Найти в Дзене
Navygaming Channel

«Дракон, взмывающий в небеса» идет к Алеутам/Часть 3. Датч-Харбор, Атту, Кыска

Завершаем рассмотрение "боевого пути" японского авианосца "Рюдзё". Ранее мы рассмотрели его применение у берегов Китая, в районе Малайзии, Индонезии, Голландской Отс-Индии. Кроме того, если вы помните, мы изучили (вспомнили) вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, а также состав его авиагруппы. Если кто-то хочет вернуться к этим ранее опубликованным материалам, то можно их найти в следующих статьях: Статья 1, Статья 2, Статья 3.

Окончание, начало ЗДЕСЬ и ТУТ

После действий в Яванском море японский авианосец "Рюдзё" долго не простаивал без дела. Уже весной 1942 года он вошёл в состав оперативной группы вице-адмирала Одзавы, включавшей также шесть крейсеров и четыре эсминца.Задачей Одзавы был перехват конвоев союзников у восточных берегов Индии и атака ряда портов. Авианосец «Рюдзё» действовал в составе Центрального соединения – основной группы сил Одзавы. Хотя англичане, узнав о появлении сильной японской эскадры на путях следования транспортов, и пытались остановить судоходство у восточного побережья Индии, японцам удалось нанести серьёзный урон конвоям союзников.

Немного помятая надстройка "Рюдзё" после ударов тайфуна
Немного помятая надстройка "Рюдзё" после ударов тайфуна

В период с 1 по 11 апреля самолёты «Рюдзё» в ходе этой операции потопили английское судно (2646 брт.), тяжело повредили голландский транспорт (2073 брт.), который затонул через сутки, и английское судно в порту Визагапатам. 6 апреля самолёты «Рюдзё» бомбили Визагапатам и Коканаду, вызвав панику среди населения. По британским данным, с 4 по 9 апреля японцы потопили 23 грузовых судна общим водоизмещением 32 404 тонны. А общий тоннаж потопленных судов составил около 100 000 брт, из которых самолёты «Рюдзё» только за апрель потопили десять кораблей. По данным С.Э.Морисона, союзные силы у берегов Индии потеряли торговых судов общим тоннажем 135689 тонн, а из 23 потопленных 15 были потоплены авианосной авиацией. Естественно, это на несколько месяцев вынудило британцев прекратить движение неохраняемых караванов.

Вице-адмирал Одзава командовал японским соединением в Индийском океане
Вице-адмирал Одзава командовал японским соединением в Индийском океане

Только 23 апреля авианосец вернулся в Японию, где был поставлен на плановый ремонт и модернизацию. По данным Ю.В.Апалькова, в ходе этого ремонта, который длился до 17 мая 1942 года, на «Рюдзё» подняли борт в носовой оконечности вплоть до ангара на одну палубу, что улучшило мореходные качества корабля. Авианосец был переклассифицирован в лёгкий, и в дальнейшем, после ввода в строй авианосца «Тайхо», его планировали использовать как авиаремонтное транспортное судно. Но вскоре для него нашлась боевая работа.

Летом 1942 года «Рюдзё» принял участие в Алеутской операции в составе Северного соединения под командованием вице-адмирала Хосогайя. Вместе с авианосцем «Дзуньё» он (5-я дивизия авианосцев контр-адмирала К.Какута) входил в состав сил прикрытия, которые также включали три тяжёлых крейсера и шесть эсминцев.

Тяжелый крейсер "Нати", один из участников операции против Алеутов
Тяжелый крейсер "Нати", один из участников операции против Алеутов

Авиагруппы авианосцев насчитывали семьдесят пять самолётов (двадцать один торпедоносец B5N2, двадцать четыре пикирующих бомбардировщика D3A1 и тридцать два истребителя А6М2). Основная задача была возложена на два десантных отряда: «Атту» – один лёгкий крейсер, четыре эсминца и два транспорта с 1000 солдат и «Кыска» – один лёгкий крейсер, два эсминца, шесть транспортов и 550 солдат десанта.

Для обороны Алеутских островов американцы выделили пять крейсеров (два тяжёлых и три лёгких), четырнадцать эсминцев и шесть подводных лодок под командованием контр-адмирала Роберта А.Теобальда. Однако в результате разведки, проведённой подводными лодками, японцы установили, что в районах намечаемой высадки не имеется кораблей, самолётов и крупных оборонительных сооружений противника. Силы Р.Теобальда находились слишком далеко от Датч-Харбора. В районе Датч-Харбора находились малые корабли (от эскадренного миноносца и меньше), в районе о.Кадьяк на Аляске – также малые корабли и крейсер.

Взлет самолетов с "Рюдзё"
Взлет самолетов с "Рюдзё"

26 мая 1942 года из базы Оминато (северная часть о.Хонсю) первым вышло авианосное соединение, 28 мая – соединение вторжения на о.Кыска, а 29 мая – соединение вторжения на о-ва Адак и Атту. Все соединения шли в условиях плотного тумана и штормовой погоды. Японцы избежали встречи с противником и в ночь с 3 на 4 июня вышли на ударную позицию.

Операция началась 3 июня с налёта японских бомбардировщиков на военно-морскую базу Датч-Харбор на острове Уналашка. Для удара на дистанции 165 миль от цели с двух авианосцев было поднято (по данным Н.Полмара) 36 самолётов (15 истребителей, 12 пикирующих бомбардировщиков и 9 торпедоносцев), при этом один торпедоносец с «Рюдзё» разбился при взлёте. Однако налёт проходил при неблагоприятных погодных условиях (низкая видимость из-за сильного тумана), такая погода вынудила все самолёты с «Дзуньё» и 2 торпедоносца с «Рюдзё» вернуться. В итоге на цель смогли выйти только семнадцать самолётов с «Рюдзё»: 14 бомбардировщиков и 3 истребителя (данные отличаются, по данным Н.Полмара – 6 истребителей и 6 торпедоносцев).

Датч-Харбор в огне, горят нефтяные цистерны
Датч-Харбор в огне, горят нефтяные цистерны

Самолёты появились над целью в 05:40 и нашли над Датч-Харбором идеальную лётную погоду. В гавани были обнаружены плавучая база гидросамолётов «Джиллис», эсминец DD-114 «Талбот», катер береговой охраны «Онондага», армейские транспорты «Филлмоур» и «Морлен». Американцы были предупреждены об японском налёте, поэтому корабли были в движении, ведя зенитный огонь, хотя и не покидали гавани. Характерно, что японцы для своих ударов выбрали береговые сооружения, казармы, нефтехранилище, стоянку гидросамолётов. В ходе двадцатиминутного налёта базе был нанесён «значительный материальный ущерб», убито 25 человек (С.Э.Морисон), сбита одна «Каталина», ещё один гидросамолёт был сожжён.

Горящий транспорт в порту Датч-Харбора
Горящий транспорт в порту Датч-Харбора

Часть источников говорит о сильном огневом противодействии американцев, но, вероятнее всего, речь идёт не о действиях в момент собственно авианалёта, а о последующих попытках американской береговой авиации нанести удар по японским авианосцам. В ходе первого налёта, по данным С.Э.Морисона, японцы потеряли два самолёта от зенитного огня американцев. Кроме этого, один истребитель А6М, повреждённый над Датч-Харбором, был потерян при вынужденной посадке на острове Акутан, где был захвачен американцами.

Совершивший вынужденную посадку на острове Акутан истребитель А6М, захваченный
американцами
Совершивший вынужденную посадку на острове Акутан истребитель А6М, захваченный американцами

При возвращении авиагруппы на авианосцы в бухте Макусин-Бэй были обнаружены пять американских эсминцев, для удара по которым адмирал Какута поднял вторую волну. В её состав вошли 9 истребителей, 6 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев, вооружённых бомбами, а также 4 разведывательных гидросамолёта с крейсеров. Однако повторно японским пилотам не удалось найти противника, а вот при возвращении американскими истребителями был сбит один гидросамолёт, второй повреждён.

На следующий день, 4 июня, под Датч-Харбору был нанесён ещё один авиаудар, в котором приняли участие 32 самолёта (15 истребителей, 11 пикирующих бомбардировщиков и 6 торпедоносцев). Как видим, адмирал Какута учёл наличие в районе боевых действий американских истребителей и увеличил истребительное прикрытие ударной группы. Надо признать, его решение было верным.

В ходе нового удара японские самолёты нанесли серьёзные повреждения береговым сооружениям, взорвали четыре нефтяные цистерны общей емкостью 26 664 баррелей (4,27 млн.литров), потопили плавучую казарму. Но уйти безнаказанными им не удалось – они были перехвачены восемью американскими истребителями Р-40, которым ценой двух машин удалось сбить два истребителя и два пикирующих бомбардировщика (по данным С.Э.Морисона, это были самолёты с «Дзуньё»). В этот же момент Н.Полмар заявляет об атаке американского бомбардировщика В-26 на авианосец «Рюдзё», по которому он сбросил торпеду, но безуспешно. За этой атакой последовали другие, в которых приняли участие В-17 и В-26, но все они оказались безрезультатными.

Американским Р-40 не удалось защитить Алеуты от ударов
японской авиации
Американским Р-40 не удалось защитить Алеуты от ударов японской авиации

В итоге за два дня операции японцы потеряли 9 самолётов (по данным Н.Полмара). Иные источники японские потери оценивают в 11 машин: 3 торпедоносца B5N2, 4 бомбардировщика D3A1, 3 истребителя А6М2, а также 1 разведывательный гидроплан.

5 июня 1942 года из-за тяжёлой обстановки в районе о.Мидуэй японским руководством было принято решение отложить захват Алеутских островов. В связи с этим утром 5 июня авианосное соединение контр-адмирала Какуты и 1-я эскадра эсминцев получили приказ идти в район атолла Мидуэй, чтобы попытаться переломить ситуацию в пользу японского флота.Но, оценив обстановку сутки спустя, главное командование Объединенного флота приказало авианосцам вернуться к Северному соединению.Было решено отказаться от захвата острова Адак и сосредоточиться на островах Атту и Кыска. И 7 июня японский десант высадился сначала на этих островах. Гарнизон на них отсутствовал, поэтому захват прошёл без помех.

Старенькому DD-114 «Талбот» посчастливилось пережить японский налет на Датч-Харбор
Старенькому DD-114 «Талбот» посчастливилось пережить японский налет на Датч-Харбор

Опасаясь выдвижения крупных сил США на север, японцы дополнительно включили в состав Северного соединения два линейных корабля, два тяжелых крейсера и авианосец «Дзуйхо», а 13 июня – авианосец «Дзуйкаку» и ещё два тяжёлых крейсера. Однако американцы ограничились атаками подводных лодок и гидросамолётов.

С точки зрения "тактического военно-морского искусства" данную операцию можно оценить достаточно высоко, но, если учесть, что это был всего лишь отвлекающий манёвр, призванный помешать американцам сосредоточить максимум сил в районе Мидуэя, результаты выглядят уже не столь блестяще. Особенно это касается практических результатов налёта на Датч-Харбор.

Японский эсминец "Акебоно" - участник боев и в Яванском море, и у Алеутов
Японский эсминец "Акебоно" - участник боев и в Яванском море, и у Алеутов
На первый взгляд перечень повреждённых объектов внушителен, особенно уничтоженные нефтехранилища, однако большинство историков склоняется к точке зрения Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи («Всемирная история войн»): «Практических результатов они, по сути, не дали – разве что нескольким американским военным пришлось покраснеть».

Отметим, что созданный японцами форпост в виде двух оккупированных островов на севере Американского континента сохранился до середины 1943 года, когда американские войска освободили Атту и высадились на Кыску, с которого японцы заблаговременно незаметно эвакуировали свой гарнизон.

Таким образом, «Рюдзё» не принял участия в битве у атолла Мидуэй, но тем не менее в течение довольно долгого времени американцы были уверены, что они его потопили в ходе этого сражения.

Авианосец «Рюдзё» нанес удар по Датч-Харбору, но впереди его ждал
"свой Мидуэй"
Авианосец «Рюдзё» нанес удар по Датч-Харбору, но впереди его ждал "свой Мидуэй"

После захвата двух островов «Рюдзё» в составе оперативного соединения до середины июля действовал в районе Алеутской гряды, обеспечивая прикрытие высадившихся войск. В Оминато авианосец вернулся только 12 июля, чтобы потом после непродолжительной стоянки в Сасебо в августе 1942 года перейти на Трук в распоряжение командующего Третьим флотом. Японский флот готовился к боям в районе Соломоновых островов, в которых авианосцу «Рюдзё» предстояло сыграть свою роль.

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002.- 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов//Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/ В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11(68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник /Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.