Найти тему

Взаимозаменяемость: Микас и Январь. Расставим точки...

Когда кто-то в очередной раз задаёт мне провокационный по своей сути вопрос "можно ли заменить Микас на Январь", я выпадаю из этого мира минут - на пятнадцать, пытаясь мысленно сократить двухтомник, который я наверно мог бы написать чтобы объяснить почему на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Для простого пользователя и то, и другое - просто лампочка. А лампу накаливания можно просто заменить на "энергосберегающую" или светодиодную.

Так вот: с блоками управления всё немного сложнее чем с лампочкой. Каждый блок - это автономная электронно-вычислительная машина, работоспособность которой обеспечивается наличием одновременно исправного аппаратного (логические и силовые элементы) и программного обеспечения (прошивки).

Впрочем, прежде чем вести речь о столь высоких материях как "прошивки", нужно определиться со стандартами. Ламы накаливания бывают трёх стандартов (по поколю): E27, E14 и Е12

Ну и как, можно поставить лампу E14 вместо E27?
Ну и как, можно поставить лампу E14 вместо E27?

Вторая версия отечественного блока управления "Январь", запущенная в массовое производство - Январь 5 имеет 55-контактный разъём, поскольку эта версия была предназначена сменить BOSCH M 1.5.4 с таким же разъёмом. Микас-7 (в том числе 7.6) является ближайшим аппаратным собратом данного блока, а потому имеет тот же интерфейс.

Третья версия блока "Январь", вышедшая в свет - Январь 7 имеет уже другой разъём на 81 контакт, поскольку эта версия была предназначена сменить BOSCH 7.9.7. Микас-11 (10.3) хоть и отличается от Январь-7 аппаратно, имеет тот же разъём.

На этом этапе важно уяснить что блок с 81-контактным разъёмом не может быть установлен взамен блока с 55-контактным разъёмом (и наоборот) подобно тому как лампа E14 не может быть установлена в цоколь E27 (как минимум без дополнительных адаптеров, то есть переходников):

Январь 7.2 (81-pin) слева и Январь 5.1 (55pin) справа
Январь 7.2 (81-pin) слева и Январь 5.1 (55pin) справа
Таблица НЕ-взаимозаменяемости по разъёму
Таблица НЕ-взаимозаменяемости по разъёму

В таблице выше перечислены аппаратно НЕ взаимозаменяемые блоки, которые попросту не воткнуть один на место другого. Смотрите, и не говорите потом что не видели!

Далее я расскажу о блоках, которые можно подключить (они подойдут по разъёму друг к другу), но которые при этом не будут работать:

Совместимые по разъёму, но НЕ взаимозаменяемые блоки
Совместимые по разъёму, но НЕ взаимозаменяемые блоки

Блоки управления Январь 5.1 ("41" и "61" в конце маркировки) могут быть установлены взамен блока Январь 5.1.1 ("71" в конце маркировки) при условии записи в него соответствующей прошивки, однако обратная замена невозможна (как минимум без соответствующей аппаратной доработки).

Поскольку блоки Микас 7.6 (не путать с Микас 7.1) и Январь 5.1 (как минимум, ранних годов выпуска) аппаратно идентичны, они могут заменить друг друга при работе в аварийном режиме (Январь 5.1 работает по ДМРВ, которого нет в системах Микас 7.6, а Микас в свою очередь работает с ДАД, которого нет в жгуте от Января), а так же могут быть превращены один в другой путём перезаписи прошивки*

* в Микас 7.6 можно превратить отнюдь не всякий Январь 5.1: увы, без вскрытия и предварительного осмотра платы на предмет наличия всех необходимых компонентов не обойтись, к тому же Микас 7.6 работает только со своим (уникальным) EEPROM. Превращение Микаса в Январь же срабатывает в 100% случаев

Нет, вы не поняли :)

Январь 5.1 при его установке на место Микас 7.6 запустит мотор при отсоединённом датчике абсолютного давления, но система БУДЕТ РАБОТАТЬ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ.

Микас 7.6 при его установке на место Январь 5.1 запустит мотор при отсоединённом датчике массового расхода воздуха, но система так же БУДЕТ РАБОТАТЬ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ.

Для блоков управления Январь-5 существует программное обеспечение, работающее с ДАД, но увы оно

1) Платное*
2) Откатывается индивидуально под каждую отдельно взятую машину

* существуют "ломанные" версии ПО для работы Январь-5.1 с ДАД и даже калибровочные карты к ним для тонкой ручной настройки, но необходимо иметь на руках БЦН (базовое цикловое наполнение) конкретной модели двигателя, к тому же после ручной настройки корректная работа прошивки на другом таком же автомобиле не гарантируется

Блоки Микас 7.1 (он же Микас 7.2) и Микас 7.6 НЕ взаимозаменяемы без сопутствующих программных и аппаратных доработок*

Таблица совместимых по разъёму, но НЕ взаимозаменяемых блоков
Таблица совместимых по разъёму, но НЕ взаимозаменяемых блоков

* на проводку Микас 7.1 (7.2) могут быть установлены блоки VS 5.1_-42 при использовании ПО j5LS_V46 и после аппаратной доработки в виде распайки транзисторов управления катушками зажигания

* на проводку Микас 7.6 могут быть установлены блоки Микас 7.1 (7.2) при использовании ПО M7LS и при установке сдвоенной катушки зажигания (взамен модуля зажигания со встроенным двухканальным коммутатором)

Таблица совместимости ЭБУ ВАЗ, ГАЗ и ЗАЗ
Таблица совместимости ЭБУ ВАЗ, ГАЗ и ЗАЗ
Различия блоков Микас 7.6 и Микас 7.1
Различия блоков Микас 7.6 и Микас 7.1

Касаемо 81-контактных блоков управления BOSCH 7.9.7, Микас-11 (10.3) и j7.2+ (M73) - все они могут быть установлены взамен друг друга при условии записи подходящей прошивки. В отдельных случаях могут потребоваться аппаратные доработки этих блоков, а так же прописка кодов ИММО. Вместе с тем, среди перечисленных блоков отсутствуют взаимозаменяемые по умолчанию (без каких-либо программных либо аппаратных доработок)

LANOS & NEXIA 1.5 SOHC

1. DELCO IEFI-6

Устанавливались на автомобили Daewoo до 2007 года включительно. Внешне идентичные блоки управления Delco автомобилей Nexia с трамблёром и Lanos НЕ взаимозаменяемы. С целью исключить возможность такого рода подмены разводка плат названных ЭБУ различается, кроме того на трамблёрных блоках отсутствуют некоторые элементы, необходимые для работы "полноценных" версий данного типа ЭБУ. Программно совместимы и аппаратно взаимозаменяемы блоки Delco 1.5 16V Нексии (LZ) и 1.5 8V Ланоса (VM)

Не взаимозаменяемые блоки трамблёрной Нексии (слева) и Ланоса (справа)
Не взаимозаменяемые блоки трамблёрной Нексии (слева) и Ланоса (справа)

2. DELPHI MR-140

Начали устанавливаться на дорестайлинговую Chevrolet Nexia (N100) с обновлённым (катушка зажигания вместо трамблёра) 1.5 двигателем A15SMS в 2007 году, позже "перекочевали" в версию N-150 (1.5 SOHC). На автомобили Lanos устанавливались с 2008 по 2010 год. Блоки четвёртого экологического класса (ПО XAQF\XAQS) не взаимозаменяемы с блоками более ранних годов выпуска (ПО XADN\XAPA\XARA) без переделки жгута (цепь управления реле бензонасоса). Блоки Delco и Delphi визуально спутать невозможно...

Блоки MR-140 (слева) и IEFI-6 (справа), вид со стороны разъёмов
Блоки MR-140 (слева) и IEFI-6 (справа), вид со стороны разъёмов

Само собой, блоки Delphi MR-140 и Delco IEFI-6 никак не совместимы и не взаимозаменяемы ни между собой, ни с Январь\Микас