Найти в Дзене
Мысли автомобилиста

Ностальгия по хорошим машинам. ТОП-3 автобуса из Советского Союза. Почему раньше старались делать хорошие автомобили

Оглавление

Рассвет. Автобаза на окраине Москвы, 1983 год. Пока обычные ЛиАЗы сонно пыхтят, прогревая свои двигатели, из ворот вырывается длинный серебристый Икарус-250. Его 10-литровый дизель ревёт, как разбуженный медведь, выдыхая сизые клубы дыма в холодный утренний воздух.

Советский автопром всегда славился своим особым подходом — машины делали простыми, как лом, и крепкими, как танковая броня. Динамика? Комфорт? "Буржуазные излишества", — фыркали инженеры. Но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы.

Когда в 1962 году на международной выставке в Москве показали немецкий Mercedes-Benz O321H, советские специалисты получили настоящее культурное удивление.

Оказалось, автобус может быть не только вместительным, но и быстрым, удобным, даже красивым. Так началась история трёх советских автобусов, которые бросили вызов системе.

Конечно, их больше, но я решил выбрать те, которые наиболее интересны. Поэтому если после прочтения у вас будет что добавить, то смело пишите комментарий, интересно будет почитать.

-2

ПАЗ-Турист-8,5 — автобус-загадка. Созданный в 1975 году, он опередил время лет на двадцать. Три раздельных отсека, розетки для электробритв (в стране, где чайники были дефицитом!), даже прообраз современного мини-бара. Его 150-сильный двигатель разгонял 25 пассажиров до 100 км/ч — не рекорд, но для "туристического" класса более чем достойно.

"Мы возили на нём делегации из-за рубежа, — рассказывает бывший водитель спецгаража Владимир Козлов. — Иностранцы сначала смеялись, пока не заходили внутрь.

Потом просили чертежи". Увы, из-за бюрократических проволочек было выпущено всего 47 экземпляров. Сегодня сохранилось три — все в частных коллекциях.

-3

ЛиАЗ-677 — "луноход", ставший народным любимцем. Его автоматическая коробка передач (в 1967-то году!) вызывала у водителей священный трепет. "Первые полгода боялся к ней прикасаться, — смеётся пенсионер-водитель Александр Новиков. — Потом понял — работает как часы". 180 "лошадей", максимум 70 км/ч — не впечатляет?

Но попробуйте найти другой автобус, который в -40°С за 15 минут прогревал салон до +25! Секрет — в уникальной системе отопления, "содранной" с авиационных технологий.

Кстати, характерный "бутылочный" звук кардана — вовсе не дефект, а особенность конструкции. Инженеры специально оставили этот акустический эффект — как своеобразный "звуковой индикатор" исправности.

И ведь умели же придумывать интересные решение. Почему всё это забылось? Знаете, даже как-то грустно становиться от всего этого. Вот смотришь на старые автобусы, и АКПП пытались придумывать, и система охлаждения, и проходимость, почему сейчас все пошло не в то русло?

-4

Икарус-250 — этот венгерский богатырь стал настоящим королём советских трасс. 192 лошадиные силы, максималка в 120 км/ч, разгон до сотни за 22 секунды — цифры, от которых у современных автобусников округляются глаза. Но главное — невероятная для своего времени надёжность.

"Пробег в миллион километров для него был нормой", — вспоминает ветеран-дальнобойщик Игорь Семёнов. "Мой рекорд — 1,3 миллиона без капремонта. Дизель только начинал входить в форму".

Секрет успеха крылся в продуманной конструкции — заднем приводе, усиленной раме и уникальной для тех лет системе охлаждения. Кстати, именно на Икарусах впервые в СССР появились кондиционеры — правда, только на экспортных моделях для жарких стран.

-5

Почему раньше старались делать хорошие автомобили

Сегодня, глядя на эти машины, невольно поражаешься — как при плановой экономике и всеобщем дефиците удавалось создавать такие шедевры? Ответ прост — человеческий фактор.

Гениальные инженеры, фанаты своего дела, умели обходить дурацкие указания сверху. "Нам запрещали ставить кондиционеры — мол, советскому человеку не нужны буржуазные излишества, — вспоминает конструктор Юрий Малышев. — Мы их ставили под видом "устройств для вентиляции"".

Ностальгия — страшная сила. На форумах автолюбителей до сих пор спорят — мог ли Икарус реально обогнать "Чайку" (мог, и не раз), правда ли, что в ПАЗ-Туристе ездил сам Косыгин (правда, но только один раз), и почему "луноходы" так быстро исчезли с улиц (спойлер — из-за прожорливости).

-6

А редкие сохранившиеся экземпляры стали культом — их бережно хранят энтузиасты, вкладывая в реставрацию десятки тысяч долларов.

Парадокс — при всех недостатках именно эти три модели доказали, что советский автопром мог создавать не только "железных трудяг", но и машины с характером.

Пусть их было мало, пусть они не смогли изменить общую картину, но они остались в памяти как примеры того, каким мог быть советский автобус, если бы...

Да, это самое "если бы" — вечный спутник нашей промышленности. Сегодня, глядя на новые российские автобусы, невольно задаёшься вопросом — а где же наша современная "тройка лидеров"? Или мы навсегда останемся в плену философии "лишь бы ехал"?

А вы помните эти автобусы? Может, у вас есть свои истории, связанные с ними? Делитесь в комментариях — самые интересные войдут в продолжение материала!