Публикую здесь некоторые отрывки из моей книги "Диалог о словах и языке". Полный текст книги см. по ссылке: https://vk.com/etimvk.
М.К. Если обобщить то, о чём мы говорили выше, то получается, что всё языковое разнообразие нашей планеты, если углубляться в далёкое прошлое, сжимается в некий единый праязык. Но мы затронули только незначительную часть этого разнообразия – языки Европы и частично Азии. А как быть с другими языками? Мне, например, совсем не ясно, где место в этой системе финскому, грузинскому, арабскому, японскому или китайскому. Они состоят в каких-то других языковых семьях?
А.М. Да, в мире насчитывается около полутораста (или даже больше) языковых семей, по которым распределяются все языки мира. Размеры отдельно взятой языковой семьи могут быть очень разными: они могут быть большими по числу носителей и широко распространёнными (как индоевропейская) или очень маленькими, локализованными в какой-то отдельной географической области (например, кетский язык составляет вымирающую енисейскую семью языков). Все языковые семьи так или иначе развиваются из какого-то праязыка. На более глубоком уровне они включаются в состав более крупных языковых объединений – надсемей и макросемей. Ты перечислила пять языков, каждый из которых принадлежит отдельной семье.
Например, финский язык относится к финно-угорской ветви уральской семьи. К той же ветви языков относятся такие языки, как венгерский, хантыйский, мансийский, удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий, марийский, мокшанский, эрзянский, ижорский, карельский, вепсский, эстонский, водский, ливский, ряд саамских языков и некоторые другие. Вторая ветвь уральской семьи – самодийская; к ней относятся энецкий, ненецкий, нганасанский и селькупский.
Грузинский язык относится к небольшой картвельской (южнокавказской) семье языков, в которую входят также мегрельский, лазский и сванский языки. Их ни в коем случае не стоит роднить с языками Северного Кавказа – абхазо-адыгскими (адыгейский, кабардино-черкесский, абхазский, абазинский, убыхский) и нахско-дагестанскими (чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский и некоторые другие).
Арабский язык – представитель семитской семьи языков. Эта семья изучена довольно хорошо, так как из глубокой древности до нашего времени дошли многочисленные письменные памятники на этих языках. Из современных семитских языков арабский является самым распространённым, на нём говорят во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки; наряду с этим существуют и такие языки, как иврит, мальтийский, амхарский, тигринья и ассирийский новоарамейский. К древним семитским языкам относятся аккадский, эблаитский, угаритский, финикийский, древнееврейский, древние арамейские языки.
Японский язык долгое время считался изолятом, его родственные связи были совершенно не понятны, однако в последнее время всё больше лингвистов связывают его с корейским языком, а далее – с так называемой алтайской семьёй языков, в которую включаются также тюркские (турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, узбекский, киргизский, чувашский, тувинский, хакасский, якутский и многие другие), монгольские (собственно монгольский, бурятский, калмыцкий и другие) и тунгусо-маньчжурские языки (эвенский, эвенкийский, нанайский, удэгейский, маньчжурский и другие).
Китайский язык (китайские языки) относится к сино-тибетской языковой семье, куда входят также тибетский, бирманский и ещё несколько сотен более мелких языков. Эта семья является второй по числу носителей после индоевропейской (преимущественно за счёт китайского).
Можешь себе представить, что было бы, если бы я перечислял все языковые семьи и их состав. Это бы заняло половину нашей книги, что, конечно, уже выходит за рамки нашей беседы.
М.К. Если говорить о языковых семьях, то это, действительно, займёт слишком много времени (все 150 семей мне рассматривать бы не хотелось уж точно), но ты ведь говорил, что существуют ещё более крупные объединения языков – надсемьи и макросемьи. Их должно быть меньше?
А.М. Да, их количество уже поменьше, потому что в одну макросемью может включаться довольно много языковых семей. В Евразии, например, известно четыре макросемьи: ностратическая, афразийская, сино-кавказская и австрическая. Однако статус этих сверхкрупных языковых объединений очень спорный, их состав каждый компаративист определяет по-своему, поэтому о них следует говорить довольно осторожно, как о чём-то очень гипотетическом.