. В отдельных случаях может потребоваться исследование когниций в поле субъективно воспринимаемых актором «проблем» или «препятствий» в смене состояния.
  3. Варианты действий (ВД) — то, как актор концептуализирует действия, которые необходимо предпринять для постепенной смены ИС на ЖС, а также как он принимает решения о выборе конкретных действий и их осуществлении.

Схема 2. Доменная модель КПК-С, базовый масштаб

-3

Причины выбора именно такого порядка доменов описаны далее в пункте «Базовый цикл концептуализации в КПК-С».

На более подробном масштабе модели каждый из доменов имеет три поддомена, которые формируются по темпоральному признаку, от более позднего к более раннему состоянию:

Желаемое состояние

  1. Последствия желаемого состояния — образ отдаленного будущего, включающий последствия достижения желаемого состояния.
  2. Собственно желаемое состояние — состояние, обладающее конкретными субъективно различимыми характеристиками, имеющее позитивные отличия от исходного состояния, и которого актор планирует достичь.
  3. Наступление желаемого состояния — образ переходного состояния, непосредственно предшествующего желаемому. Условно говоря, как актор поймет, что собственно желаемое состояние уже близко, и вот-вот наступит.

Исходное состояние

  1. Здесь-и-сейчас — конкретные события, когниции, эмоции, поведение актора в ходе коуч-сессии и непосредственного взаимодействия с коучем.
  2. Собственно исходное состояние — образ исходного состояния в контексте, связанном с запросом актора.
  3. Значимые данные прошлого — события и т.п., предшествовавшие исходному состоянию, и играющие важную роль в концептуализации исходного состояния.

Варианты действий

  1. Естественные последствия действий — возможные желательные (награда, позитивное подкрепление) и нежелательные последствия собственно планируемых действий, которые могут возникнуть как в ходе достижения ЖС, так и после достижения ЖС.
  2. Собственно варианты действий — конкретный набор вариантов действий, потенциально способных вызвать изменения от ИС к ЖС; способы принятия решений о выборе конкретных действий в зависимости от готовности актора к изменению состояния; итоговый план действий актора, предположительно должных сменить ИС на ЖС.
  3. Триггеры действий — образ контекстов, предположительно должных немедленно запускать запланированные действия актора с минимальными энергетическими затратами.

Схема 3. Доменная модель КПК-С, подробный масштаб

-4

На более глубоких уровнях детализации возможно совместное использование биопсихосоциальной модели и обобщенной когнитивной модели. Для этого каждый из доменов и поддоменов может рассматриваться в пересечении со следующими группами компонентов:

Биологический

  1. Состояние тела актора
  2. Состояние внешней физической среды

Психологический

  1. Когнитивные компоненты (что актор думает и воспринимает)
  2. Аффективные компоненты (что актор чувствует)
  3. Мотивационные компоненты (как актор направляет энергию в действие)
  4. Поведенческие компоненты (как именно актор себя ведёт)
  5. Схемы и режимы
  6. Метакогнитивные компоненты (как актор осознаёт и формирует свое мышление)

Социальный

  1. Состав внешних к актору лиц и социальных систем, значимо влияющих на смену состояния
  2. Социально-культурные факторы, значимые влияющие на смену состояния

Доменная модель может открыто использоваться коучами во взаимодействии с актором и передаваться актору на том уровне глубины, который запрашивает актор.

-5

Хотите познакомиться с коучинговыми техниками, чтобы расширить границы своей практики? Регистрируйтесь на онлайн-курс “Системный когнитивно-поведенческий коучинг”, который стартует уже 6 марта 2024 года в Международном Институте Развития КПТ!