Найти в Дзене

Разновидности аутизма: Ознакомление с каждой из них и их характеристиками

Мы рассмотрели симптомы, свойственные классическому аутизму, но стоит отметить, что существуют и другие виды этого расстройства, которые требуют более детального рассмотрения. Всего выделяется 5 видов аутизма:

1. Классический аутизм (мы рассмотрели его в предыдущих статьях).

2. Атипичный аутизм

3. Синдром Аспергера

4. Синдром Ретта

5. Синдром Хеллера

Хотя эти названия могут показаться сложными, мы постараемся разъяснить каждый из них, выделив как схожие, так и отличительные особенности. Начнем с рассмотрения второго вида аутизма, известного как "атипичный".

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Почему именно такое название? Почему мы не можем четко диагностировать "классический аутизм" у ребенка с отклонениями в развитии и с характерными симптомами? Дело в том, что аутичные черты у атипичного аутизма не так ярко выражены, не так сильны, как при классическом варианте. Например, ребенок может избегать глазного контакта, проявлять определенные предпочтения в играх и стремиться к одиночеству, но при этом отсутствуют типичные репетитивные движения, эхолалия, и ребенок не обладает особыми вкусовыми предпочтениями. В этом случае нельзя однозначно говорить о классическом аутизме. Некоторые считают атипичный аутизм более легкой формой, так как он проявляется в умеренной степени.

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

Дети с этим синдромом часто успешно поддаются коррекции и, при своевременном лечении, достигают отличных результатов. Их можно назвать высокофункциональным аутизмом, поскольку у них отсутствуют серьезные нарушения в речи, они стремятся к общению и практически не отличаются от сверстников. Однако есть характерные черты, выделяющие их:

  • Затруднение в выражении эмоций в подходящий момент. Дети с синдромом Аспергера могут проявлять эмоции не вовремя, например, плакать в неуместные моменты или, наоборот, улыбаться и смеяться.
  • Непонимание чувств окружающих, мимики и жестикуляции. Они испытывают сложности в общении из-за невозможности понять настроение собеседника, шутку или сарказм.
  • Речевые навыки у них тоже отличаются. Речь может быть монотонной, громкой или излишне утрированной. Часто повторяют фразы взрослых.
  • Неадекватное поведение. Из-за вышеописанных особенностей дети с синдромом Аспергера могут проявлять странности в поведении во время игр и общения.

СИНДРОМ РЕТТА

Этот синдром представляет собой тяжелое поражение головного мозга и чаще всего проявляется у девочек. Уже в первые два года жизни можно выявить первые симптомы: замедление роста головы, ослабление мышечного тонуса, утрата ранее приобретенных навыков, включая речь и двигательные функции. Ребенок выглядит слабым, перестает смотреть в глаза, теряет способность к общению и мирится в себе. Специальная коррекция и поддержка окружающих помогают детям с синдромом Ретта приспособиться к этому состоянию.

СИНДРОМ ХЕЛЛЕРА

Также известное как детское дезинтегративное расстройство. Точная диагностика обычно возможна ближе к 4 годам. Ребенок постепенно теряет ранее приобретенные навыки, такие как письмо, вождение на велосипеде и т.д. Пропадает интерес к общению, ребенок избегает близких контактов и становится отчужденным. Со временем проявляются симптомы, характерные для классического аутизма.