Найти тему
НУАР-NOIR

Рождественская сказка в нуарных тонах

-2

Несмотря на исключительный драматизм фильма «Окись», его обычно вспоминают в связи с приватным танцем, который явила героиня Джессики Бил. Тоже важный элемент сюжета, но история совершенно об ином, ибо держится на понятии «чуда».

Перевод названия ленты «Окись» хотя и устоявшийся, но всё-таки не самый логичный, так как при дословном толковании Powder Blue означает «небесно голубой», однако обладает синонимичным значением «Прах грусти» или же, если говорить более привычными словами, то «Томление духа» (вспоминайте строчки из «Экклезиаста»).

Вам действительно предложна рождественская сказка, даже с некоторыми отсылками к «Этой замечательной жизни», только без безудержного социального оптимизма, присущего фильмам Капры. В «Окиси» даже чудеса несут в себе трагический оттенок.

Вам предложен нуар без криминала. Такой тоже бывает. Есть, конечно, некоторые отголоски прошлого, вроде тяжелой болезни у выпущенного досрочно на волю налётчика, который до этого четверть века провел в тюрьме. Мол, даём тебе шанс помереть на свободе. Но он лишен уголовной модели поведения – просто усталый человек.

Предпраздничный Лос-Анджелес явлен зрителю как город полный одиночества и трагизма. Он по самую завязку набит аутсайдерами, которые никак не могут найти своего места в мире. В итоге судьбы четверых из них удивительным образом переплелись, создавая причудливый «бытийственный орнамент».

Танцовщица из сомнительного заведения с, казалось бы, приличным названием «Дикий бархат». Утративший веру и желающий покончить с собой священник. Бывший грабитель, снабженный за своё стойкое молчание приличной суммой денег. Невротичный юноша, который унаследовал разоряющееся похоронное агентство.

Каждому из них нужно «чудо». Хотя бы небольшое, но дающее шанс найти себя в будущем. Танцовщице надо, чтобы выздоровел её больной сын. Она готова на всё – лишь бы оплачивать счета на его лечение. Но танцами много не заработаешь.

К слову сказать, достаточно мерзенький типчик, что содержит «Дикий бархат» - это последняя роль Патрика Суейзи в большом кино; в парике его без подсказки и не опознаешь сразу. Видимо, как раз из-за специфики этого заведения кинокритики «заминусовали» ленту, наставив ей кучу дизлайков. Крайне несправедливо…

Не всякая драма должна быть «Красотой по-американски». «Окись» отличается удивительным свойством – она не напрягает, обладая некой «ночной медитативностью». Ты понимаешь, что всё будет крайне плохо, но просто расслабляешься и плывешь по течению сюжета навстречу беде, тихо радуясь, что это - беда персонажей, а не твоя собственная.

Кадр из фильма «Окись» (2008)
Кадр из фильма «Окись» (2008)

В ленте есть несколько удачных находок. Например, бывший священник, небезосновательно полагающий суицид – грехом, а потому стремящийся «заказать» самого себя. Ведь если меня убьют, то «это как бы не считается?». Впрочем, это уже трусость и малодушие – тоже нехорошо.

Кадр из фильма «Окись» (2008)
Кадр из фильма «Окись» (2008)

В итоге парадокс ночного города заключается в том, что у одних есть деньги, но нет счастья. А у других имеются проблемы, но нет средств на их решение. Впрочем, в определенный момент нити судеб могут сплестись в сложный клубок, что несколько изменит Узор Жизни.

Кадр из фильма «Окись» (2008)
Кадр из фильма «Окись» (2008)

Нет, «всё будет хорошо» - это для кинематографа 40-ых. В данном случае уже неплохо, если всё не закончится совсем трагично. Без жертв, конечно, не обойтись. Но в итоге одиноких людей будет меньше. Кто-то «уйдет», кто-то найдет половинку. Ведь мегаполис – это не масса людей, это первую очередь мега-одиночество людей, упустивших свою жизнь.