Говорят, тишина – роскошь. Особенно когда речь идет о компактных хэтчбеках. Эту народную мудрость я в очередной раз решил проверить, вооружившись китайским шумомером и взяв на тест Kia Rio X 2021 года – тот самый рестайлинговый "кореец" четвертого поколения с 1.4-литровым двигателем и 6-ступенчатым автоматом.
Камера фиксирует каждую кочку на разбитой московской улице, а микрофон ловит характерный гул от асфальта — будто внутри салона установили гигантский стетоскоп, подключенный к дорожному полотну.
В эпоху, когда даже бюджетные кроссоверы стремятся имитировать премиальность, акустический комфорт становится одним из ключевых маркеров того, насколько инженеры готовы были идти на компромиссы. Киа Rio X – машина с характером честного труженика, и надо признать: тихий шепот на 130 км/ч здесь никто и не обещал. Но насколько громким получился этот "разговор" с дорогой?
При старте с места на холостом ходу шумомер показывает всего 49 децибел. Этот уровень соответствует тихой беседе в библиотеке – только легкое урчание мотора и едва различимый шелест климатической системы. Стартуем. Разгон до городских 60 км/ч сопровождается ростом шума до 67,5 дБ – уже на уровне оживленного офиса. Здесь подключаются первые аэродинамические шумы и нарастающий гул от контакта шин с асфальтом.
Надо отдать должное – до 70 км/ч корейский хэтчбек держит себя в руках. В городском потоке акустический комфорт остается на вполне приемлемом уровне. Можно разговаривать, не напрягая связки, наслаждаться музыкой без необходимости выкручивать регулятор громкости до предела. Базовая аудиосистема с четырьмя динамиками вполне справляется с маскировкой фонового шума.
Но стоит лишь перевалить психологический барьер в 70-80 километров в час, как акустическая картина резко меняется. На загородных трассах и КАДе при 100-110 км/ч шумомер показывает уже 71-72 децибела – это территория, где приходится существенно напрягать голос для нормального общения. В этом диапазоне скоростей 1.4-литровый мотор отходит на второй план, передавая звуковую эстафету аэродинамическим завихрениям вокруг корпусов боковых зеркал и верхней кромки ветрового стекла.
Особого внимания заслуживают колесные арки. Вот где настоящее "слабое звено" шумоизоляции Kia. На грунтовке или разбитом асфальте салон мгновенно превращается в резонатор для звуковой атаки мелких камешков, песка и брызг. Если вы давно мечтали научиться читать по губам – длительные поездки по второстепенным дорогам на Rio X предоставят вам отличную практику.
Двигатель на крейсерских скоростях работает удивительно тихо – благодарность шестиступенчатому автомату, который держит обороты в комфортном диапазоне. При установившемся движении на шоссе тахометр показывает чуть больше 2000 об/мин, и мотор в этом режиме практически не напоминает о себе. Это тот случай, когда инженеры Киа нашли баланс между экономичностью и акустическим комфортом.
Эксперимент с разными дорожными покрытиями дает предсказуемые, но важные результаты: на свежем асфальте разница в шуме составляет до 4-5 децибел по сравнению с бетонными плитами или старым износившимся дорожным полотном. Едешь по новой трассе – и Rio X внезапно кажется автомобилем на класс выше. Попадаешь на дорогу с колейностью – и сразу вспоминаешь о бюджетном сегменте.
Интересно, что в топовой комплектации Premium с шестью динамиками и 8-дюймовым экраном мультимедиа субъективное восприятие шума несколько лучше – качественная аудиосистема эффективнее маскирует внешние звуки. Однако объективные замеры не показывают значимой разницы между версиями. Это говорит о том, что в Kia решили сэкономить именно на базовой шумоизоляции всего модельного ряда.
Российские владельцы Kia Rio X давно вывели этот автомобиль на первое место в рейтинге "машин, требующих дополнительной шумоизоляции сразу после покупки". "В машине как будто вообще нет шумоизоляции — слышится гул от колес, шум ветра, разговаривать с пассажиром приходится на повышенных тонах", — так описывает свои впечатления один из владельцев 2020 года выпуска. "Даже в Жигулях звук другой, там воет мотор, и ты понимаешь, что машина еще жива. А тут именно гул от дороги и колес", — вторит ему другой автовладелец.
Для понимания общей картины: 72 децибела на трассе – это уровень, при котором длительное нахождение без перерывов (более 2-3 часов) может вызывать определенное утомление. Для сравнения: обычный разговор – это около 60 дБ, а пылесос в работе – примерно 75 дБ. То есть, Киа не дотягивает до пылесоса, но и от комфортной беседы тоже далеко ушел.
Справедливости ради, большинство конкурентов в этом сегменте демонстрируют схожие результаты. Kia просто честно показывает границы комфорта, за которые в бюджетном классе перешагнуть пока не получается. Платформа GB остается платформой GB, даже если нарядить ее в модный псевдокроссоверный наряд с 195 мм клиренса.
В 2025 году, оглядываясь на модель 2021 года, могу сказать: Rio X так и остался верен своей акустической природе – это автомобиль, в котором тишина никогда не была приоритетом. Как говаривал один мой знакомый механик: "Хочешь тишины — купи наушники".
В предыдущих сериях: