Завершаем рассмотрение "боевого пути" японского авианосца "Рюдзё". Ранее мы рассмотрели его применение у берегов Китая, в районе Малайзии, Индонезии, Голландской Отс-Индии. Кроме того, если вы помните, мы изучили (вспомнили) вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, а также состав его авиагруппы. Если кто-то хочет вернуться к этим ранее опубликованным материалам, то можно их найти в следующих статьях: Статья 1, Статья 2, Статья 3.
После действий в Яванском море японский авианосец "Рюдзё" долго не простаивал без дела. Уже весной 1942 года он вошёл в состав оперативной группы вице-адмирала Одзавы, включавшей также шесть крейсеров и четыре эсминца.Задачей Одзавы был перехват конвоев союзников у восточных берегов Индии и атака ряда портов. Авианосец «Рюдзё» действовал в составе Центрального соединения – основной группы сил Одзавы. Хотя англичане, узнав о появлении сильной японской эскадры на путях следования транспортов, и пытались остановить судоходство у восточного побережья Индии, японцам удалось нанести серьёзный урон конвоям союзников.
В период с 1 по 11 апреля самолёты «Рюдзё» в ходе этой операции потопили английское судно (2646 брт.), тяжело повредили голландский транспорт (2073 брт.), который затонул через сутки, и английское судно в порту Визагапатам. 6 апреля самолёты «Рюдзё» бомбили Визагапатам и Коканаду, вызвав панику среди населения. По британским данным, с 4 по 9 апреля японцы потопили 23 грузовых судна общим водоизмещением 32 404 тонны. А общий тоннаж потопленных судов составил около 100 000 брт, из которых самолёты «Рюдзё» только за апрель потопили десять кораблей. По данным С.Э.Морисона, союзные силы у берегов Индии потеряли торговых судов общим тоннажем 135689 тонн, а из 23 потопленных 15 были потоплены авианосной авиацией. Естественно, это на несколько месяцев вынудило британцев прекратить движение неохраняемых караванов.
Только 23 апреля авианосец вернулся в Японию, где был поставлен на плановый ремонт и модернизацию. По данным Ю.В.Апалькова, в ходе этого ремонта, который длился до 17 мая 1942 года, на «Рюдзё» подняли борт в носовой оконечности вплоть до ангара на одну палубу, что улучшило мореходные качества корабля. Авианосец был переклассифицирован в лёгкий, и в дальнейшем, после ввода в строй авианосца «Тайхо», его планировали использовать как авиаремонтное транспортное судно. Но вскоре для него нашлась боевая работа.
Летом 1942 года «Рюдзё» принял участие в Алеутской операции в составе Северного соединения под командованием вице-адмирала Хосогайя. Вместе с авианосцем «Дзуньё» он (5-я дивизия авианосцев контр-адмирала К.Какута) входил в состав сил прикрытия, которые также включали три тяжёлых крейсера и шесть эсминцев.
Авиагруппы авианосцев насчитывали семьдесят пять самолётов (двадцать один торпедоносец B5N2, двадцать четыре пикирующих бомбардировщика D3A1 и тридцать два истребителя А6М2). Основная задача была возложена на два десантных отряда: «Атту» – один лёгкий крейсер, четыре эсминца и два транспорта с 1000 солдат и «Кыска» – один лёгкий крейсер, два эсминца, шесть транспортов и 550 солдат десанта.
Для обороны Алеутских островов американцы выделили пять крейсеров (два тяжёлых и три лёгких), четырнадцать эсминцев и шесть подводных лодок под командованием контр-адмирала Роберта А.Теобальда. Однако в результате разведки, проведённой подводными лодками, японцы установили, что в районах намечаемой высадки не имеется кораблей, самолётов и крупных оборонительных сооружений противника. Силы Р.Теобальда находились слишком далеко от Датч-Харбора. В районе Датч-Харбора находились малые корабли (от эскадренного миноносца и меньше), в районе о.Кадьяк на Аляске – также малые корабли и крейсер.
26 мая 1942 года из базы Оминато (северная часть о.Хонсю) первым вышло авианосное соединение, 28 мая – соединение вторжения на о.Кыска, а 29 мая – соединение вторжения на о-ва Адак и Атту. Все соединения шли в условиях плотного тумана и штормовой погоды. Японцы избежали встречи с противником и в ночь с 3 на 4 июня вышли на ударную позицию.
Операция началась 3 июня с налёта японских бомбардировщиков на военно-морскую базу Датч-Харбор на острове Уналашка. Для удара на дистанции 165 миль от цели с двух авианосцев было поднято (по данным Н.Полмара) 36 самолётов (15 истребителей, 12 пикирующих бомбардировщиков и 9 торпедоносцев), при этом один торпедоносец с «Рюдзё» разбился при взлёте. Однако налёт проходил при неблагоприятных погодных условиях (низкая видимость из-за сильного тумана), такая погода вынудила все самолёты с «Дзуньё» и 2 торпедоносца с «Рюдзё» вернуться. В итоге на цель смогли выйти только семнадцать самолётов с «Рюдзё»: 14 бомбардировщиков и 3 истребителя (данные отличаются, по данным Н.Полмара – 6 истребителей и 6 торпедоносцев).
Самолёты появились над целью в 05:40 и нашли над Датч-Харбором идеальную лётную погоду. В гавани были обнаружены плавучая база гидросамолётов «Джиллис», эсминец DD-114 «Талбот», катер береговой охраны «Онондага», армейские транспорты «Филлмоур» и «Морлен». Американцы были предупреждены об японском налёте, поэтому корабли были в движении, ведя зенитный огонь, хотя и не покидали гавани. Характерно, что японцы для своих ударов выбрали береговые сооружения, казармы, нефтехранилище, стоянку гидросамолётов. В ходе двадцатиминутного налёта базе был нанесён «значительный материальный ущерб», убито 25 человек (С.Э.Морисон), сбита одна «Каталина», ещё один гидросамолёт был сожжён.
Часть источников говорит о сильном огневом противодействии американцев, но, вероятнее всего, речь идёт не о действиях в момент собственно авианалёта, а о последующих попытках американской береговой авиации нанести удар по японским авианосцам. В ходе первого налёта, по данным С.Э.Морисона, японцы потеряли два самолёта от зенитного огня американцев. Кроме этого, один истребитель А6М, повреждённый над Датч-Харбором, был потерян при вынужденной посадке на острове Акутан, где был захвачен американцами.
При возвращении авиагруппы на авианосцы в бухте Макусин-Бэй были обнаружены пять американских эсминцев, для удара по которым адмирал Какута поднял вторую волну. В её состав вошли 9 истребителей, 6 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев, вооружённых бомбами, а также 4 разведывательных гидросамолёта с крейсеров. Однако повторно японским пилотам не удалось найти противника, а вот при возвращении американскими истребителями был сбит один гидросамолёт, второй повреждён.
На следующий день, 4 июня, под Датч-Харбору был нанесён ещё один авиаудар, в котором приняли участие 32 самолёта (15 истребителей, 11 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев). Как видим, адмирал Какута учёл наличие в районе боевых действий американских истребителей и увеличил истребительное прикрытие ударной группы. Надо признать, его решение было верным.
В ходе нового удара японские самолёты нанесли серьёзные повреждения береговым сооружениям, взорвали четыре нефтяные цистерны общей емкостью 26 664 баррелей (4,27 млн.литров), потопили плавучую казарму. Но уйти безнаказанными им не удалось – они были перехвачены восемью американскими истребителями Р-40, которым ценой двух машин удалось сбить два истребителя и два пикирующих бомбардировщика (по данным С.Э.Морисона, это были самолёты с «Дзуньё»). В этот же момент Н.Полмар заявляет об атаке американского бомбардировщика В-26 на авианосец «Рюдзё», по которому он сбросил торпеду, но безуспешно. За этой атакой последовали другие, в которых приняли участие В-17 и В-26, но все они оказались безрезультатными.
В итоге за два дня операции японцы потеряли 9 самолётов (по данным Н.Полмара). Иные источники японские потери оценивают в 11 машин: 3 торпедоносца B5N2, 4 бомбардировщика D3A1, 3 истребителя А6М2, а также 1 разведывательный гидроплан.
5 июня 1942 года из-за тяжёлой обстановки в районе о.Мидуэй японским руководством было принято решение отложить захват Алеутских островов. В связи с этим утром 5 июня авианосное соединение контр-адмирала Какуты и 1-я эскадра эсминцев получили приказ идти в район атолла Мидуэй, чтобы попытаться переломить ситуацию в пользу японского флота.Но, оценив обстановку сутки спустя, главное командование Объединенного флота приказало авианосцам вернуться к Северному соединению.Было решено отказаться от захвата острова Адак и сосредоточиться на островах Атту и Кыска. И 7 июня японский десант высадился сначала на этих островах. Гарнизон на них отсутствовал, поэтому захват прошёл без помех.
Опасаясь выдвижения крупных сил США на север, японцы дополнительно включили в состав Северного соединения два линейных корабля, два тяжелых крейсера и авианосец «Дзуйхо», а 13 июня – авианосец «Дзуйкаку» и ещё два тяжёлых крейсера. Однако американцы ограничились атаками подводных лодок и гидросамолётов.
С точки зрения "тактического военно-морского искусства" данную операцию можно оценить достаточно высоко, но, если учесть, что это был всего лишь отвлекающий манёвр, призванный помешать американцам сосредоточить максимум сил в районе Мидуэя, результаты выглядят уже не столь блестяще. Особенно это касается практических результатов налёта на Датч-Харбор.
На первый взгляд перечень повреждённых объектов внушителен, особенно уничтоженные нефтехранилища, однако большинство историков склоняется к точке зрения Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи («Всемирная история войн»): «Практических результатов они, по сути, не дали – разве что нескольким американским военным пришлось покраснеть».
Отметим, что созданный японцами форпост в виде двух оккупированных островов на севере Американского континента сохранился до середины 1943 года, когда американские войска освободили Атту и высадились на Кыску, с которого японцы заблаговременно незаметно эвакуировали свой гарнизон.
Таким образом, «Рюдзё» не принял участия в битве у атолла Мидуэй, но тем не менее в течение довольно долгого времени американцы были уверены, что они его потопили в ходе этого сражения.
После захвата двух островов «Рюдзё» в составе оперативного соединения до середины июля действовал в районе Алеутской гряды, обеспечивая прикрытие высадившихся войск. В Оминато авианосец вернулся только 12 июля, чтобы потом после непродолжительной стоянки в Сасебо в августе 1942 года перейти на Трук в распоряжение командующего Третьим флотом. Японский флот готовился к боям в районе Соломоновых островов, в которых авианосцу «Рюдзё» предстояло сыграть свою роль.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002.- 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов//Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/ В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11(68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник /Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.