Найти в Дзене

Тайны забытой усадьбы графини Самойловой: история и легенды дворца в Графской Славянке

По дороге из Павловска в Гатчину, в поселке Динамо (название происходит от фабрики, которой больше нет), находится усадьба “Графская Славянка”. Здесь можно увидеть парк, церковь Святой Великомученицы Екатерины и усадебный дом. Рядом с дворцом раньше располагался деревянный театр.

Владельцы усадьбы вошли в историю своими эпатажными выходками. Хитросплетение их судеб было описано историком Михаилом Пыляевым в его произведении “Замечательные чудаки и оригиналы”. В этой книге рассказывается о нескольких поколениях владельцев усадьбы. Но обо всем по порядку...

История Графской Славянки, как и расположенных рядом Царского Села и Гатчины, начинается задолго до основания Санкт-Петербурга. В XVII веке Русская Ингрия - в том числе, мыза Славянка - была захвачена войсками под предводительством шведского генерала Якоба Де ла Гарди.

На территории погоста Славянский фельдмаршал Карл Карлсон Юлленъельм (незаконнорожденный сын короля Швеции Карла IX, поэт и писатель, меценат и просветитель), первый губернатор Ингерманландии, строит в 1630-х годах свою резиденцию - Карлберг, являющуюся центром уезда. Его дом имел полтора этажа, включая высокий цокольный этаж без окон.

Недалеко от усадьбы “Графская Славянка” находится большая краснокирпичная церковь Марии Магдалины, которая сейчас используется для нужд Всероссийским институтом растениеводства. Эта церковь и усадьба соединены длинной аллеей. История прихода этого храма также начинается во времена шведского правления. В 1641 году здесь был построен первый Лютеранский собор, который существовал до XIX века. Около него образовалось поселение Пязелево, где жили преимущественно финны и ингерманландцы.

К концу XIX века приход храма стал самым крупным лютеранским приходом в Петербургской губернии. 1883 году, на месте старой деревянной церкви, пришедшей в негодность, по проекту архитектора Александра Видова было начато строительство ныне существующего каменного храма с высокой колокольней, рассчитанного на 1100 прихожан.

После захвата Приневских земель Петром I в 1708 году он подарил шведскую резиденцию Карлберг своей жене Екатерине Скавронской. Мыза включала в себя несколько деревянных строений и к ней были приписаны восемнадцать деревень и две пустоши. Когда Екатерина стала императрицей, она подарила Славянскую мызу и титул графа своему названному брату Карлу Скавронскому. Тогда же усадьба Карлберг приобретает название Графская Славянка.

В середине XVIII века по заказу Мартына Карловича Скавронского неизвестным архитектором были построены каменный усадебный дом, церковь Святой Великомученицы Екатерины и разбит парк. Церковь дважды перестраивалась: в 1830-ых годах А. П. Брюлловым и в 1870-ых — А. И. Резановым.

Следующим владельцем Графской Славянки стал Павел Мартынович Скавронский. В 1781 году он женился на Е. В. Энгельгардт, племяннице Г. А. Потемкина. Пока супруги жили в Неаполе, у Екатерины Васильевны начался роман с молодым графом Джулио Литтой. После смерти Павла Мартыновича она стала женой графа.

Прибыв в Россию, Джулио Литта увлекся своей падчерицей Марией Пален, дочерью Екатерины Васильевны от первого брака. В 1803 году у них родилась дочь Юлия. Согласно завещанию, она получила большую часть имущества Литты. Зная о том, кто является истинным отцом Юлии -Павел Петрович Пален в 1804 году потребовал развода, который был ему дан. Пален при этом не только отказывается от своей дочери, но и ни разу после этого не пытается встретиться с ней.

Юлия Павловна. Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год Государственный Эрмитаж
Юлия Павловна. Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год Государственный Эрмитаж

Юлия Павловна была принята ко двору вдовствующей императрицы Марии Федоровны в качестве фрейлины, что стало началом ее яркой светской жизни. Молодая девушка смогла завоевать сердце самого императора Александра I, и их роман был бурным и кратковременным. Однако, когда Юлия Павловна забеременела, лейб-медики быстро справились с этим, и она навсегда осталась бесплодной.

Когда их роман подошел к концу, Александр I устроил для Юлии Павловны брак с богатым наследником — графом Николаем Самойловым. Однако их отношения не сложились, и бурные ссоры между супругами стали предметом пересудов в обществе. Граф Самойлов был известен своей склонностью к кутежу и азартным играм, в то время как его жена - к красивым мужчинам.

К. Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с приемной дочерью и арапкой.
К. Брюллов. Портрет Ю. Самойловой с приемной дочерью и арапкой.

Вскоре после свадьбы супруги разъехались: Юлия Павловна уехала на родину своего отца, в Италию, где у нее начался роман с художником Карлом Брюлловым. Их отношения продолжались более 10 лет и вызывали скандал в обществе, даже император Николай I был недоволен. Однако Юлия Самойлова до конца жизни Брюллова оставалась его музой и спонсором.

В 1829 году после смерти Екатерины Васильевны Юлия Павловна унаследовала усадьбу Графская Славянка и превратила ее в итальянский дворец, ставший одним из центров светской жизни Петербурга.

Графская Славянка
Графская Славянка

Графиня Юлия Павловна Самойлова заказала проект перестройки своего дома молодому архитектору Александру Брюллову. Он недавно вернулся из Италии, где обучался искусству архитектуры. Александр был братом знаменитого художника Карла Брюллова.

"В качестве друга Вашего брата я решаюсь писать Вам и просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в моем имении в Славянке близ Петербурга"
-5

Учитывая предпочтения графини, влюбленной в Италию, Брюллов спроектировал усадебный дом в стиле итальянской виллы с галереей-аркадой, обращенными в сад. Главный вход в здание располагался со стороны дороги. Центральная часть здания была украшена живописной лоджией, над которой располагался балкон. Между ними на двух выступах находились беседки с балюстрадами. Фасады были богато украшены скульптурой, барельефами и орнаментами.

Интерьер дома. неизвестный художник
Интерьер дома. неизвестный художник

Брюллов внес новшества в планировку здания, стремясь создать атмосферу уюта и комфорта. Он создал небольшие комнаты с разной конфигурацией и эркерами и нишами для диванов. Дворец был оформлен по последнему слову моды.

Интерьер дома. Художник неизвестен
Интерьер дома. Художник неизвестен

Большой зал в центре здания разделял его на две части и через лоджию выходил в сад. С другой стороны, к залу примыкал вестибюль. Вокруг зала располагались гостиные, столовая, буфетная и бильярдная комнаты, которые отделяли его от личных комнат хозяйки - спальни, будуара, кабинета и библиотеки. На верхнем этаже находились спальни двух приемных дочерей Юлии Павловны Самойловой.

Интерьер дома. Неизвестных художник
Интерьер дома. Неизвестных художник

Отец А.С. Пушкина - С. Л. Пушкин писал дочери в 1835 году:

«Это сокровище! Невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений. Архитектором и декоратором является Александр Брюллов. Все ходят смотреть это точно в Эрмитаж»

На территории усадьбы были построены различные хозяйственные постройки и жилые дома для слуг. Между дорогой, идущей из Павловска в Гатчину, и главным домом раскинулся английский сад с прудом. Недалеко от дома был построен небольшой деревянный театр по проекту Александра Брюллова в псевдорусском стиле. А рядом с театром располагалась беломраморная радоновая купальня для гостей.

Усадебный дом. Фасад. Предположительно советский период
Усадебный дом. Фасад. Предположительно советский период

Период, когда Юлия Павловна жила в усадьбе, был временем ее наивысшего расцвета. Балы, концерты, маскарады, театральные представления сделали летний салон графини достопримечательностью столицы. Дни, когда в Графской Славянке давались приемы, соседние Царское Село и Павловск пустели, что вызывало недовольство императора Николая I.

Юлия Павловна была очень общительной и гостеприимной. Она привлекала к себе самых известных и влиятельных людей России, включая дипломатов, поэтов и художников. Громадная библиотека, архив, коллекция художественных редкостей привлекали в поместье гостей. Рядом с дачей (так хозяйка называла свою усадьбу) находились цветочная оранжерея и школа для юношей.

Усадьба Графская Славянка. Автор фото неизвестен / источник vk.ru
Усадьба Графская Славянка. Автор фото неизвестен / источник vk.ru

В июле 1842 года умер муж Юлии Павловны - граф Николай Самойлов. И графиня отправилась в Италию. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшегося необыкновенной красотой. По законам брак с иностранцем лишил Юлию Павловну подданства Российской империи. Она продала усадьбу и другое имущество. Этот брак не продлился долго, синьор Пери скончался в том же году от туберкулеза.

Николай I приказал приобрести имение в казну и переименовать его в Царскую Славянку. Вначале здание использовалось для размещения войск петербургского гарнизона во время маневров, затем здесь была открыта Императорская школа садоводства и огородничества. Позже дворец стал доступен для учениц петербургских женских институтов на лето.

В 1863 году, в возрасте 60 лет, Юлия Павловна решила восстановить свой титул графини, для чего вышла замуж в третий раз за разорившегося французского графа Шарля де Морнэ. После свадьбы Юлия Павловна и ее муж разъехались. Она получала титул графа, но была вынуждена выплачивать ему большое содержание, что сильно сказалось на ее финансовом положении. К концу жизни Юлия Павловна потеряла почти все свое состояние. Приемные дочери, вышедшие замуж, через суд требовали у нее обещанные деньги и имущество. Юлия Павловна умерла от воспаления в груди 14 марта 1875 года в Париже.

В 1918 году усадьбу национализировали и переименовали ее в Красную Славянку. В усадебном доме была устроена колония для беспризорных детей. А после окончания Гражданской войны здание передали под дом отдыха ученых. Храм был закрыт в 1938 году, в нем устроили клуб и кинозал.

В 1941 году дворец Самойловой был занят испанскими войсками, здесь был расквартирован штаб Голубой дивизии. В 1943 году советская артиллерия устроила массированный обстрел, который превратил дворец в руины.

После освобождения Красной Славянки от захватчиков, недалеко от дворца располагалась исправительно-трудовая колония для тех, кто сотрудничал с врагом во время войны. Во дворце был устроен склад нефтепродуктов и оборудования для колонии.

Так продолжалось до 1954 года, когда колонию преобразовали в фабрику “Динамо”. Фабрика организовала ограждение усадьбы и охрану территории. С тех пор правительство несколько раз принимало решения о восстановлении усадьбы, но все они не были реализованы.

Усадебный дом. фото Андрей Агафонов / источник citywalls.ru 1996 год
Усадебный дом. фото Андрей Агафонов / источник citywalls.ru 1996 год

Графские развалины окутаны множеством легенд. Некоторые владельцы дворца были известны своими масонскими связями, и есть предположение, что они предусмотрели подземные ходы для тайных собраний. Юлия Павловна, владелица дворца, также была связана с масонством. При перестройке дома она заказала художнику Брюллову роспись стен и подземных помещений в стиле, включающем изображения рыцарей и чертей. Подземные помещения до войны использовались в качестве складов.

В 2012 году дворец был продан частному лицу для создания здесь гостиницы. Внешне здание уже восстановлено, но над интерьерами до сих пор продолжаются работы.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: