Наша речь может касаться трех временных периодов - прошлого, настоящего и будущего. И интересно, что в каждом изних она может вызывать разные эмоциональные отклики.
Давайте поисследуем, как это бывает.
В качестве примера я возьму такой красивый коучинговый вопрос:
Представьте, что ваше настроение - это костюм, в котором вы выбираете придти. Что это за костюм? Как он выглядит?
Допустим, на него что-то ответили - строгий фрак или легкая футболка с джинсами или вечернее платье...
А вот теперь, внимание. Продолжая разговор и задавая следующий вопрос, вы можете сознательно управлять временем:
- Почему ты выбрал именно такой наряд? - спросите вы и уведете мысли собеседника в прошлое.
- Как ты себя в нем ощущаешь? чувствуешь? - спросите вы и сфокусируете собеседника на настоящем моменте.
- Как тебе этот костюм поможет успешно завершить то, над чем ты сегодня трудишься? - спросите вы и направите разговор в будущее.
Период прошлого - это период, в котором:
- Уже ничего нельзя поменять.
- Хранится очень много эмоций, как приятных, так и не очень.
Часто, задавая вопрос "Почему" про ошибочное действие и адресуя его в прошлое, вы уводите человека в зону, где уже ничего не поменять и при этом формируете у него комплекс вины, заставляя искать оправдания.
Иногда это бывает полезно, но это "иногда" - на приеме у психолога в тотально безопасной атмосфере, где человек понимает, что этот вопрос задан не с целью укорить его, а с целью совместного поиска первопричин.
Но в прошлом кроме ошибок есть еще и успехи. И вот это то, куда полезно вопросами уводить внимание человека. На прошлые успехи, когда он сталкивался с похожими ситуациями и там отлично с ними справлялся. И тогда мы можем спросить:
- А что тебе тогда помогло?
- Как ты тогда с этим справился?
- Кто оказался рядом?
- Как тебя поддержали?
Или про прошлые ресурсные состояния:
- Вспомни, когда ты испытывал такое чувство уверенности? Что это были за события?
Что важно понимать про период прошлого? Там были хорошие события и они могут быть ресурсом, задавая вопросы в тот период, старайтесь спрашивать про них, а не подвергать детальному анализу неудачи.
И да, если есть необходимость разобрать ошибки, то стоит позаботиться, чтобы этот разбор происходил в максимально доброжелательной обстановке.
Практика показывает, что в обычной жизни люди чаще в прошлом копаются именно для разбора ошибок, либо с целью уязвить, пристыдить, укорить, упрекнуть. Попробуйте поменять привычные сценарии, если у вас они такие же и поискать в прошлом ресурсы.
Период настоящего
Это период ощущений, чувств, переживаний, телесных реакций. В настоящее возвращаются, чтобы "заземлиться", то есть успокоиться, замедлиться и вернуть себе контроль над собой.
Вопросы из зоны настоящего это часто вопросы про:
- Ощущения, чувства, реакции здесь и сейчас
- Ценности
- Что тебе в этом особенно важно?
- Какая ценность проявляется в этом поведении?
- Почему тебе это стало важно именно сейчас?
- Как ты себя сейчас ощущаешь?
- Кем ты сейчас себя чувствуешь?
- В чем сейчас твоя сила?
- Какое место это занимает в твоей жизни? в общей картине?
Обратите внимание, здесь вопрос "почему" играет по-другому и направлен на выявление значимости, ценности чего-либо, а не поиск оправдания.
Все вопросы зоны настоящего возвращают нас к себе, к своим ценностям и в тоже время к своим привычным моделям поведения, которые могли уже со временем и устареть.
Зона будущего
Это одновременно зона возможностей и зона неизвестности. Одно - окрыляет, другое тревожит.
Вопросами в будущее вы можете соединить человека с его мечтами и он найдет в этом очень сильную мотивацию.
Ключевой вопрос в будущее - а что ты хочешь? а как ты хочешь, чтобы это было?
Цель за целью. Для чего большего тебе это надо?
- Для чего ты выбираешь именно такой вариант? Что он даст тебе ? Что станет тогда возможным?
А еще можно связывать настоящее и будущее, помогая человеку простроить свой путь к желаемому результату:
- Как это действие или эта мысль отразится на твоей жизни?
- Как если ты принимаешь это решение сейчас, как тогда расширятся твои возможности завтра?
Здесь мы можем спрашивать про влияние, связь, и про то как одно приводит к другому.
__________________________
Осознанное использование вопросов позволит вам управлять диалогом на эмоциональном уровне.
В прошлое уходить за ресурсом.
В будущем искать мотивацию и цели.
В настоящем - анализировать себя, свои ценности, сильные стороны, привычные модели поведения и восстанавливать контакт между мышлением и телом через ощущения и эмоции.