Десять лет назад мне попалась статья об удивительном в истории живописи. Две картины разных художников из разных стран показывают одих и тех же людей -- бабушку с вязанием и внучку с журналом. Очевидно, что их рисовали в одной и той же студии с разных ракурсов.
Встретились ли художники в этой студии и рисовали вместе?
Сама студия где была, в какой стране?
Йохан Эрик Линд (Johan Erik Lindh, Finnish, 1793 - 1865) родился 11 октября 1793 года в местечке Harg Roslagen в Швеции. Сразу же, в 1817 году, по окончании Королевской «Art Academy» Стокгольма он получает заказ на роспись алтаря в церкви Кокколы, в Финляндии. Затем была работа в Вааса, Остроботнии, В Турку. В 1827 Линд перебирается в Хельсинки. Йохан Эрик Линд был великолепным портретистом. Скончался 21 января 1865 года.
Мохов Михаил Андреевич (Россия, 1819-1903)
Академик живописи. Родился в 1819 году в городе Касимове Тверской губернии. Мещанин. В 1837-1842 учился в художественном классе Московского художественного общества, позже переименованном в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Переехав в Петербург, стал вольноприходящим учеником Академии художеств. Получил вторые (малые) серебряные медали за картон «Пасха» (1842 год) и за живопись с натуры (1843 год). С февраля 1843 года зачислен вольноприходящим учеником в класс К. П. Брюллова. В 1847 году Михаил Мохов был удостоен звания неклассного художника. В 1852 году Михаил Андреевич Мохов становится «назначенным» в академики, а в 1858 ему присуждают звание академика портретной живописи. С начала 1870-х - член Общества взаимного вспомоществования русских художников: член Ревизионной комиссии (1877-1878), член комитета Общества (с 1880), специалист-эксперт комитета (1886, 1888, 1889), председатель Общества (1887). До наших дней дошло менее десятка работ мастера. Умение передать внутреннее состояние модели, отсутствие резких интонаций и общая сдержанность исполнения, подтверждают высокое мастерство Мохова-портретиста. Скончался Михаил Андреевич 28 июня 1903 года в Санкт-Петербурге. Погребён на Смоленском православном кладбище.
Такая вот загадка в истории живописи.
-- Либо авторство кому-то из двоих приписано ошибочно, либо какая-то часть биографии кого-то не исследована. Такие работы могут появиться только от постановки в студии, когда художники пишут одних моделей, сидя недалеко друг от друга.
-- Загадка. Но от этого не менее прекрасны обе работы.