Найти в Дзене
Культурный код

«Изба»: заглянем в душу русской деревни

Оглавление

Давайте рассмотрим настоящую русскую избу - не ту, «лубяную», что часто показывают в кино, а подлинный образец народного зодчества – простой, многогранный и многофункциональный. Это удивительное сооружение хранит в себе многовековую мудрость наших предков, где каждая деталь имеет свой смысл и назначение.

В самом деле, изб просто огромное количество. В этом проще всего убедиться, взглянув на приложенную картинку-табличку, где отражены практически все типы традиционных русских строений. Это говорит о том, что конструкция дома менялась с веками и с обретением новых навыков строительства, а внутренняя и внешняя отделка существенно варьировалась в зависимости от благосостояния семьи.

Четырёхстенки
Четырёхстенки

Пятистенки
Пятистенки
Шестистенки (изба-двойня без заулка)
Шестистенки (изба-двойня без заулка)
Шестистенки (изба-двойня с заулком)
Шестистенки (изба-двойня с заулком)

Естественно, южнорусские и северорусские простые хаты и дома существенно отличаются друг от друга в виду климатических условий. И кстати, весьма примечательно, что уже в IX веке существовали и двухэтажные срубы-дома, о чем свидетельствуют археологические находки в Великом Новгороде.

Русская изба в селе Мелёшино Палехского района Ивановской области.
Русская изба в селе Мелёшино Палехского района Ивановской области.

Изба довольно проста в своей сборке – можно было «сбросать» дом всего за один тёплый сезон. Но это не означает, что конструкция была примитивной. Наоборот наши предки были весьма продвинутыми строителями, использовали сложные конструкции с лежневыми и свайными фундаментами под углами и продумывали расположение и крышу до мелочей. Это и позволило разработать универсальную технологию, благодаря которой требовался только топор и недюжинная физическая сила, чтобы возвести себе дом без единого гвоздя.

О, опять же, не стоит и излишне возносить мастерство простых крестьян в прошлом. Многое в исконной и «настоящей» древнерусской избе отпугнуло бы современного обывателя – отопление «по-чёрному», земляной пол, отсутствие элементарной мебели (об это подробнее позже). Но всё-таки жилище даровало главное – защиту от зверя и стороннего человека (попробуй ка возьми эту мини-крепость «с наскоку»), а так же тепло в холодное время года.

Южно-русский тип избы. Воронеж, XIX в.
Южно-русский тип избы. Воронеж, XIX в.

Но достаточно и без того растянувшегося введения. Давайте пробежимся по самым интересным местам и сочленениям основного жилища русского человека.

Происхождение термина «изба»

Происхождение и эволюция термина «изба» в действительности имеет несколько версий, основанных на лингвистических исследованиях и исторических источниках. Выбирайте любой, по нраву, как говорится.

1. Версия происхождения от «греть»:

  • Словообразовательная связь с древнерусским глаголом «грѣти» (греть – «клеть»);
  • Появление в XI-XII веках как обозначение отапливаемого помещения;
  • В составе комплекса построек изба выделялась именно функцией отопления (подробнее расписывать – это садиться за полноценную статью по этой версии, так что кратко).
6-стенная изба-связь. Этнографический музей народов Забайкалья.
6-стенная изба-связь. Этнографический музей народов Забайкалья.

2. Этимологическое развитие:

  • Праславянская форма «izba»;
  • Образование от праславянского корня «jьs-/is-» (быть внутри»);
  • Подтверждение - близкородственные слова в других славянских языках (чешское «jizba», польское «izba»).

3. Альтернативные версии:

  • Происхождение от другого древнерусского слова – «съба» (общее помещение);
  • Связь с древними индоевропейскими корнями, означающими «жилище».
Типы внутренней планировки и их распространение.
Типы внутренней планировки и их распространение.

4. Исторические свидетельства:

  • В писцовых книгах XVI века четкое разделение на «клети» и «избы»;
  • В документах XVII века изба упоминается как жилое помещение среди других построек;
  • Только к концу XIX века фиксируется использование термина для всего дома.

И это далеко не всё! Грубо говоря, современные учёные могут только догадываться, откуда произошло столь важное для нас слово. При этом важно отметить, что трансформация значения термина «изба» шла параллельно с изменением самой архитектуры крестьянского жилища - от комплекса построек к единому жилому дому.

История развития и типология

Русская изба прошла долгий путь эволюции, начиная с древних полуземлянок и заканчивая сложными многофункциональными комплексами.

Лесная избушка дровосеков. Подобные постройки сохранили в себе многие черты архаичных жилищ
Лесная избушка дровосеков. Подобные постройки сохранили в себе многие черты архаичных жилищ

Первые «полуназемные» жилища славян V-Х веков ещё долго выбирались из-под земли и имели под собой котлованы глубиной 0,3-1,2 метра и площадью 6-20 квадратных метров. В углу такого помещения располагались печь или очаг. Стены возводились из брёвен или плах, применялись различные техники рубки (например, «в обло» - способ соединения бревен с выступающими концами).

Славянское поселение X в. в Любытине (Новгородская обл). Реконструкция. Дома однокамерные, но некоторые имеют галерейки при входе, которые могли послужить прообразом сеней.
Славянское поселение X в. в Любытине (Новгородская обл). Реконструкция. Дома однокамерные, но некоторые имеют галерейки при входе, которые могли послужить прообразом сеней.

Существует несколько основных типов планировки. Четырёхстенки представляли собой простейшую конструкцию с одним жилым помещением. Пятистенки отличались наличием капитальной стены посередине или со смещением. Особый интерес представляют шестистенки - это комбинация двух срубов, которая могла быть выполнена как с заулком (узкое помещение между двумя жилыми комнатами), так и без него.

Подлинные остатки однокамерных построек ремесленного посада XIII века (стены зафиксированы современными специальными устройствами) в музее «Берестье» Бреста
Подлинные остатки однокамерных построек ремесленного посада XIII века (стены зафиксированы современными специальными устройствами) в музее «Берестье» Бреста

Кстати, знаете ли вы, что существовали даже редкие формы вроде крестовой связи (два пятистенка, разделённые общими сенями) или крестовика (изба, разделённая на четыре помещения пересекающимися стенами)?

Конструктивные особенности

Фундамент в традиционной избе был довольно простым - дом устанавливался на столбы или прямо на грунт. Под углы подводились дубовые колоды или большие камни. Летом под домом свободно гулял ветер, что помогало проветривать «чёрный» пол (пол без подполья, непосредственно над землёй). А вот к зиме хозяева обсыпали дом снегом/землёй или делали завалинку из дёрна – сквозняки нужно было «гасить».

Крестьянский дом Владимирской губернии. 2-я пол. XIX в.
Крестьянский дом Владимирской губернии. 2-я пол. XIX в.

Кровля чаще всего была двускатной, покрытой тёсом (расколотые пополам бревна) или дранкой (тонкие деревянные планки). Самцовые кровли (конструкция с вертикальными стойками) украшали фронтоны из брёвен-самцов, а на вершину укладывали охлупень (завершающий элемент конька). Важным элементом был продольный брус - князь или конёк, к которому крепились курицы (наклонные бревна с водостоками). Со временем появились более сложные трёх- и четырёхскатные стропильные конструкции.

Дом-двор Ермолиной (музей Малые Корелы).
Дом-двор Ермолиной (музей Малые Корелы).

Кстати о полах: черновой пол из дерева появился далеко не сразу. Как и по всему миру, половое покрытие долгое время оставалось преимущественно земляными - просто выравненную землю утаптывали и обрабатывали смесью глины (иногда - с лошадиным помётом). Лишь в XVIII веке, благодаря усилиям Петра I, начали повсеместно распространяться деревянные полы. Однако даже в XIX веке многие беднейшие крестьяне продолжали использовать земляные полы, которые ничего не требовали, кроме утаптывания.

Особенности внутреннего устройства

Русская изба представляла собой не просто жилое помещение, но и своеобразное воплощение социальной структуры крестьянского общества. В центре этой системы находился красный угол с «большим местом» - самым почётным местом в доме. Здесь располагались иконы и главный стол для приёма пищи, рядом с которым хозяин проводил свободное и ночное время на самой большой и удобной лавке. Интересно, что почетные гости должны были ритуально отказываться от этого места, так же традиционно предлагаемое ночующему человеку, тогда как священнослужители могли занимать его без лишней скромности.

Дж. Аткинсон. Изба, 1803.
Дж. Аткинсон. Изба, 1803.

От «большого места» иерархия часто продолжалась к «прямому столу», который служил продолжением главного обеденного пространства. За ним, если то требовалось, следовал «кривой стол», расположенный под углом, где размещались менее важные члены семьи или гости. Самым скромным было место у «полатного бруса», находящегося под потолком, где обычно тоже устраивали спальные полати.

Строгая система размещения определяла положение каждого человека в доме. Старшие члены семьи занимали более престижные места, женщины сидели напротив хозяина, а дети располагались на полатях или в менее значимых участках помещения. Приглашение пересесть на более почётное место считалось важным знаком уважения и признания заслуг.

Эта организованная система имела глубокий социальный смысл. Она не только регулировала повседневную жизнь семьи, но и поддерживала традиционные ценности, такие как уважение к старшим и соблюдение иерархии. Даже в обыденной жизни нельзя было пренебрегать установленным порядком, ведь он был неотъемлемой частью крестьянского мировоззрения и культуры быта. Таким образом, русская изба становилась своеобразным социальным микрокосмом, где каждый элемент пространства нес определенную смысловую нагрузку.

Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.
Внутреннее убранство старообрядческого дома. Этнографический музей народов Забайкалья.

Внутреннее убранство изб вообще поражает своей простотой, многофункциональностью и символизмом. Вдоль стен, чаще всего, стояли лавки и сундуки и были навешаны полки, которые служили и мебелью, и спальным местом. Примечательно, что ещё в XIX веке многие крестьяне продолжали спать на указанных предметах мебели либо прямо на полу, считая кровать скорее декоративным элементом и данью моде.

Региональные различия

Иногда различия были таковыми, что «небо и земля». К примеру, северорусская изба представляет собой уникальный комплекс, объединяющий жилое помещение и хозяйственные постройки под одной крышей. Жилая часть возвышалась над землёй на метр-полтора, а подполье использовалось для хранения продуктов. Остальная часть здания могла иметь два-три этажа с разнообразными помещениями. Например, в доме Сергина из Мунозера (Карелия), который составляет 24 × 20 метров в плане, имелось два этажа и светёлки (комнаты в верхней части дома).

Дом Сергина из Мунозера (Карелия). Пример северного дома-комплекса 2-й пол. XIX в.
Дом Сергина из Мунозера (Карелия). Пример северного дома-комплекса 2-й пол. XIX в.

На юге преобладали другие решения - более большие застеленные дворы и компактные постройки. Благодаря совсем другим климатическим условиям местные жители предпочитали открытую планировку с большим двором.

Изба в культурном контексте

Невозможно переоценить значение избы в русской культуре. Она стала героиней множества сказок, пословиц и поговорок. Например, многим известная фраза «не красна изба углами, красна пирогами» отражает важность гостеприимства и достатка в крестьянском быту.

Саврасов А. К. Изба совета в Филях. 1860-е.
Саврасов А. К. Изба совета в Филях. 1860-е.

С точки зрения культуры особое место занимают аутентичные исторические избы, ставшие музеями. Например, знаменитая Кутузовская изба в Филях, где решалась судьба Москвы во время Отечественной войны 1812 года. Или Жуковская изба в Калужской области - родной дом великого маршала, где он начал воспитываться в Героя Великой Отечественной Войны. Эти памятники архитектуры хранят в себе дух истории и позволяют нам прикоснуться к важнейшим событиям прошлого.

Заключение

Русская изба - это не просто архитектурное сооружение, а целый мини-мир, воплощающий в себе многовековую мудрость народа. От древних полуземлянок до сложных многофункциональных комплексов XIX века - каждый этап развития этого уникального жилища отражает особенности времени и места.

Дом Жукова
Дом Жукова

Даже сегодня, когда традиционное срубное строительство уступило место современным технологиям, изба продолжает вдохновлять архитекторов и ценителей народного зодчества. Ко всему прочему по-прежнему немало землевладельцев предпочитают «бессмертную классику», нежели возиться с ненадёжными «каркасниками», «пеноблоками» и прочими ноу-хау.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.