Однако, здравствуйте. Как вы все, полагаю, помните, в записи про покупку некроджипа некоторые граждане пришли в серьезное волнение - это что это такое творится, где ты будешь брать кузовню на машину, из штатов что ли везти по цене крыла от самолета?
Действительно, новой кузовни на эти машины в России не сыщешь не то что днем с огнем, но даже и с боевыми волонтерами кота Твикса. Только зачем это делать, если существуют обходные технологии?
Нужно сказать, что вся кузовня на Jeep YJ, а также XJ (который старый добрый Cherokee) очень простая и представляет собой обыкновенный штампованный металл. Это значит, что его можно вырезать из листа, согнуть на гильотине, прокатать на английском колесе и придать нужную форму.
Таким образом, задача изготовления запчасти сводится к точному измерению геометрических размеров оригинальной детали, построению CAD-модели и заказе нужных деталей на производствах - а их, к счастью, у нас пока достаточно.
Примерно так мы подумали с коллегой по опасному бизнесу и решили отсканировать кое-какие запчастюльки на любимый автомобиль.
Первой под раздачу попала рамка лобового стекла - на Рэнгах они имеют свойство яростно гнить под резинкой - представляете, за 30 лет она может сгнить до дыр! Оригинал взяли с автомобиля, который попал в РФ с японского аукциона. Оказалось, что в Японии машины гниют точно также, и все рассказы про небывалую японскую заботу о машинах - не более чем байки. Да, там народ не колхозит на Кадиллак Флитвуд релюшки от Жигуля, но в массе своей подход примерно такой же - дубась, пока ездит, а после сливай следующему счастливчику.
Вот и эта рамка оказалась немного тронута коррозией - была под герметиком, когда мы вынули стекло. Стекло, кстати, уже было переклеено японцем. Почему нельзя при этом было замазать мовилем ржу - неясно. Зато через отверстие для дворников из рамки вытащили фантик от японской конфетки - рисовые стекольщики, судя по всему, баловалесь в процессе тентаклями сладеньким.
Полтора часа - и добротный скан готов.
Применив на скане сложнейшие методы математического анализа простейших геометрических фигур, мы увидели, что рамка, во-первых, немножко винтом, а во вторых - имеет в верхней части едва заметный радиус. Зачем было делать этот радиус и почему нельзя было сделать прямоугольник обыкновенный - загадка тысячелетия. Видимо, чтобы реднеки не колхозили эти рамки и не резали стекла на стеклорезках, а покупали Хруслер ориджинал партс онли.
Следующим был безжалостно отсканирован оригинальный бампер. Его, конечно, можно было не сканировать, а просто измерить рулеткой, ну да чего уж там - делать, так по-большому.
Про бампер я вам уже рассказывал, кстати, но повторюсь еще раз - по его размерам буду делать реплику - внешне бампер будет такой же точно, а внутри - силовой. Снизу сделаю упоры под хай-джек, а сверху - мощную площадку под лебёдку и буксировочные крюки.
Все же у нас тут не котлетостроение, а попытка сохранить аутентичный внешний вид автомобиля, максимально адаптировав его под ежедневные нужды.
Чтобы не окараться с отверстиями на бампере, его нужно примерить на раму. А как это сделать, не изготавливая его? Да очень просто - в той же CAD-программе (например, Компас 3D или SolidWorks), нужно лишь сделать цифровую сборку моделей бампера и передней части рамы.
Встал вопрос с оригинальными передними крюками на бампер - в наличии есть только на TJ, но они на YJ не подходят по крепежным отверстиям. Если у кого есть искомое, прикуплю.
Ну и вишенка на торте - оригинальная рама с японской машины. Правда, некоторые элементы на ней подгнили и на момент сканирования были успешно заменены на кастомные - но ничего страшного. Потому что главная задача - точно определить траекторию лонжеронов, центры отверстий, а также установочные размеры кронштейнов.
Качество рамы, кстати, оказалось так себе - в плане сварки. Ощущение, что варил пьяный ПТУшник. В одном месте шов даже на 5 мм ниже места соединения деталей был положен) Традиции ульяновского качества, как видно, шагнули далеко за пределы ульяновской области и там укоренились.
Итак, 9 часов жестокого кекса, но хороший полный скан рамы Jeep Wrangler YJ мы всё таки сделали!
Теперь у нас есть цифровая копия физического изделия, а это, друзья мои, дорогого стоит - 3D-модель можно править как угодно, удлинять, усиливать, испытывать на удар, деформацию и много что еще. И уже после этого проверенную деталь изготавливать в металле.
Если заморочиться, то можно даже аэродинамику автомобиля посчитать - и сравнить ее, например, с коровой.
Если вас заинтересовало то, что мы делаем в рамках этого проекта - смело подписывайтесь, чтобы не пропустить. Потому что впереди много интересного!
В частности, совсем скоро мы будем сканировать КУЗОВ.
Предупреждая вопросы о том, продаются ли сканы - нет, сканы не продаются, модели - возможно (но нужно обсуждать), детали (когда они будут изготовлены в металле) - однозначно.
Если у Вас есть предметные технические, коммерческие или рационализаторские предложения - отправляйте их сюда: park3dekb@yandex.ru
Если предложения непредметные - напишите их в комментариях.
Если вы хотите поддержать проект, то ссылочка вот: https://yoomoney.ru/to/410011274680307
А еще можно просто подписаться и поставить лайк)
Телеграм (общение и Live): https://t.me/grosstractor
Ютуб: https://www.youtube.com/user/GrosstractorTV
Rutube (ОНО работает!): https://rutube.ru/channel/23968383/