Найти в Дзене

Усадьба Торосово: наследие баронов Врангелей. Страшная трагедия в стенах усадебного дома.

Руины родового поместья Врангелей больше похожи на развалины средневекового замка. Сложно представить, что всего лишь 130 лет назад тут кипела жизнь и в деревне проживало множество людей, а сама усадьба считалась одним из самых роскошных владений в окрестностях Санкт-Петербурга. И даже хозяйственные постройки, коих в имении было великое множество, отличались изысканными украшениями: лепниной, узорной кирпичной кладкой, орнаментами из камней.

До революции в Петергофском и Ямбургском уездах Петербургской губернии проживало большое количество прибалтийских немцев, которых привлекала близость их родовых мыз в Эстляндии и Лифляндии и возможность жить ближе к столице. В основном они служили в Петербурге. Прибалтийские немцы стремились поддерживать свою обособленность, часто вступали в брак между собой и славились ведением образцового хозяйства.

Семья баронов Врангель также обосновалась в этой части губернии. Их поместье “Торосово” сохранилось до наших дней в виде живописных развалин.

Семья Врангелей получила земли в Ингерманландии в 1653 году, когда шведская королева Кристина подарила имение Терпилицы и Торосово Герману фон Врангелю (тогда оно называлось Doroskowa). В дальнейшем Врангели поступили на службу к русскому царю, доказав свою верность во время Полтавской битвы в 1709 году. Тогда 22 члена их семьи отдали свои жизни за русского монарха.

Усадьба Торосово появилась лишь к концу XIX века. Прежде эта деревня относилась к имению Терпилицы, которым с 1840-ого года владел Егор Ермолаевич Врангель. Блестящий офицер, участвовавший в ряде военных операций, кавалер нескольких орденов, выйдя в отставку в звании штабс-капитана, не сидел сложа руки, а служил в качестве чиновника по особым поручениям при Военном министерстве и был даже отмечен императором Николаем I.

Барон, будучи человеком властным, вел управление своими землями в соответствии с требованиями времени, то есть «с неистовством», однако при этом помогал своим крепостным. Многие избы были построены из материала, предоставленного Врангелем и на его деньги. А дворяне Ямбургского уезда неоднократно избирали Егора Ермолаевича своим предводителем.

Дом барона Врангеля в Торосово
Дом барона Врангеля в Торосово

Впоследствии усадьба Терпилица перешла к младшему сыну Егора Ермолаевича, Николаю Егоровичу, который стал отцом Петра Врангеля, известного как “Черный барон”. Часть имения с деревней Торосово досталась среднему сыну, Михаилу Егоровичу. В 1870-х годах там была создана усадьба.

Дом барона Врангеля в Торосово
Дом барона Врангеля в Торосово

В восточной части имения был создан красивый парк, а на возвышенности был построен двухэтажный дом из кирпича в готическом стиле. По моде эпохи эклектики четыре фасада здания отличались друг от друга. Дом был хорошо виден из разных уголков парка.

Усадебный парк был целиком рукотворный. Здесь можно было увидеть лиственницы, дубы, вязы, перемежающиеся с четко очерченными силуэтами елей и пихт.

Склады в усадьбе Врангеля
Склады в усадьбе Врангеля

Западная часть усадьбы была отдана под хозяйственные цели. Там были возведены конюшни, амбары, скотный двор, молочня, кузница и даже небольшой кирпичный завод для собственных нужд хозяев. Врангели предпочитали строить из собственных материалов. Все эти строения были сложены из крупных булыжников, скрепленных мелкой галькой и известковым раствором. Это создавало впечатление настоящей средневековой деревни.

Склады в усадьбе Врангеля
Склады в усадьбе Врангеля

Подобная технология строительства из необработанного камня была распространена в западной Ингерманландии из-за своей практичности. Камень собирали на полях, освобождая место для будущих посевов. Здания из дикого камня возводились быстро, были прочными и удобными.

Усадебный дом наши дни. источник vk.ru группа "Вольный краевед" / автор неизвестен
Усадебный дом наши дни. источник vk.ru группа "Вольный краевед" / автор неизвестен

Сложно сказать, как часто Врангели бывали в усадьбе “Торосово” в те времена, поскольку Михаил Егорович занимал посты губернатора Полоцка, а позже губернатора Лифляндии. Когда Михаил Егорович скончался в 1899 году, усадьба перешла к его сыну Георгию, который проживал там со своей семьей постоянно.

Усадебный дом наши дни. источник www.fiesta.ru / автор @andrei_mikhailov
Усадебный дом наши дни. источник www.fiesta.ru / автор @andrei_mikhailov

Георгий Михайлович оказался хорошим хозяином. При нем усадьба процветала: он завел хозяйственный хутор, приобрел соседние поместья - Губаницы и Раскулицы. Он лично вкладывал средства в строительство дорог, помогал крестьянам с пособиями на покупку скота и посевного материала. С началом Первой мировой войны он открыл в своем доме благотворительную столовую для детей тех, кто был мобилизован на фронт.

Усадебный дом наши дни. источник www.fiesta.ru / автор @andrei_mikhailov
Усадебный дом наши дни. источник www.fiesta.ru / автор @andrei_mikhailov

Но все это не помешало Черносотенным газетам сделать Михаила Егоровича объектом настоящей травли. Многим не давало покоя его не русская фамилия и образцовый порядок в его хозяйстве. Сначала барона Врангеля обвиняли в том, что он скрывает лошадей от мобилизации и даже раздавались призывы привлечь его к суду.

Затем стали говорить, что в его имении живет турецкая поданная. В те годы существовал официальный указ о выселении из России всех подданных Германии и Турции. Управляющий имением был подвергнут трехмесячному тюремному заключению. Позже выяснилось, что это была сербская девушка Елена Ангелович, которая служила няней.

Врангель Георгий Михайлович с супругой
Врангель Георгий Михайлович с супругой

В 1917 году семья Врангелей продолжала жить в Торосово. Георгий Михайлович, будучи человеком добрым и отзывчивым, легко находил общий язык с крестьянами. После того как имение было национализировано, сельский сход постановил, что барону следует разрешить остаться в его доме, а его семья будет получать продовольственное обеспечение.

В то же время по окрестным усадьбам прошла волна преступлений - нападений бандитов и убийств их хозяев.

Но спокойствие в Торосово было недолгим. 21 февраля 1918 года в усадьбе произошла трагедия. В этот день с фабрики вернулся сын бывшего камердинера Георгия Михайловича. Он начал дебоширить на кухне. Барон пригрозил ему, что выгонит его из дома. Тот недобро усмехнулся и ушел.

Но вскоре он вернулся в Торосово вместе с подмогой — отрядом солдат. Разбив окна, они проникли в дом. Они по-хозяйски ходили по дому, грабили, разбивали дорогой севрский фарфор, издевались над беззащитной семьей барона. А потом потребовали ужин в парадной столовой.

Когда непрошенные гости собрались уезжать, один из них решил выстрелить в Георгия Михайловича. Разрывной пулей ему раздробило плечо. Раненого барона оттащили в комнату, где начали оказывать ему первую помощь. Но солдаты ворвались и выстрелили в него в упор. А затем они стали всячески глумиться над покойным.

Неизвестно, что бы грозило семье, если бы не крестьяне. Они уважали и любили бывшего хозяина. Мать и жену убитого вывели полуодетых на мороз, а затем приказали привести малолетних детей. Но тогда староста деревни на коленях упросил сохранить жизнь детям и женщинам. Но кровавая расправа имела для них необратимые последствия.

Вскоре мать барона - Шарлотта Павловна Корф умерла. Вдове Георгия Врангеля с детьми удалось убежать в Петроград. Но в 1919 году умер старший сын Юрий, который после всего увиденного сошел с ума. А баронесса Марианна Львовна Врангель смогла уехать в Бельгию, где ей пришлось работать на ткацкой фабрике. Дети остались в России, где были под защитой няни - она выдавала их за своих. Только в 1927 году ей удалось помочь Марианне Львовне вывести их в Европу.

После революции в Торосово разместилась сельская школа. В 1960-ых годах для нее построили новое здание. А усадебный дом стал бесхозным и подвергся разграблению.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: